Пакистан: всеобщая избирательная кампания в разгаре

Предвыборная кампания в Пакистане стремительно набирает обороты. Когда до выборов осталось три недели, Избирательная комиссия Пакистана (ИКП) завершила составление списков кандидатов в Национальную ассамблею и провинциальные собрания страны.  6 819 кандидатов  допущены для участия в выборах, которые будут оспаривать   272  места в  Национальной ассамблее (НА) страны.

Наибольшее число  претендентов представляют крупнейшую  пакистанскую провинцию Панджаб – 3 335 кандидатов (49 %),  затем следует Синд – 1 643 (24%),  Хайбер-Пахтунхва — 870 (13 %), Территория племен федерального управления (ТПФУ) — 400 (6% — в среднем), Белуджистан – 378  (6% — в среднем), Территория федеральной столицы Исламабад  — 147 (2% — в среднем),  Приграничные регионы — 46  (1%).

Гендерный состав кандидатов, основываясь на материалах местной прессы,  остался практически прежним и кардинально не отличается от прошлых 2008 г. всеобщих выборов:  96,5% —  мужчины, 3,5% — женщин.

В соответствии с законом в НА кроме 272 депутатов, прошедших в результате всеобщих выборов, дополнительно резервируется 60 мест для женщин и 10 мест для  представителей  религиозных меньшинств (общее число членов НА  — 342). Эти места распределяются между прошедшими в парламент партиями в соответствии с полученными ими на всеобщих выборах голосами. Таким образом, сразу же  за всеобщими парламентскими выборами в Пакистане следует острая и ожесточенная борьба между партиями  и внутри их за дополнительные места в НА. Многие партии эту борьбу уже начали.

Предвыборная кампания  является главным стержнем нынешнего политического процесса в Пакистане. Конфессиональные и этнические конфликты, «охота» на представителей власти, массовые протестные мероприятия  и т.д.  отошли, временно конечно, на второй план.  Также временно забыты прошлые обиды,  измены, нарушения договоренностей. Все направлено на победу в избирательной кампании, завоевание законодательной и отчасти  исполнительной власти.

Надо отметить, что  современная предвыборная кампания отличается в лучшую сторону от прежней  в плане организованности и принятия некоторых позитивных новшеств. Это определяется, во-первых, большей политической стабильностью в стране, нежели это было в период крушения авторитарного режима в 2008 г.; и, во-вторых, стремлением властей продемонстрировать  демократический характер выборного процесса, легитимность современной и будущей власти.

Большую помощь в решении этой задачи государственной элите оказали структуры, связанные с избирательным процессом и прежде всего ИКП. Важную роль  сыграло расширение прав этой комиссии в соответствии с 19-ой поправкой к Конституции, принятой в 2011 г., что позволило ей принять ряд мер  процессуального характера в интересах электората.

В этом же направлении действовала и возможность соответствующего толкования статей Конституции, касающихся  избирательного процесса и носящих  довольно общий характер. Так Статья 218 (3)  определяет главные обязанностью ИКП — «организацию и проведение выборов и принятие мер, необходимых для того, чтобы  эти выборы были честными, справедливыми, законными и недоступными для коррупции».  Понятно, что такая формулировка задач допускает   принятие самых различных шагов для их решения.

По нашему мнению из этих мер важными были предоставление впервые в пакистанской истории право избирателям «не голосовать ни за одного из кандидатов». Это решение было принято на заседании ИКП под председательством  ее руководителя Ф.Г. Ибрахима   3 апреля 2013 г.   Для этого не потребовалось никакого согласования или специального президентского указа.   В результате, если на каком-либо избирательном участке страны 51 процент электората проголосует  «ни за кого из вышеперечисленных»,  проводится  повторная процедура голосования.

Также впервые в истории Пакистана ИКП приняла решение предоставить  право голоса  на предстоящих всеобщих выборах заключенным. Была проведена большая работа по их регистрации в тюрьмах страны.

Переходное правительство (ПП) и Избирательная комиссия Пакистана поставили вопрос об организации мест голосования для пакистанцев, проживающих за рубежом, а это огромная колония, насчитывающая несколько миллионов человек, и потерять такой  электорат являлось бы непростительной ошибкой. С этой целью    ПП и ИКП   совместно с Министерствами финансов, иностранных дел, информационных технологий, Министерством по делам пакистанцев, проживающих за рубежом  и т.д. приступили к рассмотрению вопроса о возможности технического обустройства мест для голосования. К сожалению, возможности для решения такого сложного в финансовом и техническом отношении вопроса, решить не удалось.

С чем успешно справилась ИКП  (в первую очередь с помощью армейских структур), так это организация  избирательных участков в лагерях  для временно перемещенных лиц в районах провинции Хайбер-Пахтунхва и ряда агентств ТПФУ, в частности в Южном Вазиристане и Северном Вазиристане.

Интересна позиция официальных органов, в частности Верховного суда в отношении СМИ. Учитывая жесткость высказываний отдельных политических оппонентов, их грубую перебранку,  ИКП  предложила ввести «кодекс этики»  для СМИ при освещении избирательной кампании.  Он был разработан Комиссией по мерам ответственности СМИ при Верховном  суде Пакистана. «Кодекс этики» предписывает СМИ  гарантировать общественности  предоставление надлежащим образом  своевременной  и достоверной  информации   о  важных проблемах  ИКП, деятельности политических партий, их кандидатов, текущей кампании и процессе выборов.

Широкий общественный резонанс в стране имели предварительные   итоги проверки документов, поданных кандидатами для участия в выборах. СМИ скандально  озвучивали имена, в частности бывших парламентариев, которым было отказано в регистрации для участия в выборах ввиду большой задолженности по оплате коммунальных платежей, несанкционированных расходах государственных средств и т.д.  ИКП при проверке выяснила, например, что многие кандидаты не зарегистрированы в налоговых органах страны, что означало отсутствие   государственного контроля  за  их финансовыми поступлениями.    Конечно, это вызывает недовольство  кандидатов, не прошедших регистрацию в ИКП.
Избирательная комиссия Пакистана  продолжает  проверку документов заявителей на выдвижение на местах, занимается обустройством избирательных участков, их безопасностью, издает очередные директивы и т.д.

В современном  Пакистане не стоит проблема агитации населения принять участие в выборах. Предвыборная кампания и сами выборы —  одна из немногих возможностей   социально-политического самовыражения местного  населения.

На сегодняшний день предвыборная кампания в целом проходит спокойно.  Нет той яростной протестной волны, которая в прошлом с каждым витком вбирала в себя новые массы народа, затем, как правило,  следовали уличные погромы, вмешательство полиция, жертвы и вновь погромы. Нынешняя предвыборная активность чувствуется  повсюду, но она носит размеренно-организованный характер.  Представляется, что политические партии и их  выдвиженцы  опасаются совершить какой-то опрометчивый шаг, навлечь на себя силу закона, получить  клеймо нарушителя порядка, и, в конечном счете,  оттолкнуть многих  избирателей.

Основные политические партии (ПНП, ПМЛН, ПМЛ (К),  Партия справедливости) пользуются  примерно равным влиянием в стране.   Но каждая из них занята поиском союзников с целью формирования предвыборного альянса и расширения, таким образом, своей политической  базы.  К тому же принятая в Пакистане мажоритарная система подсчета голосов благоприятствует победе коалиций. Политическая борьба определяется стремлением основных соперничающих  групп обеспечить  благоприятные условия  для достижения победы. Но боязнь успеха  партнеров множит подозрительность, расхождения, противоречия  между ведущими партиями, что, в свою очередь,  мешает их  объединению в большие  альянсы. Поэтому обычно крупные пакистанские партии вступают в предвыборный союз с мелкими (ПНП и Народная национальная партия,  ПМЛ (Н) и ДИ).       Такие комбинации помогают на выборах ведущим партиям, а после этого обеспечивают им необременительное сосуществование  с политической «мелюзгой» в рамках неравноправной коалиции.

До всеобщих выборов 11 мая 2013 г. осталось меньше месяца. Это достаточно для  выработки окончательного решения  электората, формирования политических альянсов и т.д. Выборы состоятся,  если, конечно, в оставшиеся дни не произойдут события, которые поставят под угрозу  их проведение (вмешательство извне, государственный переворот, масштабная природная катастрофа  и т.д.).

52.46MB | MySQL:103 | 0,560sec