Ситуация в Египте: март 2013 г.

В марте появились новые сигналы того, что рожденный не без содействия США новый египетский режим по прежнему пользуется поддержкой Вашингтона. 1 марта один из лидеров египетской оппозиции Хамдин Саббахи заявил, что он вместе с другим признанным лидером опппозиции Мохаммедом эль-Барадеи отказался от встречи с госсекретарем США Джоном Керри, который должен был прибыть в Каир 2 марта, в знак протеста против американского давления на египетскую оппозицию в лице Фронта национального спасения /ФНС/. Американская сторона в ходе встречи с лидерами ФНС хотела убедить оппозицию пересмотреть ее решение бойкотировать парламентские выборы. Эти выборы должны стартовать 22 апреля и проходить в Египте в течение двух месяцев. Аналогичное решение об отказе от встречи с Дж.Керри принял и третий лидер ФНС Амр Муса. ФНС мотивировал свое решение о бойкоте выборов тем, что власти отказались удовлетворить основные требования оппозиции, и в частности, сформировать новое правительство, «призванное спасти ситуацию», а также в связи с отсутствием гарантий прозрачности выборов.

Визит Дж.Керри в Каир начался, как и планировалось, 2 марта. Как отметил представитель Госдепа США, в ходе визита глава американской дипломатии планировал «установить контакты с правительством, военными, лидерами политических партий и неправительственных организаций, а также представителями бизнеса». Для Дж.Керри это было первое зарубежное турне в качестве госсекретаря США, которое он начал с посещения Турции. В Каире он первым делом встретился с руководителем Лиги арабских государств /ЛАГ/ Набилем аль-Араби и главой МИД АРЕ Мохаммедом Камелем Амром. Несмотря на формальный отказ лидеров ФНС встречаться с госсекретарем США, Дж.Керри поговорил по телефону с М.эль-Барадеи и добился встречи с А.Мусой. Достижение политического консенсуса было критически важным для египетских властей, так как оно было условием МВФ предоставления кредита в 4,8 млрд долларов, который рассматривался как знак восстановления доверия к египетской экономике. Да и Дж.Керри приехал в Египет не с пустыми руками — в ходе визита он объявил о предоставлении Каиру в виде помощи 250 млн долларов. 3 марта госсекретарь США встретился с президентом АРЕ Мухаммедом Мурси, после чего заявил, что всем сторонам в Египте «необходимо больше усилий и компромиссов с тем, чтобы восстановить единство, политическую стабильность и экономическое здоровье страны». Проведенные переговоры с президентом-исламистом он назвал «откровенными и конструктивными», в ходе которых были затронуты темы «реформы полиции, защиты неправительственных организаций, важности развитияя прав и свобод всех египтян». По его словам, он добился заверений М.Мурси относительно реформ, связанных с получением от МВФ кредита в 4,8 млрд долларов.

В марте продолжилось противостояние египетских христиан — с одной стороны, исламистов и египетских  властей — с другой. 1 марта полиция была вынуждена применить слезоточивый газ в городе Ком Омбо на юге страны, чтобы не допустить штурма христианской церкви толпой мусульман. Одновременно силы безопасности на время запретили находившимся внутри храма коптам покидать здание, чтобы не допустить столкновений между сторонниками двух конфессий.

В марте в Египте продолжились массовые антиправительственные выступления, начавшиеся в январе в связи со второй годовщиной начала выступлений против режима Хосни Мубарака и приведшие к гибели до 60 человек. 2 марта в городе Мансурия в Дельте Нила 1 человек погиб, десятки получили ранения, когда полиция применила силу с тем, чтобы не допустить захвата участниками акции протеста штаб-квартиры провинциальных властей. Среди раненых значились до 10 полицейских. Провинция, административным центром которой является город Мансурия, стала четвертой после Порт-Саида, Исмаилии и Суэца, присоединившейся к общенациональной кампании гражданского неповиновения.  В тот же день участники акции протеста в Порт-Саиде подожгли комиссариат полиции, а затем блокировали подступы к зданию, чтобы не допустить приезда пожарных. К тому дню город уже три недели жил в условиях  кампании гражданского неповиновения. Столкновения в Порт-Саиде возобновились с новой силой 3 марта после того, как стало известно о решении МВД страны вывезти из города 39 из 52 заключенных, ожидавших суда за участие в актах насилия в феврале 2012 года после футбольного матча, приведших к гибели 74 человек. Местный суд в январе  уже приговорил 21 участника тех событий к смертной казни. Первый приговор вывел жителей города на улицы. Тогда в результате столкновений с полицией погибли по меньшей мере 40 человек.      В тот же день свое слово в очередной раз сказали «Ультрас»- организованная группировка болельщиков столичного футбольного клуба «Аль-Ахли». Они на некоторое время блокировали автодорогу в международный аэропорт Каира, задеержав таким образом вылет самолета Дж.Керри, который из столицы АРЕ должен был направиться в Эр-Рияд — седьмой остановочный пункт в его первом зарубежном турне.

В ночь с 3 на 4 марта в Порт-Саиде в столкновениях погибли 6 человек, в том числе 3 полицейских. Последние погибли в момент, когда неизвестные открыли огонь из стрелкового оружия по комиссариату полиции. Еще один итог ночных столкновений — свыше 400 раненых. Все эти столкновения в Порт-Саиде — северном входе в Суэцкий канал — не повлияли на функционирование этой важнейшей транспортной артерии.

Столкновения в Порт-Саиде продолжились 5, затем 6 и 7 марта. Их эпицентр находился в районе здания комиссариата полиции, сожженного несколькими днями ранее. Общая ненависть к полиции дошла в этом городе до того, что зазвучали призывы к тому, чтобы полицейские в нем были заменены военными. Реагируя на настроения масс, центральные власти сначала сняли с должности шефа городской полиции Мохсена Ради и отозвали его из Порт-Саида, а затем вывели полицейских из дважды горевшего здания. В город вошла армия. Ее присутствие не помешало разгрому городского отделения «Братьев-мусульман» учиненному 9 марта.

5 марта бывший кандидат на президентских выборах «умеренный» исламист Абдель Монейм Абуль Футух объявил, что его Партия сильного Египта /ПСЕ/ примет участие в парламентских выборах, бойкотируемых ФНС. При этом он утверждал, что это решение вытекает из намерения ПСЕ избежать монополизации власти в руках «Братьев-мусульман», выходцем из которых является президент М»рси. Также выходец из «Братьев-мусульман», Абуль Футух основал свою партию в июле 2012 года, сразу после президентских выборов, в первом туре которых он занял четвертое место, получив 18 процентов голосов.

6 марта суд Гизы приговорил бывшего египетского сталелитейного магната Ахмада Эзза к 37-ми годам тюремного заключения. И хотя ему были предъявлены официальные обвинения в незаконном обогащении и хищении государственных средств в объеме 5 млрд египетских фунтов /746 млн долларов/, главная вина предпринимателя была в другом — он был близок к режиму Мубарака. А.Эзз был арестован сразу после падения этого режима в феврале 2011 г. До этого он был главой крупнейшей в Египте сталелитейной компании, членом руководства правившей Национал-демократической партии и одним из ближайших друзей Гамаля Мубарака — одного из наиболее вероятных преемников его отца Хосни Мубарака. Ранее, в сентябре 2011 года, А.Эзз был уже приговорен к 10 годам тюрьмы по обвинению в коррупции.

6 марта в Египте начался очередной институциональный кризис, когда Административный суд Каира принял решение аннулировать декрет президента М.Мурси  о проведении начиная с 22 апреля парламентских выборов, отметив тем самым голосование. По мнению суда, процедура назначения выборов, использованная президентом и верхней палатой парламента, где доминируют исламисты, не соответствовала конституции, что свидетельствует о некомпетентности как самого президента, так и его советников. Он также предложил Верховному конституционному суду пересмотреть закон о выборах. Со своей стороны «Братья-мусульмане» заявили, что подчиняются решению суда. Это решение немедленно приветствовал оппозиционный ФНС. Он неоднократно требовал, чтобы закон о выборах принимался не исламистами, а на основе консенсуса, и обвинял «братьев» в намерении «захватить Египет в политические заложники, монополизируя его институты власти». Что касается новых властей Египта, то они тут же подали апелляцию на решение Административного суда Каира, подписанную президентом М.Мурси. В окружении президента АРЕ этот демарш мотивировался тем, что «Административный суд Каира принял решение по вопросу,  в котором не является компетентным, поскольку данный вопрос относится к суверенной компетенции президента». В любом случае, по оценке А.Мусы, после всех этих демаршей выборы будут перенесены как минимум на три месяца. Парламентские выборы призваны вновь избрать нижнюю палату парламента, распущенную в период, когда Египтом управляли военные, и когда исламисты имели в ней большинство.  Апелляцию рассматривал Верховный конституционный суд Египта.

Абсолютно новым явлением для Египта стала начавшаяся 7 марта в Каире и Александрии, а также в ряде других городов забастовка полицейских. Они потребовали отставки главы МВД Мохаммеда Ибрагима, совершенно справедливо обвинив его в использовании полиции совместно с президентом -исламистом М.Мурси в политических целях. Их лозунгом стало «Министр «Братьев-мусульман», уходи». Немедленно последовала отставка шефа спецподразделений полиции, занимавшихся борьбой с манифестациями.

9  марта решилась судьба 52-х  футбольных болельщиков, арестованных в связи с трагедией в феврале 2012 года в Порт-Саиде. Каирский суд вынес 24-м из них вердикты — сроки тюремного заключения от одного года до пожизненного. 28 человек были оправданы. Одновременно он подтвердил смертные приговоры, вынесенные 21 болельщику в январе с.г. В знак протеста против этих приговоров,  расцененных как чрезмерно мягкие, тут же заполыхали здания Египетской федерации футбола и полицейского футбольного клуба в Каире. Поджоги осуществили каирские «Ультрас», поскольку из числа 74 погибших год назад в Порт-Саиде подавляющее большинство составили именно болельщики столичного клуба «Аль-Ахли». Особый гнев «Ультрас» вызвало то, что из 9-ти проходивших по делу полицейских сроки получили только двое из них, остальные были оправданы. Такой же гнев подтверждение смертных приговоров вызвало в Порт-Саиде. Его жители тут же блокировали железнодорожное сообщение между двумя берегами Суэцкого канала.

В марте все более ощутимым в Египте стал экономический кризис. Острая нехватка валютной ликвидности вызвала перебои в поставках в страну горючего и привела к огромным очередям на бензоколонках.

15  марта сотни египтян вышли на улицы Каира с требованием вернуть к власти военных. В манифестации участвовали представители организаций военных пенсионеров и групп, выступающих против присутствия во власти «Братьев-мусульман». Что касается военной верхушки, всегда игравшей особую роль в Египте, то она после прихода к власти М.Мурси одно время оставалась в тени, однако в декабре 2012 года генералы многозначительно предупредили, что за армией сохраняется статус гаранта стабильности страны.

17 марта в Каире противники президента М.Мурси и «Братьев-мусульман» вышли на демонстрацию перед центральным офисом исламистов. Сразу же начались столкновения с полицией, которой удалось не допустить штурма здания. Уже 21 марта, накануне очередной манифестации оппозиции, «братья» заявили, что у них достаточно сил, чтобы самим в случае необходимости защитить их штаб-квартиру. С момента избрания М.Мурси на пост президента АРЕ в июне 2012 года его противники атаковали до 30 зданий местных отделений «братьев» в разных городах страны. 22 марта ожидавшаяся «братьями» манифестация состоялась, она вылилась в ожесточенные столкновения ее участников с исламистами и полицией. Последним удалось отстоять штаб-квартиру «Братьев-мусульман» блокировав автодорогу, ведущую на гору Мукаттам, где находится главная резиденция исламистов. Результат столкновений — свыше 160 раненых с обеих сторон. Ответственность за происшедшее власти и оппозиция возложили друг на друга. Уже 25 марта прокуратура потребовала арестовать пятерых участников столкновений со стороны оппозиции, обвинив их в «подстрекательстве к насилию». До этого М.Мурси пригрозил привлечь к ответственности лидеров оппозиции, которых он назвал ответственными за происшедшие случаи насилия. Как заявил в этой связи представитель оппозиционного ФНС Халед Дауд, «теперь можно ожидать только самого худшего». «Угрозы Мурси означают смерть правового государства. Своим заявлением он в очередной раз продемонстрировал, что является президентом только «Братьев-мусульман»», — сказал он.

21 марта в Каире было объявлено, что новые египетские власти присвоили «Братьям-мусульманам» статус неправительственной организации. Подобная «легализация» срочно потребовалась «Братьям» в связи с тем, что египетская Фемида начала рассмотрение иска, требующего запрета организации, выходцем из которой является президент АРЕ М.Мурси. В связи с новым статусом у «братьев» появилась и новая проблема — теперь они будут обязаны отчитываться об источниках их финансирования.

23 марта в очередной раз «братья», а значит — и новые власти Египта — высказались по поводу военной операции Франции в Мали. Заместитель верховного руководителя «братьев» Рашид аль-Байюми призвал Францию вывести ее войска из этой страны.

27 марта президент АРЕ М.Мурси заявил, что отныне рассчитывает на проведение парламентских выборов в октябре текущего года, и что парламент начнет работать до конца 2013 года. Пока М.Мурси находился с визитом в Катаре, в Египте его еще раз «щелкнули по носу» — 27 марта каирский суд второй инстанции аннулировал решение президента об отставке бывшего генерального прокурора АРЕ Абдель Магида Махмуда. М.Мурси отправил его в отставку в ноябре 2012 года, выступив с так называемой конституционной декларацией, присвоившей ему исключительные права. Столкнувшись с сопротивлением судейских, Мурси был вынужден отказаться от конституционной декларации, но свое решение об отставке генерального прокурора оставил в силе.  Теперь оно оказалось недействительным.

В целом, с учетом проблем, с которыми столкнулся М.Мурси, он теперь пойдет на все, чтобы довести дело до парламентских выборов. В этом случае административный ресурс, без сомнения, позволит «Братьям-мусульманам» одержать победу и подтвердить законность их нахождения у власти. Оппозиция будет стремиться не допустить выборов, а значит, ситуация в Египте будет только обостряться.

52.14MB | MySQL:103 | 0,528sec