Иордания и гражданская война в Сирии

«Живучесть» нынешнего сирийского режима вынуждает зарубежных спонсоров оппозиции  искать дипломатические каналы диалога с президентом Б.Асадом в попытках прийти к некому компромиссу в отношении прекращения огня и проведения «справедливых» выборов в 2014 году. Одновременно руководство приграничных стран все более и более начинает беспокоить возрастающее количество сирийских беженцев на своей территории. Этот фактор помимо чисто гуманитарных рисков несет в себе и опасность роста социального напряжения. Лагеря, как  это случается практически во всех подобного рода конфликтах, превращаются в рассадник бандитизма и нестабильности. Помощь по каналам ООН и других международных организаций в настоящее время далеко недостаточна, а тенденция увеличения числа беженцев не спадает. Одновременно в лагерях вовсю действуют тыловые штабы тех или иных вооруженных группировок, что начинает угрожать уже политической стабильности режиму в той же Иордании. По крайней мере, власти этой страны рассматривают фактор беженцев как наиболее реальную опасность в связи с происходящими в Сирии событиями. Число сирийских беженцев в королевстве на сегодняшний день превышает уже 385 тыс. человек, и как свидетельствуют эксперты,  динамика прироста числа беженцев не снижается. Амман в этой связи был вынужден недавно открыть еще два дополнительных лагеря в районе города Мафрак.

Отметим, что иорданские власти и так постоянно испытывают большие проблемы в связи с палестинскими беженцами, число которых в королевстве уже зашкаливает за разумные пределы. По нашим данным, король Абдалла IIотдал в марте с.г. Приказ иорданским силовым структурам  усилить негласные меры контроля и мониторинга за всеми палестинскими организациями в стране. Одновременно пограничные части получили указание всячески препятствовать притоку палестинских беженцев из Сирии в Иорданию. Наиболее верные черкесские части армии и спецслужб  в настоящее время фактически взяли в кольцо основные лагеря сирийских беженцев, стремясь не допустить столкновений с местными бедуинскими племенами и предотвратить «расползание» сирийцев по территории страны.

Амман в этой связи вынужден брать на себя роль основного посредника в консультациях с Дамаском. Мы уже говорили о том, что каналы иорданских спецслужб активно используются их американскими коллегами для неофициальных переговоров с самой могущественной спецслужбой Сирии – разведкой ВВС. На них речь идет о сохранности арсеналов химического оружия  сирийской армии. Проблема беженцев заставила руководство Иордании перейти к прямому формату переговоров на самом высоком уровне. Иорданский король Абдалла II 7 марта с.г. посетил Дамаск с блиц-визитом, в рамках которого обсуждал с Б.Асадом тему сирийских беженцев и возможное проведение «справедливых выборов» в 2014 году. В этом контексте иорданский монарх «пробрасывал» и тезис о проведении переговоров с сирийской оппозицией и достижение всеобщего прекращения огня. Заметим, что эта инициатива, по мнению ряда экспертов, была личным желанием Абдаллы II, и не была продиктована просьбой Вашингтона и Эр-Рияда. Тем не менее, по результатам консультаций король проинформировал своих союзников об их итогах, охарактеризовав их как «провальные», а самого  Асада как человека «потерявшего связь с реальностью». Сирийский президент обвинил самих беженцев в сложившейся ситуации, отдельно подчеркнув, что их никто не вынуждал покидать насиженные места. Здесь позволим не согласиться с мнением сирийского лидера и повторим ранее высказывавшееся нами мнение о том, что лояльные ему войска и иррегулярные формирования «шабиха» проводят целенаправленную политику террора и запугивания с целью как можно в большей степени минимизировать число враждебного режиму суннитского населения. Это осложняет деятельность повстанцев и лишает их необходимых тыловых баз. В условиях диспропорции алавитского и суннитского населения такая тактика, по оценке режима, является однозначно логичной.

Несмотря на такие оценки Б.Асада, иорданский монарх, тем не менее, после своего возвращения отдал ряд принципиальных директив. Две мы уже озвучили выше. Кроме того, Амман решил ограничить свое сотрудничество с американцами в рамках предотвращения расползания химического оружия исключительно областями обмена информации. ЦРУ США также разрешено создать свои передвижные резидентуры в лагерях сирийских беженцев  на  границе Хашимитского королевства для сбора информации по этому вопросу от вновь прибывших беженцев, вербовки агентуры и направления ее обратно в Сирию для сбора информации по теме складов химического оружия. Это означает, что неофициальный канал  контактов с разведкой ВВС Сирии Управление общей разведки (УОР) Иордании заморозило. Прекращены также тренировки групп сирийских боевиков американскими инструкторами на базе спецназа под Амманом. Напомним, что целью этого было создание отрядов из сирийцев, которые могли бы в случае необходимости взять под свой контроль склады с химоружием. Абдалла II  также запретил боевую подготовку боевиков для Сирийской свободной армии (ССА) на территории лагерей беженцев, ограничив активность этой структуры исключительно вопросами организационно-административной деятельности. При этом иорданское руководство, тем не менее, продолжает «закрывать глаза» на поставки оружия сирийской оппозиции через свою территорию.

Общий курс  Аммана в этой связи подразумевает, при сохранении «официального нейтралитета» по отношению к гражданской войне в Сирии, оказание всяческой поддержки планам оппозиции по созданию свободной «буферной зоны» на сирийской территории по периметру границы  с Иорданией с целью стимулирования возвращения на родину значительной части сирийских беженцев.

62.85MB | MySQL:102 | 0,637sec