Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 мая 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Ираке. 18 мая президент Сирии Б. Асад вновь жестко подтвердил, что не рассматривает вопрос о своей отставке вопреки давлению со стороны Запада, аравийских монархий и Турции. В различных районах Ирака на прошедшей неделе была совершена серия

В большинстве провинций Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее крупные и ожесточенные бои шли в провинции Хомс в центральной части страны и в районах, прилегающих к Дамаску.

Активная политико-дипломатическая деятельность развернулась вокруг намеченной на июнь в Женеве международной конференции по сирийскому урегулированию. Президент Сирии Б. Асад 18 мая выразил надежду на то, что эта встреча поможет урегулированию кризиса в его стране, хотя шансы на успех очень малы. По мнению Асада, «одностороннего решения по Сирии нет, нужно, чтобы договорились хотя бы две стороны. Но эти террористические группировки связаны с иностранными государствами и не могут самостоятельно принимать решения. И эти иностранные государства не далее, чем неделю назад, заявили, что им не о чем вести диалог с сирийским государством. Верить в то, что политическая конференция в таких условиях может остановить терроризм на местах – нереально». Ранее, 14 мая в Дамаске заявили, что Сирия примет решение об участии в женевской конференции «только после ознакомления с деталями инициативы России и США». При этом Сирия не примет «никаких условий или политических решений, затрагивающих ее национальный суверенитет». Также было подчеркнуто, что никто не может навязать сирийцам решения, касающиеся судьбы президента, формы правления и конституции. «Все эти вопросы составляют суть будущего политического процесса, и обсуждать их будут сами сирийцы». В ответ на давление со стороны США, других стран Запада, аравийских монархий и Турции Б. Асад подтвердил 18 мая, что не намерен оставлять свой пост до выборов в 2014 г.

14 мая госсекретарь США Дж. Керри отметил, что «если Асад решит не принимать участие в мирных переговорах, то это будет его грубой ошибкой».

Президент США Б. Обама и премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон договорились усилить давление на режим в Сирии, чтобы добиться ухода Асада. Лондон и Вашингтон также продолжат «усилия по предоставлению гуманитарной помощи страдающему сирийскому народу, по укреплению умеренной оппозиции и по подготовке к демократической (власти) Сирии без Асада». Сирийский вопрос был в числе важнейших на переговорах в Вашингтоне между Б. Обамой и премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом. Стороны подчеркнули, что единственным способом урегулирования конфликта в Сирии является скорейший отказ Асада от власти и формирование в Дамаске нового временного правительства. При этом США и Турция «намерены продолжать усиливать давление на режим Асада и работать с сирийской оппозицией». Эрдоган также заявил, что Турция готова поддержать введение над Сирией бесполетной зоны, но считает, что решение об этом — прерогатива Совбеза ООН. 16 мая директор ЦРУ Дж. Бреннан посетил Израиль, где провел ряд встреч, в том числе с министром обороны Израиля М. Яалоном. Основной темой переговоров был кризис в Сирии.

14 мая в Сочи состоялись переговоры президента России В. Путина с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху. Их главной темой стал сирийский кризис, а также ситуация на Ближнем Востоке. По итогам встречи было заявлено, что Россия и Израиль продолжат контакты на высшем уровне и по линии спецслужб в рамках усилий по урегулированию ситуации в Сирии. В. Путин также отметил, что у него и Б. Нетаньяху есть общее понимание того, что продолжение вооруженного конфликта в Сирии «чревато самыми пагубными последствиями и для нее самой, и для всего региона». Путин вновь призвал избегать любых действий, которые могут расшатать ситуацию в Сирии. 16 мая В. Путин заверил, что Москва продолжит бороться за скорейшее урегулирование сирийского кризиса без внешнего вмешательства, в интересах сохранения «территориальной целостности и суверенитета сирийского государства». Сирийская проблем обсуждалась на переговорах В. Путина и министра иностранных дел РФ С. Лавров с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном, посетившим Россию на минувшей неделе.

Власти США внесли в «черный список» террористов А. М. аль-Джавлани — главаря экстремистской исламистской группировки «Джабхат ан-нусра», которая является ударной силой противников режима Асада.

15 мая Генассамблея ООН приняла очередную, вызвавшую споры, резолюцию по Сирии, инициированную Катаром. Документ поддержали 107 государств, против проголосовали 12, в том числе Россия, воздержалась 59 стран. В резолюции, отмечается признание Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил как «законного представителя» народа Сирии, подвергнуты критике действия правительства САР за применение тяжелого оружия против населенных пунктов. В то же время оппозиция в резолюции подвергается критике в основном косвенно, без прямого на нее указания. Отметим, что резолюции Генассамблеи носят чисто рекомендательный характер. В 2012 г. были принято две аналогичные резолюции по Сирии.

На минувшей неделе (15-18 мая) в различных районах Ирака было совершено несколько серий терактов, приведших к гибели свыше 140 человек. Более 300 человек получили ранения. Наиболее крупный теракт произошел в городе Баакуба в северо-восточной провинции Дияла. Здесь погибли более 40 человек. Крупные теракты были совершены в Багдаде, Мосуле, Киркуке и некоторых других городах. Основными объектами террористов стали мечети, преимущественно суннитские, а также военнослужащие правительственной армии, бойцы суннитских отрядов «сахва» и полицейские. 18 мая были похищены 8 полицейских, которые несли службу на границе с Сирией. По информации иракских источников, с середины апреля по начало мая в стране нападениям подверглись 29 суннитских и две шиитские мечети. Погибли 65 суннитских священнослужителей. В то же время за весь 2012 г. было зафиксировано всего 10 нападений на суннитские мечети.

Тем временем в соответствие с договоренностью между властями Турции и руководством сепаратистской Рабочей партией Курдистана (РПК), боевики этой группировки начали покидать турецкую территорию. Так, 14-15 мая первые две группы боевиков РПК прибыли в иракскую курдскую автономию.

МАГАТЭ и Иран на прошедших 15 мая переговорах в Вене не смогли преодолеть имевшиеся между сторонами разногласия. Центральной темой переговоров был вопрос о доступе представителей МАГАТЭ на ядерные объекты Ирана, а также к документам и ученым, относительно которых имеются подозрения в том, что они заняты в иранской военной ядерной программе. В частности, МАГАТЭ безрезультатно требует доступа на ядерный объект в Парчине. Руководитель иранской делегации С. Джалили заявил, что Тегеран готов вернуться к диалогу по ядерной проблеме в любое время. Генеральный директор МАГАТЭ Ю. Амано считает, что Иран отказывается сотрудничать с международным агентством по прояснению возможной военной составляющей его ядерной программы. В результате чего МАГАТЭ, по словам Амано, «не может проверить проводится ли иранская ядерная программа в мирных целях или нет». И все же Амано надеется на мирное, дипломатическое урегулирование проблемы ядерной программы Ирана.

В Тунисе усиливается противостояние властей с ультраконсервативной салафитской организацией «Ансар аш-Шариа». 19 мая салфиты планировали провести в городе Кайуран в центральной части страны свой ежегодный съезд. К участию в этом мероприятии они намеревались привлечь свыше 40 тыс. сторонников организации. 15 мая МВД Туниса отказало «Ансар аш-Шариа» в проведении съезда, сославшись на то, что его организаторы не подали заявку в соответствии с требованиями национального законодательства. Против проведения съезда салафитов выступил и лидер правящей в стране исламистской партии «Ан-Нахда» Р. Ганнуши. Сами же лидеры салафитов, не признающие над собой власти государства, утверждали: «Нам не нужно разрешение правительства, чтобы проповедовать слово Божье и мы призываем полицию не создавать помехи проведению съезда, власти будут виноваты, если прольется кровь». В связи с предполагавшимся мероприятием власти предприняли чрезвычайные меры по обеспечению безопасности в столице и Кайруане. Были произведены задержания салафистских активистов. 18 мая руководство салафитов призвало своих сторонников собраться в пригороде тунисской столицы Ат-Тадаммун, где 19 мая произошли столкновения исламистов с полицией, применившей слезоточивый газ для восстановления порядка. Также 19 мая имели место столкновения салафитов с полицией в Кайуране, где власти сосредоточили примерно 11 тыс. полицейских и солдат сил безопасности. Сообщается, что руководство «Ансар аш-Шариа» решило отложить на неделю проведение съезда организации.

13 мая правительство Израиля утвердило проект бюджета на 2013-2014 гг., который предусматривает сокращение государственных расходов, в том числе на нужды обороны, и повышение налогов. Бюджет также предусматривает повышение подоходного налога на 1,5%, начиная с 2013 г., увеличение НДС на 1% (тем самым, он будет установлен на уровне 18%), начиная с июня. Плата за национальное и медицинское страхование коснется всех израильских граждан. Министры решили сократить бюджеты практически всех министерств на 2% в нынешнем году и на 3% — в будущем. Ожидаемая экономия составит 25 млрд шекелей (примерно 7 млрд долларов). Бюджет военного ведомства будет урезан на три миллиарда шекелей при том, что расходы на оборону, по данным СМИ, достигают 56 млрд шекелей. Меры властей по жесткой бюджетной экономии вызывают протест у многих израильтян. В стране продолжаются акции протеста против финансовой политики правительства.

Очередную попытку достичь межпалестинское примирение предприняли ведущие палестинские организации ФАТХ и ХАМАС. По итогам переговоров, завершившихся 14 мая в Каире, стороны договорились оставить кресло премьер-министра в будущем правительстве национального единства за нынешним главой Палестинской национальной администрации, лидером ФАТХа М. Аббасом. Кроме того, ФАТХ и ХАМАС совместно отберут кандидатов на остальные министерские посты. Стороны рассчитывают в течение трех месяцев сформировать общее правительство, основной задачей которого станет подготовка президентских и парламентских выборов на палестинских территориях.

18 мая в Каире, Александрии и некоторых других городах Египта вновь прошли массовые протестные выступления оппозиции. Их участники требовали передачи полномочий президента АРЕ Конституционному суду, проведения досрочных президентских выборов и составления новой конституции страны. Оппозиция также требует немедленно заморозить планы сдачи зоны Суэцкого канала в аренду иностранным компаниям. Имели место столкновения демонстрантов с полицией, которая произвела аресты.

На севере Синайского полуострова 16 мая были похищены семь египетских полицейских и военнослужащих. В знак протеста сотрудники пограничной полиции 17 мая закрыли контрольно-пропускной пункт в Рафахе на границе с сектором Газа. Полицейские заявляют: «Мы не откроем КПП до тех пор, пока все захваченные военнослужащие не будут освобождены, а к нам не прибудет министр внутренних дел, которому мы представим наши предложения для предотвращения дальнейших нападений».

Нестабильная ситуация сохраняется в Ливии. На минувшей неделе несколько террористических нападений было совершено в Бенгази и столице страны Триполи. Эти нападения вновь продемонстрировали неспособность ливийских властей обеспечить безопасность на территории страны, оградить население от произвола боевиков вооруженных «революционных» бригад.

Приложение

 

 

О состоянии вооруженных сил Катара

 

 

В последние годы руководство Катара уделяет возрастающее внимание вопросам укрепления национальных вооруженных сил, в первую очередь, их оснащению современными образцами вооружения и военной техники. При этом речь не идет о значительном увеличении численности личного состава армии.

Вооруженные силы Катара (11,8 тыс. чел.) состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Военный бюджет в 2011 г. составил 3,45 млрд долларов (2 процента от годового ВВП). Помимо армии в эмирате имеются войска безопасности (до 1200 чел.), укомплектованные выходцами из наиболее воинственных племен инонационального происхождения – саудовских, йеменских, белуджских.

Верховным главнокомандующим ВС является эмир, сохраняющий за собой пост министра обороны. Ему подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил. Главнокомандующим ВС является наследный принц. При эмире имеется Совет обороны, который занимается вопросами обеспечения безопасности государства, обороны, подготовки вооруженных сил.

Катарская конституция запрещает вести захватнические войны. Поэтому в декрете об объявлении войны эмир должен оговорить ее оборонительный характер.

Руководство эмирата отчетливо понимает уязвимость страны в случае внешней агрессии и невозможность самостоятельно защитить ее суверенитет и территориальную целостность. Исходя из этого, основной упор в вопросах обеспечения обороны делается на получение в случае необходимости гарантированной военной помощи от союзников, прежде всего от США, других стран Запада, а также союзников по ССАГПЗ.

В планах военного строительства предусмотрено переоснащение ВВС новыми типами боевых и военно-транспортных самолетов, увеличение числа вертолетов различных типов, перевооружение танкового и артиллерийского парка, но главное – принятие на вооружение системы ПРО THAAD (Terminal High-Altitude Air Defense), ЗРС «Пэтриот» и дальнобойных ракетных систем залпового огня HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System).

К слабым сторонам ВС Катара следует отнести многотипность вооружения, что затрудняет его обслуживание и ремонт, недостаточное количество средств ПВО, слабое развитие ремонтной базы, сильная зависимость национальной армии от иностранных технических специалистов.

Сухопутные войска (8,5 тыс. чел.) составляют основу ВС Катара. В их боевом составе имеется бронетанковая бригада, три механизированных батальона, полк эмирской гвардии и рота спецназа. Главная группировка войск размещена в районе столицы Дохи. На вооружении состоит 30 танков АМХ-30, 28 155-мм самоходных (СГ) и 12 буксируемых гаубиц, 4 РСЗО, 148 ПТРК, 348 боевых бронированных машины. Катар начинает реализацию программы модернизации сухопутных войск. В марте 2013 года с немецкой фирмой «Краус–Маффеи Вегман» подписан контракт на поставку 60 основных танков «Леопард- II» и 24 155-мм СГ PzH 2000. В США предполагается закупить 7 ракетных комплексов М142 HIMARS с универсальной системой управления огнем, 60 оперативно-тактических ракет ATACMS (Army Tactical Missile System) M57 Block 1A T2K, 360 управляемых ракет GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System) M31A1 (60 контейнеров, по 6 ракет), а также сопутствующее оборудование и запчасти. США окажут содействие в подготовке катарских военнослужащих и материально-техническом обеспечении поставляемой техники. Кроме того, намечается улучшить систему управления войсками, связи и разведки.

Военно-воздушные силы насчитывают 1,5 тыс. человек. Боевая авиация представлена 6 штурмовиками «Альфа Джет» и 12 многоцелевыми истребителями «Мираж» 2000-5. Военно-транспортная авиация имеет семь самолетов (в том числе два стратегических транспортных самолета С-17А «Глоубмастер-III), а вертолетная — 19 боевых 30 транспортных машин. Подразделения ВВС базируются преимущественно на военно-воздушной базе Эль-Удэйд в 50 км от Дохи. Она имеет самую длинную ВПП в регионе Ближнего и Среднего Востока – 4500 м. В США планируется приобрести 22 многоцелевых вертолетов AW-139, 28 многоцелевых вертолетов МН-64К «Си Хок» и 24 боевых вертолета АН-64D Блок-III «Апач Лонгбоу». Турция поставит 19 мини-БЛА «Байрактар», а Швейцария – 24 учебно-тренировочных самолета РС-21. В перспективе планируется замена французских «Миражей» на новые самолеты. В качестве вариантов рассматриваются американские F/A-18E/F и французские «Рафали».

В составе ВВС имеются подразделения ПВО, на вооружении которых состоят 33 ЗРК ближнего действия и 42 ПЗРК.

Катар является активным участником американского проекта по созданию системы ПРО в зоне Персидского залива. США уже разместили в Катаре две батареи комплекса ПРО «Пэтриот» РАС-3 и намерены развернуть на территории эмирата мощный радар семейства AN/TPY-2, аналогичный тому, который уже имеется в Израиле. Сам Катар заказал в США две батареи комплекса ПРО THAAD с 250 противоракетами. Также в США заказаны 11 комплексов ПРО «Пэтриот» РАС-3 с 778 противоракетами ракетами РАС-3 (в том числе 10 испытательных) и 248 противоракетами MIM-104 GEM-T. Взаимодействие комплексов средней дальности «Пэтриот» РАС-3 и THAAD позволяет обеспечивать более надежную защиту от ракет противника.

Военно-морские силы насчитывают 1800 человек, включая Морскую полицию. Главная ВМБ – Доха, пункт базирования – остров Халул. Основными задачами ВМС являются патрулирование и контроль прибрежных вод, защита портов и газовых месторождений в Персидском заливе. Корабельный состав представлен 22 боевыми катерами, в том числе семью ракетными, а береговая оборона — двумя батареями ПБРК «Экзосет» ММ40 (три счетверенных ПУ).

В катарских ВС на хорошем качественном уровне налажена регулярная боевая подготовка. Подразделения национальной армии регулярно участвуют в совместных учениях с войсками аравийских союзников. Периодически проводятся совестные учения с ВС США и других стран Запада.

В Катаре нет военной промышленности. Имеются лишь мастерские по ремонту и обслуживанию военной техники.

В последние годы Катар резко увеличил закупки за рубежом дорогостоящих вооружений и военной техники, и эта тенденция продолжает усиливаться. Так, если в 2009 -2012 гг. эмират приобрел продукцию военного назначения на сумму 2,145 млрд долларов, то на период 2013-2016 гг., оценочно, эта сумма должна составить примерно 11,3 млрд долларов.

Главным партнером Катара в сфере военного и военно-технического сотрудничества остаются США. На территории эмирата размещен передовой командный пункт Объединенного центрального командования ВС США, базируются самолеты боевой и военно-транспортной авиации. По состоянию на декабрь 2012 г. на территории эмирата находились 8 тыс. американских военнослужащих. При содействии США в Катаре построены центр связи, склады боеприпасов и другие объекты. В катарской армии работают американские военные советники. Активно развиваются военные и военно-технические связи с Францией, Великобританией, Германией, аравийскими монархиями, Иорданией и рядом других стран.

Катар оказывал военную помощь ливийским «революционерам» в борьбе за свержение режима М. Каддафи. В этой войне непосредственно принимали участие и катарские военнослужащие. В настоящее время Катар активно помогает сирийским мятежникам, в том числе поставками оружия.

Комплектование ВС Катара личным составом производится путем набора добровольцев из числа граждан страны мужского пола, мусульманского вероисповедания в возрасте от 17 до 25 лет. Иностранцы служат в катарской армии по специальным контрактам на основе межправительственных соглашений. Офицерские кадры готовятся в военно-учебных заведениях НАТО, Великобритании, США, Иордании, Омана, Саудовской Аравии и Кувейта.

Армия не играет заметной роли в политической жизни Катара, но остается одним из главных гарантов стабильности правящей в стране династии Ааль Тани. Офицеры вооруженных сил являются одним из наиболее хорошо обеспеченных слоев населения эмирата. Тем не менее, в зарубежных СМИ периодически появляются сообщения о якобы имевших место попытках совершить в стране военный переворот.

Малочисленность населения и отсутствие собственной военно-промышленной базы не позволяют Катару создать крупные вооруженные силы, способные надежно защитить страну от внешней агрессии. В этих условиях эмират продолжит военное сотрудничество с государствами Запада, рассматривая его в качестве основы обеспечения национальной безопасности, защиты страны от внешней агрессии.

52.42MB | MySQL:103 | 0,664sec