Тунис: салафитские беспорядки и усиление роли армии

Последние события в Тунисе являются по-своему знаковыми для развития новой истории арабского мира. Напомним, что сторонники салафитской группировки «Ансар аш-Шариа» вступили в открытое противостояние с полицией и силами правопорядка в тунисском городке Кайруане и ряде пригородов тунисской столицы. При этом Кайруан в течение нескольких часов фактически находился в руках салафитов, которые выстроили баррикады  и закидывали сотрудников полиции «коктейлями Молотова» и камнями. Поводом для столь неадекватного выражения возмущения стало решение властей о переносе конгресса «Ансар аш-Шариа» из столицы в пригород, где, собственно, затем и начались беспорядки.

Напомним, что «Ансар аш-Шариа» является крайне радикальной салафитской группировкой, деятельность которой расцвела пышным цветом после событий «арабской весны» не только в Тунисе, но и Египте и Йемене. Она патронируется и финансируется Эр-Риядом, который особенно и не скрывает того, что намерен использовать эту структуру для продвижения своего влияния в арабских странах в противовес набравших силу «Братьев-мусульман», которые сейчас пользуются в той или иной степени, и с некоторыми оговорками, поддержкой Катара.

То, что происходит сейчас в Тунисе, можно совершенно оправданно отнести к активизации «внутривидовой» борьбы между двумя этими течениями в современном исламизме. Очень значительный период времени тунисская партия «Ан-Нахда»  в лице ее харизматичного лидера Р.Гануши пыталась «усидеть на двух стульях», всячески стараясь примирить два течения. Он уже публично заступался за салафитов в прошлом году, когда они устраивали массовые демонстрации в Тунисе, и даже выступал против применения к ним мер уголовного наказания. Оппонент Р.Гануши в «Ан-Нахде», бывший премьер-министр Марзуки в свою очередь занимает позицию ужесточения отношения к проявлениям радикализма со стороны салафитов, справедливо полагая, что такой альянс повышает инвестиционные риски и компрометирует тунисское руководство перед западными партнерами. Отметим также, что  обострение борьбы между двумя течениями исламистов  активизировалось при минимизации роли гражданской оппозиции.

То же самое ждет со временем и Египет, который пока переживает очередной виток гражданских столкновений. Собственно «межвидовая» борьба в данном случае уступает место общим интересам «Зеленого интернационала» в борьбе за власть с сильной гражданской оппозицией. И салафиты при таком сценарии стараются сохранять с «братьями»  «единый фронт». Что совершенно не отменяет обострения таких противоречий в самом недалеком будущем.

В условиях политической нестабильности особое внимание необходимо обратить на закономерное  усиление роли армии и полиции в политической жизни Туниса. Несмотря на все «демократические преобразования» и развитие парламентаризма совершенно очевидно, что силовики, как и в прежние «добрые» времена будут играть еще очень долго роль стабилизирующей и равноудаленной силы в политической жизни арабских стран. И общий хаос в той же Ливии во многом объясняется исторически слабой ролью единых вооруженных сил при бывшем руководстве. Примерно такой же вывод делают и западные аналитики, которые  определяют одно из главенствующих мест в будущей политической иерархии в том же Египте и Тунисе именно вооруженным силам. Что касается Египта, то Пентагон там развернул специальную программу по установлению доверительных связей с новым армейским руководством АРЕ, что потребовало срочное направление в Каир старых проверенных  кадров из числа тех американских военных, которые по воле случая хорошо знакомы именно с вновь назначенными командующими или руководителями национальных спецслужб.

В этой связи есть смысл повнимательнее присмотреться и к  процессам, которые сейчас происходят в тунисской армии.  В частности, к кадровому взлету командующего ВВС генерал-майора Таеба Лааджими, который последние пять месяцев явно демонстрирует желание занять пост начальника генерального штаба. Сейчас это реальный претендент на пост генерального инспектора вооруженных сил, который он должен получить на днях, сместив при этом М.аль-Бекри, который работал на должности руководителя военного атташата при посольстве Туниса в Брюсселе, и был назначен на этот ключевой пост в 2011 году, незадолго до прихода «Ан-Нахды» во власть. В следующем году нынешний командующий генерального штаба Р.Амар, который считается героем революции, уходит в отставку и его преемником практически все эксперты называют именно Т.Лааджими. Отметим, что помимо его хороших контактов с руководством «Ан-Нахды», он считается фигурой, которую полностью «принимают» в Вашингтоне и Париже. Т.Лааджими имеет регулярные отношения с французскими коллегами еще со времен своей учебы  в College Interarmees de Defense, а в Пентагоне его хорошо знают со времен его работы в качестве руководителя военного атташата при посольстве Туниса в Вашингтоне  до 2008 года.

52.1MB | MySQL:103 | 0,603sec