Египет. Будущее неизвестно…

В течение двух последних лет  в Египте  не утихают волнения. Новый подъем напряженности произошел 25 января 2013 г., и его отголоски  чувствуются до сих пор. В этот день на каирскую площадь Ат-Тахрир пришли тысячи людей. Возглавлявший их Фронт национального спасения (ФНС), объединяющий либералов и левых, требовал свержения президента Мухаммеда Мурси и ухода в отставку  Ассоциации Братьев-мусульман (АБМ). В Каире, Александрии и других городах начались столкновения с полицией, в результате которых 25-27 января с. г. погибли несколько десятков демонстрантов и почти 500 манифестантов получили ранения. В последующие дни происходили столкновения в Каире вокруг президентского дворца и штаб-квартиры АБМ в районе Мукаттам, а также на Ат-Тахрире.

Одновременно начались выступления в Порт-Саиде, Исмаилии и Суэце, где протестовали против решения суда, приговорившего к смертной казни 21 человека (они обвинялись в беспорядках на стадионе, приведших к гибели 74 человек). В ходе этих выступлений  погибли 38 человек и более 700 получили ранения. Власти вынуждены были ввести в этих городах  комендантский час, хотя получилась нечто комичное – жители этих трех городов вышли на улицы в ночное время, и никто ничего не смог сделать.

М.Мурси возложил тогда на армию  функции полиции,  вплоть до арестов демонстрантов. Военные решительно отвергли эти указания. Министр обороны и военного производства АРЕ Абд аль-Фаттах аль-Сиси даже предупредил, что противостояние военных структур и оппозиции «приведет страну к коллапсу». Он подчеркнул, что войска и танки введены в Порт-Саид, Исмаилию и Суэц для обеспечения бесперебойной работы Суэцкого канала, а не в качестве карательной силы. Тем более, что с берега Канала уже были обстреляны некоторые суда[1].

Положение в Египте является крайне сложным. Революцию затеяли либеральные силы, а к власти пришла АБМ. М.Мурси укрепил свое положение, подписав в ноябре 2012 г. Конституционную декларацию, которая позволяет издавать декреты, которые  невозможно  оспорить  в суде. Он запретил судам принимать решения,  позволяющие распустить Маджлис аш-шура (верхнюю палату парламента) и Конституционную ассамблею.  Кроме того, было сформировано и работает правительство и принята Конституция, которую поддержали 63% избирателей (хотя явка на референдум составила чуть более 30%). В соответствии с нею представители духовенства получили возможность вмешиваться в процесс принятия законов, а религиозные меньшинства окажутся теперь без должной защиты со стороны государства. На стороне исламистов выступают выпускники Университета Аль-Азхар, численность которых составляет 10 млн человек,  при этом   все члены АБМ (а это 600 тыс. человек) являются также его выпускниками[2].

Но сторонникам политического исламизма противостоят достаточно мощные силы. Во-первых, против режима выступает ФНС, возглавляемый Мухаммедом аль-Барадеем. Входящие в него партии преследуют прямо противоположные цели. Фронт возглавляют люди, часть из которых ассоциируется с режимом президента Хосни Мубарака. Все это ведет к противоречиям, однако  имеется общая задача – не допустить контроля над Египтом исламистами. Вторая сила – эта армия, она противостоит исламистам, и напряженность в их взаимоотношениях, хотя и  скрытая от посторонних взглядов,  по-прежнему высока. В-третьих, проблема судей. Ярким примером были процессы над бывшими руководителями, которые были оправданы. 20 марта 2013 г. министр юстиции АРЕ Ахмед Мекки подал в отставку, заявив, что власть вмешивается в дела судей и  пытается оказать на них давление. А.Мекки оставили и попросили продолжать исполнять свои обязанности.

Недовольство правлением АБМ продолжает нарастать. Даже далекие от политики крестьяне, которым близки лозунги исламистов, разочарованы.   «Братья», говорят они,  обещали каждому корову и мопед в случае их прихода к власти, а прошло два года и ничего не сделано.

Согласно анализу египетской ситуации, осуществленной директором Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» Имадом Гадом, египетский избиратель сейчас разделен на три группы. Во-первых, это т. н. «идеологи»,  которые пойдут голосовать, исходя из своих убеждений, а именно салафиты, АБМ, либералы, социалисты, насеристы – всего около 10 млн человек. Во-вторых, «колеблющийся», т. е. средний класс, который хочет сохранить то, что у него есть, и который составляет 15 млн избирателей. В-третьих, бедняки и деполитизированные крестьяне, для которых самое важное религия и еда, их около 20 млн. Вторая группа пошла сначала за АБМ, надеясь на стабильность и безопасность, но они меняют сейчас свою позицию. Третья группа, по мнению И.Гада, тоже изменяет позицию, поскольку они видят обман со стороны «братьев»[3].

Падение авторитета, который ранее заработала АБМ, наглядно проявилось в решениях  жителей Александрии, Эль-Махаллят эль-Кубра, и Аль-Мансура, которые  заявили, что считают себя свободными от режима исламистов.

Но, несмотря на все сдвиги, Египет не созрел для краха «Братьев-мусульман».  В момент  избрания главы государства разрыв в голосовании  составил всего лишь  2%.  Ситуация, конечно, меняется, но все же около половины избирателей президента поддерживают.

На политическую палитру накладываются проблемы экономики.

Контролируемые генералами ок. 15% экономики остались, судя по всему, в стране. Зато ее покинули  богатые и супербогатые люди вместе со своими деньгами. Результат известен – хозяева уехали, производства закрылись,  безработица взлетела. Египетская экономика сократилась на 0,8%,  один миллион рабочих потеряли работу. Возникли проблемы туристический области.  Египет посетили в 2010 г. 14,7 мл. человек, принеся в бюджет 13 млрд долл., в 2011 г. приехало 9,8 млн, в 2012 г. – 11,5 млн, а в январе-феврале 2013 г. туризм упал на 20%. Иностранные инвестиции сократились с 6,4 млрд долл. в 2010 г. до 0,5 млн долл. в 2011 г. Дефицит бюджета достиг 10% валового внутреннего продукта, и валютные запасы упали до 15 млрд долл., которых едва хватит на покрытие расходов на импорт в течение ближайших двух-трех месяцев[4]. Курс египетского фунта снижается. Внутренний долг АРЕ доставил 120 млрд ег. ф., размер внешнего долга полгода назад составил  34,5 млрд долл., а сейчас – 42 млрд долл.[5].

Ситуация требует вливания внешних денег. М.Мурси взял в долг 4 млрд долл. у Катара, 2 млрд – у Турции и 2,5 млрд долл. у Исламского банка развития. Но одновременно он отверг согласованное прежде предложение Международного валютного фонда о получении  кредита на 3,5 млрд долл., поскольку им было принято решение сохранить дотации на основные продукты питания, против чего выступает МВФ  (переговоры продолжаются)[6].

В первые дни после свержения Х.Мубарака средства массовой информации утверждали, что у него и его окружения на зарубежных счетах имеется 70 млрд долл. Но после его свержения разговоры сошли на нет: то ли СМИ выдали непроверенную информацию, то ли надавили на прессу, чтобы не привлекать к этому внимания. Что же касается Запада, то обещанная им весной 2011 г. в  помощь  в размере 20 млрд долл. не выделена. Правда, в середине января 2013 г. глава Евросоюза Х.ван Ромпей обещал египтянам 5 млрд евро для поддержания процесса перехода к демократии, но это пока лишь на словах.

В общем-то мечте либералов так и не удалось сбыться. Ошиблись и те, кто хотел подправить свое материальное положение, поделив состояние семьи Х.Мубарака, и те, кто мечтал избавить власть от традиций тирании, кумовства и старорежимного наследия. Вместо независимой политики в условиях истинной демократии — господство АБМ  и долговая петля на шее государства.

 

Х                               Х                         Х

Будущее Египта остается неясным. «Братья» и поддерживающие их салафиты опираются на поддержку половины населения страны, а либералы, социалисты, насеристы – на вторую половину. Но, так или иначе,  М.Мурси собирается править  не один год. Еще не избрано Народное собрание — нижняя палата парламента. Выборы перенесены на октябрь с. г. Но судя по нынешнему состоянию дел, половина нижней палаты будет состоять из исламистов, половина – из их противников. Остается лишь надеяться, что у египтян хватить терпения для того, чтобы нынешнее противостояние не закончилось гражданской войной.

1. Филатов С. Похищение Революции. // Международная жизнь, февраль 2013.

2. Люкманов А. Российские мусульмане и «арабская весна». // Там же, с. 91.

3. Филатов С. Похищение Революции. // Там же, с. 79.

4. http://www.project-syndicate.org/commentary/revolutionizing-arab-economies/russian; Дузь С. Двухлетие революции: Египет на пути в прошлое. // Голос России, 12.02.2013 – на: rus.ruvr.ru/2013_02_12/Dvuhletie-revoljucii-Egipet-na-puti-v-proshloe/

5. Дузь С. Двухлетие революции …

6. Plan d’aide a l’Egypte: les discussion avec le FMI se poursuivent. // Les Echos, 17.03.2013 – a: www.lesechos.fr/economie-politique/monde/actu/afp-00507420-plan-d-aide-a-l-egypte-les-discussions-avec-le-fmi-se-poursuivent-549804.php

 

52.25MB | MySQL:103 | 0,444sec