Ситуация в Египте: май 2013 г.

В мае исламистский режим президента Мухаммеда Мурси продолжил активную борьбу против оппозиции, видя в ней самую главную угрозу для его стабильности.

1 мая был арестован активист Интернет-оппозиции Ахмед Дума по обвинению в критике главы государства. Он, в частности, требовал предать М.Мурси суду за гибель манифестантов, погибших в результате применения силами безопасности огнестрельного оружия. Постановление об аресте активиста выдала прокуратура города Танта в дельте Нила на основании иска, поданного одним из сторонников созданной «Братьями-мусульманами» Партии свободы и справедливости /ПСС/.

Оказавшиеся у власти «Братья-мусульмане» подвергались постоянному давлению не только со стороны светской оппозиции, но и со стороны салафитов. 2 мая сотни салафитов собрались на манифестацию у здания Агентства национальной безопасности /АНБ/ в Каире в знак протеста против действий сотрудников этой спецслужбы, которые, по их мнению, преследуют радикалов. Несколько салафитов попытались проникнуть за ограждение, окружающее здание, однако охрана не допустила их прорыва.

АНБ стало наследником Службы внутренней безопасности, функционировавшей при режиме Хосни Мубарака до начала 2011г.

Среди египетских салафитов различают сторонников М.Мурси и его противников.

В мае продолжилось уличное противостояние между противниками М.Мурси и силами безопасности. Очередное столкновение между ними было отмечено 3 мая близ площади Тахрир. Среди манифестантов особой активностью выделялись сторонники «Черного блока» — одной из наиболее радикальных антиисламистских группировок. Когда полицейские применили слезоточивый газ, в них полетели бутылки с зажигательной смесью.

В апреле с.г. генеральный прокурор Египта Талаат Абдалла приказал арестовать свыше 20 активистов «Черного блока», обвинив их в «терроризме».

4 мая в провинции Шаркия /дельта Нила/ толпа линчевала сына одного из активистов исламистской ПСС после того, как тот применил огнестрельное оружие в уличном споре между противниками и сторонниками «Братьев-мусульман», убив одного и ранив другого из числа его оппонентов. После применения оружия 16-летний молодой человек укрылся в доме отца – руководителя местного отделения ПСС. Толпа окружила дом, и несмотря на сопротивление родственников убийцы и помощь подоспевшего наряда полиции, сначала подожгла здание, а затем захватила стрелявшего. Как утверждалось в распространенном тут же заявлении ПСС, этот инцидент якобы не имел «никакого политического подтекста».

Воцарившуюся в Египте атмосферу хаоса лучше всего продемонстрировал инцидент, происшедший вечером 5 мая в Каире, где произошла перестрелка между неизвестными и телохранителями, сопровождавшими автомобильный кортеж премьер-министра Египта Хишама Кандиля. Как традиционно утверждала в этой связи полиция, данный инцидент не имел «никакого политического подтекста». По ее данным, охранники премьера открыли огонь по автомашине, которая вклинилась в кортеж, когда тот двигался по мосту имени 6 Октября. В машине в тот момент находились пять человек, которые открыли ответный огонь. В результате перестрелки случайно пострадал водитель одной из машин, проезжавших через мост. Позднее он скончался. Вся пятерка была тут же арестована. Премьер-министр в ходе инцидента не пострадал.

Другой инцидент имел место 9 мая, когда неизвестный напал с ножом на американца сразу после того, как тот вышел из здания американского посольства в Каире. Американец получил несколько ножевых ранений и был немедленно помещен в больницу. Охране посольства удалось задержать нападавшего. По данным египетской полиции, им оказался некий «безработный».

11 мая глава МВД Египта Мухаммед Ибрагим сообщил об аресте трех египтян — участников террористической ячейки, связанной с «Аль-Каидой», которые готовили теракты с использованием смертников против одного из западных посольств в Каире, а также против других целей в Египте. По данным египетской полиции, участники ячейки были связаны со своими единомышленниками в Пакистане, Иране и Алжире. Двое из них успели побывать в Мали. Север этой страны во второй половине 2012 года оказался захвачен исламистами, после чего там началась международная контртеррористическая операция во главе с Францией.

Уже 15 мая египетские власти объявили, что среди целей террористов значились, в частности, посольства США и Франции в Каире. Выяснилось, что двое из них в 2009 г. были экстрадированы из Алжира и Ирана в Египет, где были арестованы прежними властями. Они смогли выйти на свободу лишь благодаря февральской /2011 г./ «революции».

15 мая неизвестные похитили на Синайском полуострове трех полицейских и четырех военнослужащих, перемещавшихся после отпусков в двух микроавтобусах. День спустя президент М.Мурси созвал на заседание кризисную ячейку с участием глав Министерства обороны и МВД. Сразу было объявлено, что глава государства отверг какие-либо переговоры с похитителями. Похитители – бедуины – потребовали в обмен на освобождение заложников освободить их арестованных соплеменников, содержавшихся на полицейском посту в Эль-Арише. 17 мая полицейские в знак протеста против похищения их коллег блокировали работу пограничного терминала в Рафахе на границе с сектором Газа. Похищенные были освобождены только 22 мая. Судя по всему, это стало возможным после переговоров между представителями египетской военной разведки и вождями бедуинских племен, которые смогли убедить похитителей освободить их пленников.

Столкнувшись с волной яростной критики, вызванной неспособностью исламистов решить острейшие проблемы АРЕ, египетские власти в начале мая вынуждены были пойти на перестановки в правительстве Х.Кандиля. 7 мая было объявлено, что в состав кабинета вошли 9 новых министров. Двое из них являются выходцами из «Братьев-мусульман». Изменения коснулись, в частности, постов министров финансов, нефти, сельского хозяйства и планирования. В частности, представитель ПСС Амр Дарраг возглавил Министерство планирования и международного сотрудничества, еще один исламист Яхья Хамед возглавил Министерство инвестиций. Бывшего министра финансов Аль-Мурси ас-Сайеда Хеджази, который вел сложные переговоры с МВФ о предоставлении Египту кредита в 4.8 млрд долларов, сменил на этом посту Файяд Абдель Монейм Хасанейн. Как утверждал представитель ПСС, произведенные в правительстве изменения направлены на «повышение эффективности работы кабинета по реализации планов демократического переходного периода».

Сразу же было понятно, что произведенные изменения в правительстве не успокоят оппозицию, требовавшую отставки Х.Кандиля и формирования правительства национального единства. Один из лидеров оппозиции Амр Муса осудил произведенные изменения, охарактеризовав их как «еще один шаг на пути установления всеобщего контроля «Братьев» над правительством. По данным противников М.Мурси, ни одна из партий оппозиции не принимала участия в консультациях, предшествовавших перестановкам в кабинете министров.

11 мая очередной сигнал о своих намерениях подали египетские военные, всегда игравшие особую роль в делах АРЕ. В тот день министр обороны АРЕ генерал Абдель Фаттах ас-Сисси исключил какую-либо возможность вмешательства армии во внутренние дела страны. Он призвал различные политические силы Египта найти «формулу взаимодействия», предупредив, что в противном случае ситуация в стране может стать «чрезвычайно опасной».

Ранее противники исламистов и президента М.Мурси призвали военных вмешаться с тем, чтобы прекратить продолжавшиеся несколько месяцев беспорядки, в ходе которых погибли десятки людей.

Таким образом имеется все больше подтверждений того, что исламисты во главе с М.Мурси нашли общий язык с военными в лице их ставленника генерала А.Ф.ас-Сисси.

13 мая противники президента М.Мурси объявил, что в ходе стартовавшей 1 мая кампании под названием «Тамарруд» /«восстание»/ они уже собрали свыше 2 млн подписей из 15-ти запланированных под требованием отставки главы АРЕ и назначения досрочных президентских выборов. В воззвании, адресованном М.Мурси, в частности, говорится: «Мы больше не хотим тебя, потому что безопасность в стране не восстановлена, потому что бедняки по прежнему не имеют голоса, потому что в этой стране по-прежнему попирается человеческое достоинство».

Очередная манифестация с требованиями отставки М.Мурси и назначения досрочных президентских выборов прошла в Каире 17 мая.

9 мая МВФ предупредил о «росте бюджетного дефицита» Египта. Он же отметил, что переговоры с Каиром о предоставлении тому кредита будут вестись с учетом «эволюции» экономической ситуации в стране. Со своей стороны Европейский банк реконструкции и развития 10 мая опубликовал прогноз, согласно которому рост ВВП Египта в 2013 г. составит всего 2 процента вместо запланированных 3,8 процентов. Подобное снижение ВВП еще больше осложнит экономическую ситуацию в Египте, поскольку внутренняя нестабильность уже привела к негативным показателям туристической отрасли и очевидному нежеланию инвесторов работать в АРЕ.

В целом, оценивая перспективы развития ситуации в Египте, можно утверждать, что сейчас от этой страны, где все больше вырисовывается альянс между исламистами и военными, можно ожидать самых радикальных шагов в отношении ее соседей. С учетом невозможности решения даже в отдаленной перспективе социально-экономических проблем Египта новые власти страны могут решиться на какие угодно авантюры с тем, чтобы спасти свой режим.

52.31MB | MySQL:103 | 0,604sec