Торгово-экономические отношения с Ливаном регулируются межправительственным соглашением о торговле и экономическом сотрудничестве 1995 г. Документом предусмотрено взаимное предоставление сторонами режима наиболее благоприятствуемой нации, а также расчеты в свободно конвертируемой валюте.
В апреле 1997 г. во время визита в Москву премьер-министра Ливана Р.Харири были подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о сотрудничестве в области культуры, науки и образования и о создании Российско-Ливанской межправительственной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству.
В марте 1998 г. подписаны соглашение о сотрудничестве в области туризма и соглашение между Центральными Банками России и Ливана. Оформлены также протоколы о сотрудничестве между Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Ассоциацией ливанских промышленников и предпринимателей и соглашение между торгово-промышленными палатами России и Ливана.
В ходе последующих визитов Р.Харири в Москву (2001 г., 2003 г.) и его переговоров с российским руководством была подтверждена взаимная заинтересованность в дальнейшем развитии двусторонних торгово-экономических связей.
Развитию торгово-экономического сотрудничества России с арабскими странами, в т.ч. с Ливаном, призван способствовать Российско-Арабский деловой совет (РАДС), первое заседание которого состоялось в мае 2004 г. в Бейруте. В мае 2004 г. в Бейруте под эгидой премьер-министра Ливана Р.Харири прошел первый российско-арабский экономический форум по тематике «Банки и инвестиции». В сентябре 2004 г. в Бейруте подписан договор о создании в составе РАДС Российско-Ливанского делового совета (РЛДС), призванного оказывать содействие развитию двусторонних торгово-экономических отношений. РЛДС провел ряд заседаний. Сопредседатель (с апреля 2009 г.) – Президент Группы компаний «БИОН» Ю.Б.Ионов.
Стоит отметить участие России в восстановительных работах в Ливане. По просьбе ливанского руководства и в соответствии с Постановлением Совета Федерации России от 26 сентября 2006 г. отдельный мостовой батальон Вооруженных сил России численностью 308 военнослужащих с 3 октября 2006 г. принимал участие в восстановлении отдельных элементов транспортной инфраструктуры Ливана. Его силами возведено 9 временных мостов грузоподъемностью от 40 до 60 тонн. Все расходы, связанные с использованием российского контингента в Ливане, осуществлялись за счет средств резервного фонда правительства России.
Знаковым для совместного политико-экономического диалога двух стран стал 2010 год. Зимой первый в истории официальный визит в Москву совершил президент Ливана М.Сулейман, а осенью того же года Россию посетил премьер-министр С.Харири. Оба ливанских лидера были приняты высшим руководством нашего государства.
Высокий уровень политических контактов был отмечен и по итогам следующего года. Так, в 2011 г. состоялся официальный визит в Ливан спецпредставителя Президента России по сотрудничеству со странами Африки М.В.Маргелова. В ходе своего пребывания в Бейруте российский чиновник встретился с президентом М.Сулейманом, спикером парламента Н.Берри, премьер-министром Н.Микати и другими должностными лицами Ливана.
Несмотря на стабильный двусторонний политический диалог, российско-ливанский товарооборот последних лет характеризуется неравномерностью, имеет относительно небольшие объемы и в основном представлен российским экспортом: 95,3% в 2011 г., например (см. таблицу).
Таблица
Внешняя торговля России с Ливаном в 2004-2011 гг.,
млн долларов
Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Товарооборот | 544,9 | 245,1 | 153,2 | 205,3 | 195,9 | 145,6 | 238 | 406 |
Экспорт | 542,5 | 237,4 | 142 | 196,4 | 178,5 | 132,4 | 229 | 387 |
Импорт | 2,4 | 7,7 | 11,2 | 8,9 | 17,4 | 13,2 | 9 | 19 |
Источник: ФТС России, Direction of Trade Statistics Yearbook 2012
Начиная с 2002 г. товарооборот имел общую тенденцию роста и в 2004 г. достиг наибольшего объема – 544,9 млн долларов. Однако в результате нестабильности социально-экономического положения Ливана произошло значительное сокращение двусторонней торговли с 544,9 млн долл. до 245,1 млн долл. в 2005 г. и до 153,2 млн долл. в 2006 г. Затем товарооборот увеличился до 205,3 млн долл., но в 2009 г. этот показатель вновь сократился до 145,6 млн долларов. Сокращение российского экспорта в 2005-2009 гг. в основном произошло за счет уменьшения поставок из России нефти и нефтепродуктов.
За январь-август 2010 г. товарооборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 44,5% и составил 156,8 млн долл., в том числе российский экспорт на 50,5%. По итогам года удалось достичь совокупного показателя торговли в 238 млн долларов, а в 2011 г. — увеличить его почти на 71% до 406 млн долларов, что является вторым показателем после 2005 г.
Основными товарами российского экспорта в Ливан являются минеральное сырье (нефть и нефтепродукты) – до 80%, зерновые, пиломатериалы, целлюлоза, бумага, картон, драгоценные металлы, в небольших объемах экспортируются металл и металлоизделия, продукция химической промышленности.
Небольшой по объему импорт из Ливана состоит в основном из отдельных видов продовольствия (около 50%), электрооборудования, металла и металлоконструкций, продукции химической промышленности.
В последнее время российские компании практически отсутствуют на местном рынке услуг и инвестиционных проектов. Достигнутые в 1999-2001 гг. договоренности не получили развития, несмотря на взаимную заинтересованность в сотрудничестве в энергетической, водохозяйственной и иных областях. Ливанские инвестиции в России незначительны и в основном ориентированы в ресторанный комплекс, торговлю.
Российские организации, в частности «Зарубежводстрой», «Институт Гидропроект», «Совинтервод», «Волгонефтехиммонтаж», «Роснефтегазстрой», «Стройтрансгаз», «Эмерком СМ» и другие в разное время проявляли заинтересованность в развитии сотрудничества с ливанскими организациями, однако не достигли успеха.
Пытаясь участвовать в международных торгах, объявляемых в Ливане, большинство российских компаний сталкивалось с рядом серьезных трудностей. Негативным фактором, препятствовавшим их успешному участию в торгах, являлось игнорирование требования прохождения стандартизации в рамках Международной организации стандартизации, что автоматически исключало их из списка претендентов на стадии прохождения предквалификации в соответствующих министерствах. Отсутствие необходимых финансовых средств также затрудняло участие в торгах.
В октябре 2010 г. в Бейруте прошла встреча сопредседателей Межправительственной российско-ливанской комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству (МПК), по результатам которой подписано Совместное заявление о дальнейшем развитии торговли и экономического сотрудничества.
В 2011 г. в Москве состоялось второе заседание МПК. В ходе работы Комиссии были определены основные направления сотрудничества — инвестиции, водное хозяйство, энергетика, морское судоходство, страхование, туризм и спорт, охрана окружающей среды. Следующее заседание комиссии запланировано на 2013 г.
Важным резервом, за счет использования которого может быть обеспечено развитие российско-ливанских торгово-экономических отношений, является расширение регионального сотрудничества между Россией и Ливаном как по линии продвижения российской продукции на ливанский рынок, так и путем привлечения взаимных инвестиций.
Заинтересованность в установлении прямых деловых контактов с ливанскими компаниями проявляет ряд российских регионов (Москва, Кировская, Ярославская, Нижегородская области и др.).
В целях установления делового взаимодействия осуществляется постоянный обмен делегациями, рабочими группами, проведение совместных конференций и семинаров, организация в Ливане выставок российских товаров. В ходе двустороннего обсуждения вопросов торгово-экономического сотрудничества ливанская сторона выражала заинтересованность в развитии сотрудничества в области туризма и гостиничного хозяйства, в банковской сфере, а также в налаживании поставок продукции московских предприятий в Ливан и своей сельскохозяйственной продукции в Москву.
Перспективыторгово-экономических связей между двумя странами непосредственно связаны с потребностями ливанского рынка, действиями Бейрута по дальнейшей либерализации экономики и имеющимися программами развития ее отраслей.
Отсутствие у Ливана собственной сырьевой базы для развития национальной экономики позволяет рассчитывать на определенные подвижки в плане дальнейшего расширения российского экспорта нефтепродуктов, пиломатериалов, металлопроката. Неплохие возможности существуют и в наращивании поставок зерновых.
Укреплению положения российских компаний на ливанском рынке энергоносителей способствовала бы активизация здесь их инвестиционной деятельности (капиталовложения в производственную и транспортную инфраструктуру страны, в строительство и эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов в Ливане) и привлечение ливанских партнеров к разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа на территории России.
Тесные отношения ливанских деловых кругов со странами арабского региона создают условия для продвижения российской продукции на эти рынки по широкой номенклатуре товаров как сырьевых, так и машинотехнических.
Другим перспективным направлением поставок российской машинотехнической продукции на рынки арабских государств могло бы стать создание сборочных производств в свободных экономических зонах Ливана, тем более что руководство страны активно поддерживает такие действия, предоставляя различные финансовые льготы и привилегии.
В январе 2013 г. состоялся визит в Россию президента Ливана М.Сулеймана. В ходе встречи с президентом России В.В.Путиным глава Ливана обсудил перспективные шаги по укреплению двустороннего сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной сферах. Ливанский президент также провел переговоры с председателем правительства России Д.А.Медведевым и председателем Совета Федерации России В.И.Матвеенко.
Кроме того, в начале этого года в Бейруте находились представители российской части РЛДС во главе с сопредседателем РЛДС И.И.Сергеевым. Россияне провели встречи с министром промышленности Ф.Сабунджьяном, министром экономики и торговли Н.Наххасом, главой государственного Агентства по привлечению инвестиций Н.Итани, председателем союза ТПП арабских стран А.Кассаром, руководством ТПП Бейрута и Горного Ливана и ливанскими деловыми кругами.
В ходе прошедших встреч стороны подтвердили взаимный интерес к развитию сотрудничества в промышленности, инвестиционной деятельности, нефте- и газодобыче, строительстве, туризме.
В частности, ливанская сторона выразила заинтересованность в участии в намеченной на 30 мая — 1 июня с.г. в Санкт-Петербурге третьей международной выставке «Арабия-ЭКСПО». Данное мероприятие нацелено на установление прямых контактов между предпринимателями России и их потенциальными партнерами из арабских стран.
В феврале 2013 г. министр иностранных дел и по делам эмигрантов Ливана А.Мансур участвовал в первой сессии Российско-Арабского Форума сотрудничества на министерском уровне, который состоялся в Москве. В ходе мероприятия ливанец провел переговоры с министром иностранных дел России С.В.Лавровым.
Таким образом, несмотря на постоянный внешнеполитический диалог Москвы и Бейрута, объемы российско-ливанской торговли все еще остаются незначительными и не соответствуют потенциалу обеих стран.
Для интенсификации экономических показателей в будущем целесообразно развивать тесное сотрудничество в таких приоритетных сферах, как электроэнергетика, строительство гидроэлектростанций, транспорт (морской, железнодорожный, воздушный), газовая промышленность, агропромышленный комплекс, туризм, банки, создание особых экономических зон.