Франция усиливает антииранские санкции

Во время своего турне по африканским странам президент Ирана Махмуд Ахмадинежад признал, что международные санкции создали проблемы для его страны, но при этом не смогли остановить ее развитие. Собственно, это ощущается не только на темпах непосредственно ядерной программы, но и на способности Тегерана адекватно и в достаточном объеме реагировать в материальном плане на экспансию суннитских монархий в  Сирии или Ираке. Отсюда выверенная позиция иранцев, которые вынуждены провести тщательную ревизию точек «приложения своих усилий» по всему миру с выделением наиболее приоритетных и временным «замораживанием» «второстепенных направлений».

В ближайшее время, судя по всему,  ситуация еще больше обостриться, поскольку ряд крупнейших французских фирм и банков решили выполнить требования Вашингтона в отношении полномасштабного присоединения к режиму санкций против Тегерана. Ранее Париж занимал выжидательную позицию, фактически прикрывая операции «своих» банков и фирм (Total, BNP, Societe Generale, Credit Agricole) с подпадающими под санкции странами, прежде всего Ираном и Кубой. При этом французские власти никак публично не комментировали решения Министерства юстиции США и официально не протестовали против его антииранских санкционных решений.

Весь прошлый год прошел под знаком секретных и неофициальных консультаций, в процессе которых стороны пытались прийти к компромиссу. При этом французские фирмы и прежде всего Totalпериодически подвергались мониторингу со стороны американских финансовых органов, а их итоги регулярно докладывались президенту США Б.Обаме. В результате консультаций стороны пришли к соглашению о процедуре аудита деятельности французских компаний, которая подпадает под режим санкций. Вашингтон при этом согласился с требованиями Парижа о том, что главным аудитором в данном случае будет не американец, а француз. Им стал Ж-П.Пикка, который в феврале с.г. был назначен главным консультантом парижского офиса американской юридической фирмы  White & Case. В период с 2010 по 2012 гг. он был финансовым советником  бывшего французского президента Н.Саркози, а до этого – официальным финансовым консультантом посла Франции в США  Ж-Д.Левитта.  Ж.-П.Пикка уже имеет опыт такой работы. В частности, в 2003 году он выступал главным юристом с французской стороны в разбирательстве с американской юстицией по вопросу перевода более 30 млн долларов США  Total своему иранскому советнику Б.Дадфару. Тогда предполагалось, что эти деньги были формой скрытой взятки А.А.Рафсанджани за получение французской компанией контрактов на иранском рынке. Отметим, что Ж.-П.Пикка Это разбирательство выиграл.

BNP, Societe Generale,  Credit Agricole также ведут в настоящее время секретные переговоры с американским казначейством и  Министерством юстиции  на предмет согласования процедуры аудита долларовых счетов этих компаний и операций с компаниями, которые имеют бизнес с Ираном. Все три банка ранее прошли  уже прошли аудит по этой тематике, которая проводила юридическая фирма  Deloitte. Ранее в результате такой же проверки  два крупнейший банк Великобритании Standard Charteredбыл вынужден выплатить штрафы на  сумму более 340 млн долларов США. Судя по всему, в рамках проходящих сейчас консультаций французы пытаются добиться «мировой» и максимально возможно снизить уровень возможных штрафных санкций.

Французские компании и банки очень долгое время активно противились выполнению условий США, которые ограничивали их деятельность в Иране. Начиная с 2011 года, французские бизнес-структуры, которые попали в «черный список»  Министерства юстиции США, при негласной поддержке президента Н.Саркози объявили, что «их деятельность не может по международным законам подпадать под американские законы». Елисейский дворец при этом старался соблюдать нейтралитет, закрывая глаза на деятельность французских компаний в Иране. До лета прошлого года работали все экспортные нефтяные контракты французов в Иране, и Париж категорически отказывался присоединяться к режиму эмбарго до срока их истечения.

Сейчас Вашингтон, судя по всему, дожал своих союзников. Причем уже под угрозой официального судебного преследования французских компаний. В этой ситуации Париж решил пойти на попятную, постаравшись выторговать для себя максимум снисхождений по размерам штрафных санкций. При этом и Париж в лице президента Ф.Олланда нарушил свой нейтралитет. Французский президент четко дал понять Белому дому, что в случае осуществления «недружественных актов» Париж предпримет «адекватные меры».

Представляется, однако, что до открытого обмена ударами дело не дойдет. Стороны достигнут определенного консенсуса и договорятся о правилах игры.

А вот Тегеран окончательно распростился с иллюзиями о том, что американцы и европейцы смогут серьезно поссориться в результате конфликта интересов. При этом нынешние франко-американские переговоры вряд ли самым серьезным и кардинальным образом смогут повлиять в негативном плане на экономическое положение Ирана. Де-факто санкции и так работают со стороны ЕС с осени прошлого года. Европейский крупный бизнес в этой связи свою деятельность на иранском направлении свернул, чего нельзя сказать о среднем сегменте бизнес-сообщества, который продолжает поддерживать отношения с иранскими фирмами, используя в качестве «прокладки» индийских, китайских и латиноамериканских посредников.

52.34MB | MySQL:103 | 0,501sec