Марокко: проблемы правительственной коалиции

Правительственный кризис, связанный с выходом партии «Истикляль» 11 мая с.г. из состава коалиционного правительства, является не таким уж системным, как это могло  показаться на первый взгляд. В частности, это следует из переговоров, которые сейчас ведут участники бывшей правительственной коалиции  в лице руководителей «умеренной» исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Абделиляха Бенкирана и «Истикляль» Хамида Шабата. Указанные консультации организованы при негласном благословении короля Мохаммеда VI. После демарша Шабата, который призвал пять своих однопартийцев покинуть  правительство, король сразу же четко дал понять лидерам коалиционных партий, что он настаивает на том, чтобы этот тандем и далее работал вместе. Причем это было сделано неофициально, через механизм тайных сигналов. Так, он прервал свой частный визит во Францию, куда он выехал  10 мая с.г. накануне правительственного кризиса, но при этом дал очень ясно понять, что участвовать в двусторонних консультациях он не намерен. Таким образом, оппонентам было ясно показано, что монарха сложившаяся ситуация тревожит, но он должен оставаться над схваткой.

Это совершенно не означает, что он пустил ситуацию на самотек, и позволит лидерам двух партий действовать самостоятельно. В частности, монарх выступает категорически против проведения досрочных парламентских выборов, которые исламисты  из ПСР расценивают как достижение задачи-максимум, исходя из нынешней ситуации. Социологические опросы предсказывают им убедительную победу, которая позволит ПСР сформировать однопартийное правительство, что короля и его окружение категорически не устраивает.  В этой связи будет сделано все возможное, дабы такого сценария избежать.

Отсюда проработка королевским двором схем создания правительственных коалиций без участия «Истикляль».   Это может быть занявшая третье место на последних парламентских выборах партия «Национальное движение независимых» (RNI) во главе с бывшим министром финансов Салахеддином Мезуаром. Но это будет возможно только в случае присоединения к этой связке и «Конституционного Союза». Еще один вариант, который более  устроил бы короля, но который считается аналитиками наименее вероятным: союз исламистов с партией РАМ, которую создал политический советник короля Фуад Али аль-Химма как раз для того, чтобы отобрать голоса у ПСР.

Но это запасные варианты. Для короля предпочтительнее из всех схем остается сохранение нынешнего тандема, несмотря на то, что это потребует сломить сопротивление очень амбициозных политиков. Бенкиран осознает, что он не может рассчитывать  на полную поддержку партии «Истикляль», если не удовлетворит требования  Шабата по утверждению его кандидатур на посты в новом правительстве. Лидер «Истикляль» желает заменить в правительстве двух своих однопартийцев (М.аль-Куафа – образование; Низар Барака – финансы), что вызвано внутрипартийной борьбой. Шабат желает обновить эти посты, заменив их на лично лояльных себе людей.  Это является местью бывшему лидеру «Истикляль» Аббасу аль-Фасси. Все это укладывается в схему снижения влияния клана последнего в партийных органах власти, которую Шабат начал осуществлять сразу же после своей победы за пост председателя «Истикляль» в 2011 году. На пост министра финансов в этой связи он выдвинул кандидатуру своего протеже Адиля Доурири, который успел «отметиться» участием в крупном бизнесе (холдинг Mutandis), а в настоящее время заведует экономическим крылом реформистов  в «Истикляле». Смена племянника А.аль-Фасси Н.Бараки, таким образом, является основным условием Шабата по вхождению в новое коалиционное правительство.  Бывший министр жилищного строительства Ахмед Тауфик Хеджира также имеет все шансы вновь вернуться в правительство.  Среди других выдвиженцев Шабата, о которых идет речь на консультациях с премьером А.Бенкираном, — Хамди Рашид и бывшая министр здравоохранения Ясмина Бадду. Последняя также принадлежит к клану А.аль-Фасси, поскольку замужем за родственником бывшего главы «Истикляль» Али Фасси Фихри. Но ее кандидатура, скорее всего, останется в списке, поскольку ее муж является руководителем   ONEE (Office National del’Eauet del’Electricite), и иметь такую фигуру в качестве союзника является для нынешнего премьера делом принципиальным.

В этой связи, по оценке ряда экспертов, стороны в конце концов придут к компромиссу при тайной поддержке королевского дворца, и правительственная коалиция с прежними партнерами вновь будет образована. Одновременно королевский двор в лице советника Фуад Али аль-Химма будет продолжать усилия по созданию мощной политической партии, которая будет способна стать реальным противовесом набирающим влияние исламистам, и объединяла бы  очень широкие слои населения.

52.28MB | MySQL:103 | 0,502sec