Современные политико-экономические отношения России и Ливана

Торгово-экономические отношения с Ливаном регулируются межправительственным соглашением о торговле и экономическом сотрудничестве 1995 г. Документом предусмотрено взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемой нации,  а также расчеты в свободно конвертируемой валюте.

В апреле 1997 г. во время визита в Москву премьер-министра Ливана Р.Харири были подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области культуры, науки и образования и о создании Российско-Ливанской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству.

В марте 1998 г. подписаны соглашение о сотрудничестве в области туризма и соглашение между Центральными Банками России и Ливана. Оформлены также протоколы о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Ассоциацией ливанских промышленников и предпринимателей и соглашение между торгово-промышленными палатами России и Ливана.

В ходе последующих визитов Р.Харири в Москву (2001 г., 2003 г.) и его переговоров с российским руководством была подтверждена взаимная заинтересованность в дальнейшем развитии двусторонних торгово-экономических связей.

Развитию торгово-экономического сотрудничества России с арабскими странами, в т.ч. с Ливаном,  призван способствовать Российско-Арабский деловой совет (РАДС), первое заседание которого состоялось в мае 2004 г. в Бейруте. В мае 2004 г. в Бейруте под эгидой премьер-министра Ливана Р.Харири прошел первый российско-арабский экономический форум по тематике «Банки и инвестиции». В сентябре 2004 г. в Бейруте подписан договор о создании в составе РАДС Российско-Ливанского делового совета (РЛДС), призванного оказывать содействие развитию двусторонних торгово-экономических отношений. РЛДС провел ряд заседаний. Сопредседатель (с апреля 2009 г.) –  Президент Группы компаний «БИОН» Ю.Б.Ионов.

Стоит отметить участие России в восстановительных работах в Ливане. По просьбе ливанского руководства и в соответствии с Постановлением Совета Федерации России от 26 сентября 2006 г. отдельный мостовой батальон Вооруженных сил России численностью 308 военнослужащих с 3 октября 2006 г. принимал участие в восстановлении отдельных элементов транспортной инфраструктуры Ливана. Его силами возведено 9 временных мостов грузоподъемностью от 40 до 60 тонн. Все расходы, связанные с использованием российского контингента в Ливане, осуществлялись за счет средств резервного фонда правительства России.

Знаковым для совместного политико-экономического диалога двух стран стал 2010 год. Зимой первый в истории официальный визит в Москву совершил президент Ливана М.Сулейман, а осенью того же года Россию посетил премьер-министр С.Харири. Оба ливанских лидера были приняты высшим руководством нашего государства.

Высокий уровень политических контактов был отмечен и по итогам следующего года. Так, в 2011 г. состоялся официальный визит в Ливан спецпредставителя Президента России по сотрудничеству со странами Африки М.В.Маргелова. В ходе своего пребывания в Бейруте российский чиновник встретился с президентом М.Сулейманом, спикером парламента Н.Берри, премьер-министром Н.Микати и другими должностными лицами Ливана.

Несмотря на стабильный двусторонний политический диалог, российско-ливанский товарооборот последних лет характеризуется неравномерностью, имеет относительно небольшие объемы и в основном представлен российским экспортом: 95,3% в 2011 г., например (см. таблицу).

Таблица

Внешняя торговля России с Ливаном в 2004-2011 гг.,

млн долларов

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Товарооборот 544,9 245,1 153,2 205,3 195,9 145,6 238 406
Экспорт 542,5 237,4 142 196,4 178,5 132,4 229 387
Импорт 2,4 7,7 11,2 8,9 17,4 13,2 9 19

Источник: ФТС России, Direction of Trade Statistics Yearbook 2012

Начиная с 2002 г. товарооборот имел общую тенденцию роста и в 2004 г. достиг наибольшего объема – 544,9 млн долларов. Однако в результате нестабильности социально-экономического положения Ливана произошло значительное сокращение двусторонней торговли с 544,9 млн долл. до 245,1 млн долл. в 2005 г. и до 153,2 млн долл. в 2006 г. Затем товарооборот увеличился до 205,3 млн долл., но в 2009 г. этот показатель вновь сократился до 145,6 млн долларов. Сокращение российского экспорта в 2005-2009 гг. в основном произошло за счет уменьшения поставок из России нефти и нефтепродуктов.

За январь-август 2010 г. товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 44,5% и составил 156,8 млн долл., в том числе российский экспорт на 50,5%. По итогам года удалось достичь совокупного показателя торговли в 238 млн долларов, а в 2011 г. — увеличить его почти на 71% до 406 млн долларов, что является вторым показателем после 2005 г.

Основными товарами российского экспорта в Ливан являются минеральное сырье (нефть и нефтепродукты) – до 80%, зерновые, пиломатериалы, целлюлоза, бумага, картон, драгоценные металлы, в небольших объемах экспортируются металл и металлоизделия,  продукция химической промышленности.

Небольшой по объему импорт из Ливана состоит в основном из отдельных видов продовольствия (около 50%), электрооборудования, металла и металлоконструкций, продукции химической промышленности.

В последнее время российские компании практически отсутствуют на местном рынке услуг и инвестиционных проектов. Достигнутые в 1999-2001 гг. договоренности не получили развития, несмотря на взаимную заинтересованность в сотрудничестве в энергетической, водохозяйственной и иных областях. Ливанские инвестиции в России незначительны и в основном ориентированы в ресторанный комплекс, торговлю.

Российские организации, в частности «Зарубежводстрой», «Институт Гидропроект», «Совинтервод», «Волгонефтехиммонтаж», «Роснефтегазстрой», «Стройтрансгаз», «Эмерком СМ» и другие в разное время  проявляли заинтересованность в развитии сотрудничества с ливанскими организациями, однако не достигли успеха.

Пытаясь участвовать в  международных торгах, объявляемых в Ливане, большинство российских компаний сталкивалось с рядом серьезных трудностей. Негативным фактором, препятствовавшим их успешному участию в торгах, являлось игнорирование требования прохождения стандартизации в рамках Международной организации стандартизации, что автоматически исключало их из списка претендентов на стадии прохождения предквалификации в соответствующих министерствах. Отсутствие необходимых финансовых средств также затрудняло участие в торгах.

В октябре 2010 г. в Бейруте прошла встреча сопредседателей Межправительственной российско-ливанской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству (МПК), по результатам которой подписано Совместное заявление о дальнейшем развитии торговли и экономического сотрудничества.

В 2011 г. в Москве состоялось второе заседание МПК. В ходе работы Комиссии были определены основные направления сотрудничества — инвестиции, водное хозяйство, энергетика, морское судоходство, страхование, туризм и спорт, охрана окружающей среды. Следующее заседание комиссии запланировано на 2013 г.

Важным резервом, за счет использования которого может быть обеспечено  развитие российско-ливанских торгово-экономических отношений, является расширение регионального сотрудничества между Россией и Ливаном как по линии продвижения российской продукции на ливанский рынок, так и путем привлечения взаимных инвестиций.

Заинтересованность в установлении прямых деловых контактов с ливанскими компаниями проявляет ряд российских регионов (Москва, Кировская, Ярославская, Нижегородская области и др.).

В целях установления делового взаимодействия осуществляется постоянный обмен делегациями, рабочими группами, проведение совместных конференций и семинаров, организация в Ливане выставок российских товаров. В ходе двустороннего обсуждения вопросов торгово-экономического сотрудничества ливанская сторона выражала заинтересованность в развитии сотрудничества в области туризма и гостиничного хозяйства, в банковской сфере, а также в налаживании поставок продукции московских предприятий в Ливан и своей сельскохозяйственной продукции в Москву.

Перспективыторгово-экономических связей между двумя странами непосредственно связаны с потребностями ливанского рынка, действиями Бейрута по дальнейшей либерализации экономики и имеющимися программами развития ее отраслей.

Отсутствие у Ливана собственной сырьевой базы для развития национальной экономики позволяет рассчитывать на определенные подвижки в плане дальнейшего расширения российского экспорта нефтепродуктов, пиломатериалов, металлопроката. Неплохие возможности существуют и в наращивании поставок зерновых.

Укреплению положения российских компаний на ливанском рынке энергоносителей способствовала бы активизация здесь их инвестиционной деятельности  (капиталовложения  в  производственную  и транспортную инфраструктуру страны, в строительство и эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Ливане) и привлечение ливанских партнеров к разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа на территории России.

Тесные отношения ливанских деловых кругов со странами арабского региона создают условия для продвижения российской продукции на эти рынки по широкой номенклатуре товаров как сырьевых, так и машинотехнических.

Другим перспективным направлением поставок российской машинотехнической продукции на рынки арабских государств могло бы стать создание сборочных производств в свободных экономических зонах Ливана, тем более что руководство страны активно поддерживает такие действия, предоставляя различные финансовые льготы и привилегии.

В январе 2013 г. состоялся визит в Россию президента Ливана М.Сулеймана. В ходе встречи с президентом России В.В.Путиным глава Ливана обсудил перспективные шаги по укреплению двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной сферах. Ливанский президент также провел переговоры с председателем правительства России Д.А.Медведевым и председателем Совета Федерации России В.И.Матвеенко.

Кроме того, в начале этого года в Бейруте находились представители российской части РЛДС во главе с сопредседателем РЛДС И.И.Сергеевым. Россияне провели встречи с министром промышленности Ф.Сабунджьяном, министром экономики и торговли Н.Наххасом, главой государственного Агентства по привлечению инвестиций Н.Итани, председателем союза ТПП арабских стран А.Кассаром, руководством ТПП Бейрута и Горного Ливана и ливанскими деловыми кругами.

В ходе прошедших встреч стороны подтвердили взаимный интерес к развитию сотрудничества в промышленности, инвестиционной деятельности, нефте- и газодобыче, строительстве, туризме.

В частности, ливанская сторона выразила заинтересованность в участии в намеченной на 30 мая — 1 июня с.г. в Санкт-Петербурге третьей международной выставке «Арабия-ЭКСПО». Данное мероприятие нацелено на установление прямых контактов между предпринимателями России и их потенциальными партнерами из арабских стран.

В феврале 2013 г. министр иностранных дел и по делам эмигрантов Ливана А.Мансур участвовал в первой сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества на министерском уровне, который состоялся в Москве. В ходе мероприятия ливанец провел переговоры с министром иностранных дел России С.В.Лавровым.

Таким образом, несмотря на постоянный внешнеполитический диалог Москвы и Бейрута, объемы российско-ливанской торговли все еще остаются незначительными и не соответствуют потенциалу обеих стран.

Для интенсификации экономических показателей в будущем целесообразно развивать тесное сотрудничество в таких приоритетных сферах, как электроэнергетика, строительство гидроэлектростанций, транспорт (морской, железнодорожный, воздушный), газовая промышленность, агропромышленный комплекс, туризм, банки, создание особых экономических зон.

52.18MB | MySQL:103 | 0,456sec