Сирия: вопрос о военной иностранной интервенции

Мы уже говорили о том, что США и их союзники по НАТО озабочены в первую очередь возможностью бесконтрольного распространения химического оружия в случае падения режима Б.Асада. Фактически это единственная реальная опасность региональной (и возможно, не только) катастрофы в случае ухода со сцены нынешнего сирийского режима. Хаос и распад страны на отдельные анклавы с обязательным негативным влиянием на соседей тоже является не самым оптимистичным сценарием, но исламистская опасность и угроза резонансных терактов в данном случае приобретает совершенно иное звучание. И это, пожалуй, выделяет Сирию из других арабских стран, с трудом переживающих «арабскую весну».

Среди основного решения этой проблемы США и их союзники видят организацию совместной вооруженной интервенции силами объединенной коалиции с целью установления контроля над складами химического оружия сирийской армии. Примерно тот же самый сценарий разрабатывается и в случае применения сирийским режимом химического оружия против повстанцев или мирного населения. В этой связи вновь вспомним высказывания руководителя аналитического департамента израильской военной разведки И.Бруна о том, что «сирийский режим уже видимо несколько раз применял зарин». Четких свидетельств этого нет даже у оппозиции, если не считать попытки боевиков распылить горчичный газ под видом химического оружия  с целью скомпрометировать сирийскую армию. Кстати, ровно по этой причине и тормозится официальное расследование в формате ООН, на чем настаивает Москва. Возвращаясь к туманным намекам израильского разведчика, отметим лишь, что Израиль крайне озабочен развитием ситуации в Сирии, фактическим распадом страны на многочисленные этно-конфессиональные анклавы, усилением на этом фоне исламистских радикалов, и т.п. В этой ситуации наиболее разумным решением, по оценке израильских стратегов, является организация международной военной интервенции  в ближайшее время, дабы не доводить ситуацию до «точки невозврата», когда военное вмешательство уже не сможет эффективно решить задачу установления надежного контроля за арсеналами химического оружия. Тем более что Израиль по известным причинам (жесткая реакция во всем мусульманском мире) к прямому участию в военной операции привлекать не будут.

24 и 25 апреля с.г. в Вашингтоне состоялась координационная встреча стран, которых США в той или иной мере хотят задействовать в случае организации такой интервенции. В ней помимо США, приняли участие представители Великобритании, Канады, Франции, Иордании и Чехии. Присутствие чехов в данной конфигурации объясняется тем, что именно чешское посольство в Дамаске в настоящее время представляет американские и европейские интересы. На этой встрече страны-участницы примерно распределили роли, которые они должны отработать в случае организации интервенции или явных случаев применения Дамаском химического оружия. Отметим, что на эту встречу представители Саудовской Аравии приглашены не были.

Таких координационных встреч было уже несколько. 1 и 2 апреля с.г. состоялась подобные консультации в Аммане, где присутствовали американцы, иорданцы,  катарцы и израильтяне. Последние были приглашены в первый раз. Председательствовал на встрече руководитель Управления общей разведки (УОР) Иордании Фейсал аль-Шобаки. Итогом переговоров стало решение усилить тренировки летчиков ВВС Иордании и снабдить их соответствующим оборудованием для решения задач на зараженной местности или  воздухе. Одновременно будет отрабатываться схема нанесения воздушных ударов по складам химического оружия на сирийской территории с последующим десантированием смешанных отрядов спецназа США, Великобритании и Иордании. Тренинг иорданцев будут проводить инструкторы из США с привлечением дезертиров из сирийских спецслужб и подразделений сирийской армии, которые  были задействованы на охране складов с химоружием. В обязанности всех «полевых» резидентур ЦРУ США вменена тщательная фильтрация беженцев в Турции и Иордании с целью поиска именно такого контингента лиц.  Количество этих резидентур также увеличено. Израильское участие в данной схеме ограничивается только функцией сбора информации с применением спутников и беспилотников.

В свою очередь сирийское руководство очень обеспокоено отходом Иордании от позиции видимого нейтралитета к активному участию в подготовке к военной иностранной интервенции. Мы уже говорили, что иорданские власти фактически «закрывают глаза» на вербовку в качестве боевиков палестинских беженцев из Сирии со стороны эмиссаров «Джабхат ан-нусра» и их последующую переправку в Ливан для направления в Сирию. За последние две недели Дамаск посылал двух секретных высокопоставленных посланцев с предупреждением Амману воздержаться от активной роли в планах США и их союзников. Начальник Национальной службы безопасности (НСБ) Сирии генерал Али Мамлюк лично встречался со своим иорданским коллегой Ф.аль-Шобаки 17 апреля с.г. Сразу же после него иорданскую столицу посетил министр обороны Сирии Фахд Джассем аль-Фрейдж для встречи с начальником генерального штаба армии Иордании М.аль-Забехом. В обоих случаях сирийские попытки убедить иорданских силовиков дистанцироваться от планов подготовки иностранной военной интервенции успехом не увенчались.

52.35MB | MySQL:103 | 0,486sec