Ситуация в Сомали: март 2013 г.

Одним из основных событий марта применительно к Сомали стало решение Совета Безопасности ООН от 6 марта смягчить с испытательным сроком в один год эмбарго на поставки оружия для правительства Сомали. Тем самым Совбез ООН удовлетворил соответствующее требование Могадишо, без удовлетворения которого ему было бы сложно создавать современную армию. Тем не менее сохраняется заперт на поставки в Сомали таких видов вооружений, как переносные зенитно-ракетные комплексы, большинство типов артиллерийского и минометного вооружения, управляемые противотанковые ракеты, приборы ночного видения. Эмбарго не распространяется ни на африканский миротворческий контингент в Сомали Amisom, ни на персонал ООН, работающий в этой стране.

Эмбарго на поставки оружия в Сомали действует уже 20 лет и считается «самым старым» запретом, установленным мировым сообществом.

Согласно новым условиям, Могадишо обязан информировать ООН по меньшей мере за пять суток до поступления любой партии оружия. Каждые шесть месяцев правительство Сомали будет отчитываться перед ООН о том, как охраняется поставленное в страну оружие. Предполагается, что через 12 месяцев Совбез ООН изучит информацию о том, как Сомали выполнило взятые на себя обязательства по недопущению попадания поставленных вооружений исламистам.

Одновременно Совбез ООН продлил до 28 февраля 2014 года мандат Amisom. В настоящее время численность миссии, финансируемой ООН – 17 тысяч солдат. В нее входят контингенты от Кении, Бурунди, Джибути, Нигерии, Сьерра-Леоне и Уганды. За последние месяцы африканские миротворцы добились заметных военных успехов в Сомали, освободив от исламистов основные города.

Президент Сомали Хасан Шейх Мохамуд приветствовал решение Совбеза ООН относительно смягчения эмбарго на поставки оружия. По его оценке, это решение отражает «постоянное улучшение политической ситуации в Сомали».

В марте боевики радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» продолжили практику напоминания о себе терактами с использованием смертников. В первый день месяца по меньшей мере четыре человека погибли, семь получили ранения в результате двойного теракта с использованием заминированной машины и смертника, совершенного близ прибрежного и посещаемого иностранцами ресторана в столице страны. По данным сомалийских спецслужб, сначала смертник попытался проникнуть внутрь ресторана «Индийский океан». Когда его остановила охрана, он подорвал себя. При этом погибли сам террорист и двое из охранников. Несколько минут спустя взорвалась автомашина, припаркованная у входа в ресторан. В результате этого взрыва погиб один человек, семь получили ранения. В момент первой атаки ресторан был заполнен посетителями, и если бы не бдительность охранников, жертв могло быть намного больше.

Объекты досуга близ пляжа Лидо в центре Могадишо уже не раз были целями атак исламистов.

18 марта по меньшей мере 10 человек погибли в результате подрыва заминированной машины в самом центре Могадишо близ национального театра. Этот теракт стал самым смертоносным из числа совершенных в столице Сомали с сентября прошлого года. Его целью был высокопоставленный руководитель сомалийских спецслужб, который получил ранения. Ответственность за совершение теракта взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

21 марта террорист-смертник подорвал себя в момент, когда ему воспрепятствовали проникнуть в полицейский участок при рынке Бакара в Могадишо. В результате взрыва несколько человек получили ранения.

17 марта из Сомали поступил очень тревожный сигнал. В тот день хорошо вооруженные отряды движения «Аш-Шабаб» без боя овладели городом Худур, столицей провинции Баколь, что в 300 км к северо-западу от Могадишо. После серии военных поражений это был первый успех движения «Аш-Шабаб» за последние месяцы. Исламисты вошли в город всего несколько часов спустя, как его оставили эфиопские войска, контролировавшие Худур с конца 2011 г. Пока нет полной ясности, что послужило мотивом для эфиопских войск для оставления города – военное давление со стороны исламистов или передача контроля над городом местным властям. Как злорадно объявило движение «Аш-Шабаб», «эфиопские захватчики бежали из города», не приводя при этом каких-либо деталей. К югу от Худура находится город Байдоа, ставший основной базой эфиопских войск в Сомали.

Эфиопские войска взаимодействуют с контингентом Amisom, но не подчиняются его командованию.

Что касается формирований движения «Аш-Шабаб», то они по-прежнему имеют высокий уровень боеспособности, и несмотря на поражения последних месяцев, продолжают контролировать значительные территории в сельской местности, периодически проводя партизанские операции в зонах, контролируемых правительственными войсками и африканским миротворцами. Остается теперь только узнать: было ли взятие Худура следствием элементарной несогласованности тех, кто воюет против исламистов, или последние перешли в контрнаступление?

Судя по всему, речь все-таки идет о справедливости первой версии. Уже 21 марта командующий Amisom угандийский генерал Эндрю Гутти заявил, что африканские миротворцы готовы заменить эфиопские войска на занимаемых последними позициях в случае их возможного вывода из юго-западных районов Сомали, которые они заняли в ноябре 2011 г. Это заявление последовало после того, как эфиопские войска внезапно, без каких-либо объяснений, ранее оставили город Худур. Эти действия заставили предположить, что Эфиопия могла решить вывести свои войска из Сомали. «Мы готовы обеспечить стабильность в провинциях Баколь и Бей в случае вывода оттуда эфиопских войск», — заявил командующий Amisom. В то же время многие наблюдатели высказали сомнения относительно способности африканских миротворцев заменить эфиопские войска, поскольку у них просто не хватит сил для этого.

Аддис-Абеба за последние месяцы несколько раз заявляла о своем намерении вывести свои войска из Сомали, однако при этом заверяла, что сделает это в тесной координации с командованием Amisom. Главная причина намерения Аддис-Абебы – огромное финансовое бремя содержания эфиопского контингента в Сомали. Представители Эфиопии не раз выражали сожаление по поводу отсутствия международной финансовой помощи, а также в связи с достаточно напряженными отношениями между эфиопскими военными и центральным правительством Сомали.

21 марта назначили награду в 5 млн долларов за «голову» каждого из двух американцев, обвиняемых в том, что они воюют в рядах движения «Аш-Шабаб» в Сомали. Эта награда обещана тому, кто будет содействовать задержанию этих американцев живыми или мертвыми.

Речь идет о 28-летнем Омаре Хаммами /боевой псевдоним – Аль-Амрики, «америанец»/, проживавшем в свое время в штате Алабама. Обвинение утверждает, что до того, как О.Хаммами попал в Сомали, он способствовал вербовке молодых джихадистов в ряды «Аш-Шабаб» своими песнями и видеоклипами, исполнявшимися в стиле рэп на английском языке. Еще в 2009 г. он был обвинен судом штата Алабама в поддержке террористической организации. Два года спустя он был включен в «черный список» американского казначейства.

29-летний Джихад Мустафа проживал в Калифорнии. Из США выехал в 2005 г. До этого занимался вербовкой добровольцев для участия в джихаде в Сомали. Суд Калифорнии осудил его заочно в 2009 г. по обвинению в оказании финансовой помощи движению «Аш-Шабаб».

В марте эхо событий в Сомали отозвалось в далекой от Африканского Рога Дании. Там 25 марта по три с половиной года тюрьмы получили двое братьев – подданных датской короны, но сомалийцев по происхождению. Они обвинялись в подготовке терактов и поддержании связи с движением «Аш-Шабаб». Старший из братьев – 24-летний Гулид Мохаммед Варсам – успел побывать на «курсах» террористической подготовки в одном из лагерей «Аш-Шабаб» в Сомали, а затем вернулся в Данию. Оба «датчанина» были арестованы еще в мае 2012 г., и с тех пор находились в заключении. Их защита сумела сыграть на том, что они «не успели» совершить реальных терактов. Тем не менее подобный приговор стал первым для Дании.

Одновременно спецслужбы Дании признали, что с ноября 2012 г. около 45 молодых датчан мусульманского вероисповедания отправились воевать в Сирию. Интересно, что будет с королевством датским, когда кто-нибудь из них вернется на «историческую» родину?

25 марта прокурор Нью-Йорка объявил, что арестованный американскими военными в Аденском заливе в апреле 2011г. сомалиец Ахмед Варсам обвиняется в оказании финансовой и тыловой поддержки движению «Аш-Шабаб» и «Аль-Каиде на Аравийском полуострове». Всего ему предъявлено девять обвинений, по которым ему светит пожизненное заключение.

В марте напомнила о себе подзабытая было тема пиратства. 12 марта сомалийские пираты освободили ходивший под либерийским флагом греческий танкер Smyrni с 135 тысячами тонн нефти на борту и экипажем из 26 человек, в том числе 14 филиппинцев. Понятно, что освобождению предшествовала некая сделка, но об ее условиях пока ничего не известно.

Танкер был захвачен сомалийскими пиратами 10 мая 2012 г. и в течение 10-ти месяцев вместе с экипажем удерживался пиратами.

В целом, демарш Эфиопии – не самой богатой страны в этом мире — оказался достаточно красноречивым. Необходимо признать, что эфиопские войска внесли огромный вклад в том, что Сомали не стало рассадником международного терроризма, дважды вторгаясь на территорию этого государства. И всем будет только спокойнее от того, если эти войска останутся в Сомали. А значит, мировому сообществу нужно в экстренном порядке подумать, как обеспечить их присутствие в Сомали.

52.32MB | MySQL:103 | 0,491sec