Ситуация в Мали: апрель 2013 г.

В течение апреля французские войска, а также отдельные составляющие африканского миротворческого контингента в Мали /Misma/ продолжали оказывать военное давление на формирования «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/, «Движения за единство и джихад в Западной Африке» /ДЕДЗА/ и движения «Ансар ад-дин» в северных районах Мали. Соседние страны – Мавритания, Алжир, Чад – блокировали границу с Мали, изолировав тем самым район боевых действий.

Понимая гибельность для них прямых боестолкновений, исламисты все больше используют методы партизанской войны, и в частности, смертников. В начале апреля представитель ДЕДЗА прямо пригрозил Франции и ее союзникам «шире использовать боевиков-смертников».

Еще одна угроза в адрес Франции прозвучала 7 апреля из уст главаря «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири. Он предупредил, что Францию в Мали «ждет та же судьба, что Америку в Ираке и Афганистане».

7 апреля французские войска начали операцию под условным наименованием «Густав» по прочесыванию местности в одной из долин к северу от г.Гао. По численности участвовавших в ней военных она была одной из самых массированных после освобождения основных городов Северного Мали. В ней участвовали до 1 тыс. солдат, до 150 единиц бронетехники, вертолеты, артиллерия. Действия войск поддерживали с воздуха самолеты и вертолеты. Им предстояло прочесать долину протяженностью до 20 км и шириной до 2 км, где, по данным разведки, находились тыловые базы исламистов. Несмотря на предпринятые меры оперативной маскировки, французы обнаружили в долине лишь пустые лагеря, исламисты ушли из них за несколько суток до начала операции. Это обстоятельство порождает ряд понятных вопросов, на которые пока нет ответа. Тем не менее главный итог операции – уничтожены многочисленные склады с 18-ю тоннами оружия и боеприпасов, опираясь на которые действовали боевики ДЕДЗА. Еще один итог операции – похоже, исламисты поняли, что когда вместе собираются два и более пикапа, это место автоматически становится целью для ударов с воздуха. Поэтому они стали действовать совершенно крошечными группами по 5 – 6 человек, для которых достаточна одна машина, а также с использованием мопедов и верблюдов.

В апреле стало понятно, что три исламистких группировки, понеся чувствительные потери в Мали, начали выводить остатки своих формирований в соседние страны, и в частности, в Ливию, в суданский Дарфур и даже в лагеря Фронта ПОЛИСАРИО в Алжире, любой момент могут вернуться в Мали. Другим убежищем исламистов стал северо-запад Мали, где их главным координатором после гибели Абу Зейда стал главарь формирований АКМ в Сахаре и на севере Мали алжирец Яхья Абу Хамам. На северо-востоке Мали главным главарем АКМ стал малийский туарег Абделькрим Талеб.

В начале апреля много шума наделало сообщение некоторых российских СМИ, утверждавших, что Мали якобы запросило у России поставить ему вертолеты Ми-17 и Ми-35, боевые и транспортные самолеты, бронетранспортеры БТР-80 и самое главное – радары для системы ПВО. Абсурдность этой информации очевидна – даже если поставки перечисленной техники осуществлялись в единицах штук, речь бы шла о сотнях миллионов долларов. Таких денег у Мали никогда не было и вряд ли будет, даже если ему окажут финансовую помощь. Информация о радарах для системы ПВО вообще не выдерживает никакой критики, поскольку пока что-то не было слышно, что джихадисты обзавелись собственной авиацией…

Как сообщил в этой связи заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Вячеслав Дзиркалн, единственной поставкой, выполненной Россией по просьбе Мали, была партия стрелкового оружия. По имеющимся данным, речь идет о 3 тысячах автоматов Калашникова, 300 пулеметах и боеприпасах.

В апреле продолжился процесс становления новой малийской армии, которая должна прийти на смену старой, потерпевшей сокрушительное поражение от исламистов в первой половине 2012г. 2 апреля военные инструкторы из Учебной миссии Евросоюза /EUTM/ приступили к подготовке первого батальона малийской армии численностью 570 человек. Подготовка осуществляется на военной базе в г.Куликоро в 60 км к северо-востоку от Бамако. Срок обучения – 70 суток. В составе EUTM – до 100 инструкторов из семи европейских стран. Одновременно с пехотным батальоном готовится группа снайперов. Ближайшая цель EUTM – подготовка 3 тысяч солдат в течение ближайших 15-ти месяцев. В полностью развернутом составе EUTM будет насчитывать 550 человек – инструкторов и подразделений охраны.

В апреле мировое сообщество продолжило оказывать давление на Бамако с тем, чтобы тот не допускал случаев внесудебных расправ «храбрых» малийских военных над мирным населением севера Мали – туарегами и арабами. 3 апреля ООН констатировала, что несмотря на сокращение случаев насилия на севере Мали, репрессии по отношению к двум указанным группам населения продолжаются.

В насилии по отношению к чернокожему населению севера Мали то и дело обвиняли бойцов-туарегов из светского Национального движения освобождения Азавада /НДОА/. В частности, 5 апреля в г.Кидаль было распространено радиообращение ко всему чернокожему населению Северного Мали с призывом «вернуться в Мали». НДОА, еще год назад объявившее о независимости Азавада, еще в конце марта назначило своего управляющего городом Кидаль, сделав таким образом понятный жест в адрес центральных властей страны. Одновременно оно в очередной раз указало на невозможность присутствия в городе малийских военных.

Франция и мировое сообщество также продолжали работать с малийскими властями с тем, чтобы убедить их в необходимости провести президентские выборы в июле с.г., равно как содействовать процессу национального примирения. Именно эти цели преследовал глава МИД Франции Лоран Фабиус, побывавший 5 апреля в Бамако с визитом. Многие в Мали и за его пределами не верят в реальность проведения выборов в указанные сроки в связи с нестабильностью на севере страны, а также проблемой беженцев и временно перемещенных лиц – таких, по данным ООН, насчитывается до 400 тысяч человек.

Переходный режим пришел к власти в Мали в апреле 2012 г. после того, как от нее отказались военные путчисты, свергнувшие ранее президента Амаду Тумани Туре. Путч в немалой степени способствовал тому, что север Мали оказался под контролем трех исламистских движений.

5 апреля в ходе визита в Бамако Л.Фабиус обозначил позицию Франции по отношению к НДОА. По его словам, «в нужное время это движение должно согласиться с принципом отказа от вооруженной борьбы и сложить оружие», дав тем самым понять, что пока это время не наступило, и французы нуждаются в помощи бойцов НДОА. «Сложилась особая ситуация в Кидале, где представлены бойцы НДОА и французские военные, но между ними нет никакой связи. Вопрос в одном: как нормализовать ситуацию? Мы думаем, что с помощью диалога», — утверждал он. Кроме французских военных в Кидале также находится база чадских военных. А в одноименном регионе находится горный массив Ифогас, где укрылись исламисты.

Еще одно важное заявление Л.Фабиуса касалось военных планов Парижа в Мали на будущее. По словам главы МИД Франции, Париж предложил ООН и Бамако сохранить в Мали «на постоянной основе» французские «силы поддержки» численностью в 1 тыс. человек с задачей борьбы против вооруженных исламистских групп.

Благодаря действиям исламистов на севере Мали в регионе расширяется и военное присутствие США. В частности, Нигер признал, что с его территории действуют американские беспилотные летательные аппараты. Он же увеличил численность своего контингента в Misma с 500 до 675 человек.

9 апреля, три месяца спустя после вторжения в Мали, Франция начала символический вывод своих войск из этой страны. К этому времени в Мали находилось 4,5 тыс. французских солдат. Первая группа из 100 человек была сначала отправлена на 3-дневный отдых на Кипр, после чего вернулась во Францию. Один из итогов 3-месячной операции – по французским данным, уничтожены свыше 600 террористов из числа 2 тысяч, состоявших ранее в трех группировках, разрушены склады оружия, боеприпасов, горючего. Предполагается, что к июлю численность французского контингента в Мали сократится до 2 тыс.человек. В то же время в Париже высказываю недовольство тем, что французские военные усилия в Мали не поддержала практическими действиями Европа.

В тот же день резкую оценку боеспособности контингентов от ряда африканских стран, действующих в составе Misma, дал советник шефа Пентагона по специальным операциям и конфликтам низкой интенсивности Майкл Шихан. По его словам, подавляющее большинство национальных контингентов «оказалось полностью неспособно» участвовать в операции. «На этой стадии контингенты от стран Западной Африки не способны ни к чему», — утверждал он. В то же время представитель Пентагона назвал «блестящими» действия французских военных в Мали.

12 апреля вновь понес потери 2-тысячный чадский контингент, заслуженно считающийся самым боеспособным среди прочих африканских контингентов. В результате теракта, совершенного в Кидале с помощью боевика-смертника, погибли как минимум трое солдат из Чада, четверо получили ранения.

Нджамена было объявила, что последует примеру Франции и начнет вывод своих войск из Мали, однако ее Париж попросил повременить с этим шагом.

В тот же день еще 5 малийских военных погибли в результате катастрофы вертолета малийской армии, происшедшей в результате «технической поломки».

В условиях недееспособности центральной власти на севере Мали продолжается балканизация действующих там сил. 21 апреля «Движение арабов Азавада» /ДАА/ установило контроль над городком Бер близ Томбукту. Одновременно была отмечена концентрация бойцов Исламского движения Азавада /ИДА/ в районе г.Кидаль. ИДА было сформировано выходцами из «Ансар ад-дин».

25 апреля Совет Безопасности ООН одобрил создание Миссии ООН по стабилизации в Мали /Minusma/, которая должна сменить показавшую свою полную недееспособность Миссию Misma. Предполагается, что численность контингента «голубых касок» составит 12,6 тыс. человек. Его развертывание начнется с 1 июля с.г. Первоначальный мандат Миссии рассчитан на 12 месяцев. Текст резолюции СБ ООН предусматривает, что «французские войска в случае необходимости могут оказывать поддержку силам Minusma». Определено, что «голубые каски» в Мали не будут заниматься борьбой с терроризмом. Их главная задача – «создание условий безопасности в основных городах, и в частности, на севере Мали, а также воспрепятствование возвращению вооруженных элементов в эти зоны». Основу контингента Minusma составят военнослужащие Misma, уже продемонстрировавшие свою недееспособность. В штабе новой Миссии предполагается участие до 150 французских офицеров.

Уже 29 апреля пришло известие о гибели в Мали бойца французских «специальных сил», который подорвался на мине. Таким образом, французы за более чем три месяца военной операции в Мали потеряли убитыми 6 человек. Эти потери просто не хочется сравнивать с теми, которые несли российские военные в ходе двух чеченских кампаний…

В целом, пока французские военные проводят показательную операцию в Мали. У них многому можно и нужно учиться. Но пока один вопрос остается открытым: почему они не стали своими средствами радиоэлектронной борьбы блокировать сигнал американской системы глобального позиционирования GPS, которую вовсю используют исламисты? Может, это связано с тем, что пока не работает аналогичная европейская система и они вынуждены также использовать американскую?

52.31MB | MySQL:103 | 0,459sec