Размышления о передаче «сирийского досье» Саудовской Аравии

Информация о передаче «сирийского досье» полностью в руки Саудовской Аравии, которые растиражировали арабские СМИ, по времени совпало с решением администрации США начать поставки вооружения сирийской оппозиции. Очевидно, что такое совпадение не случайно и может свидетельствовать о перегруппировке сил зарубежных спонсоров «сирийской революции» и выработке новой стратегии и тактики на этом направлении.

Но сейчас внимательно проанализируем арабские СМИ, которые наперебой пишут об отходе Катара в «тень»; победе Саудовской Аравии в традиционной гонке двух давних конкурентов за влияние в арабском мире, и т.п. Сирия при этом всегда была зоной жизненных интересов именно Саудовской Аравии, что особенно стало заметно, начиная с эпохи старшего Харири в Ливане. И сейчас Эр-Рияд очень тщательно отслеживает состояние дел в этой стране, всячески поддерживая лояльные королевству суннитские кланы. Ливан и Сирия связаны одной пуповиной, и предполагается, что без  режима Башара Асада говорить о каком-то внятном снижении влияния традиционного сторонника Тегерана «Хизбаллы» в регионе не приходится. А именно сдерживание «иранской экспансии» является основной задачей Эр-Рияда. Появление на политической  арене после продолжительной опалы  основного куратора «сирийского досье» принца Бандара в принципе должно было ознаменовать наступление этапа силового решения этого вопроса, что собственно и произошло два года назад. Отметим, что до этого политика короля Абдаллы была более умеренной, и стороны даже достигли определенного компромисса в период выбора младшего Харири на пост премьера-министра Ливана. Без «доброй воли» Дамаска это было бы просто невозможно.

Насколько правдивы и объективны размышления об отходе Дохи «на вторые роли» в этом вопросе покажет время. Причем  самое близкое. Для себя поймем следующее. Катар в настоящее время имеет наиболее сильные позиции по «сирийскому досье», нежели чем Саудовская Аравия. И для добровольного сворачивания своей активности у катарского руководства должны быть очень веские основания. Именно через катарцев шел поток оружия и боевиков из Ливии, которые сейчас составляют основную по численности группу иностранных наемников в вооруженном сегменте оппозиции. Кстати, они в отличие от саудовских «добровольцев» себя никак не афишируют и не засветились своей связью с «Аль-Каидой». Да ее собственно у них и нет. Это чистые наемники, воюющие не за идею, а за твердую валюту. В случае прекращения финансирования со стороны Дохи, они просто, в своей основной массе, уйдут из Сирии, что самым негативном образом скажется на боеспособности оппозиции.

Второе – Доха значительно укрепила свои позиции в палестинском ХАМАСе, фактически продавив за обещание крупной финансовой помощи кандидатуру Х.Машаля на пост руководителя политбюро. Это дает ей полное основание надеется на лояльность хамасистов по сирийскому вопросу при любом развитии ситуации. С подачи катарцев ХАМАС отошел от своего нейтралитета, предоставив сирийской оппозиции свою логистическую и инфраструктурную сеть в Ливане и Сирии (лагерь Ярмук), что принесло ей кратковременный успех в период недавних боев за сирийскую столицу. Эр-Рияд на палестинском направлении опирается в основном  на помощь салафитских групп («ФАТХ Ислами», «Джунуд Шам» и т.п.) в лагерях для палестинских беженцев в самом Ливане. ХАМАС пустил боевиков «Джабхат ан-нусра» в лагерь Ярмук только с согласия Дохи.  Если Катар решит вывести из игры фактор ХАМАСа в Сирии, то это еще больше осложнить жизнь оппозиции. Кстати, случайно или нет, но на днях Х.Машаль публично заявил о нейтралитете возглавляемой им организации в отношении сирийских событий. При этом совершенно очевидно, что Доха ни при каких условиях не откажется от своего влияния на ХАМАС. поскольку рассматривает его как важнейший фактор, влияющий на развитие ситуации на Ближнем Востоке  и на треке ближневосточного урегулирования, в частности.

Третье. Катар имеет сильные позиции в основном, пусть и аморфном, объединении сирийской оппозиции Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) через лояльных им «Братьев-мусульман», которые имеют там определяющее представительство. Кстати, утверждения арабской прессы о том, что катарцы в свое время провалили «саудовскую» кандидатуру на пост командующего войсками сирийской оппозиции генерала М.Тласа не совсем верны. М.Тлас активно лоббировался Амманом, но никак не Эр-Риядом. Да и без катарцев сирийская оппозиция наверняка провалила бы эту кандидатуру, поскольку абсолютно не доверяет бывшему личному другу Б.Асада и считает его обыкновенным конъюнктурщиком.

Таким образом, в случае ухода Дохи с сирийской площадки Эр-Рияд сталкивается с массой проблем, начиная от резко увеличившегося  финансового бремени на нужды «революции» и заканчивая потерей серьезных звеньев в сирийском вооруженном сопротивлении. Сомнительно, что саудовцы сами добровольно на это согласились. Особенно с учетом ликвидации, под давлением американцев, структур «Джабхат ан-нусра» в Турции и Иордании, что резко снижает для них поле для маневра в самой Сирии.

Есть только один резон в таком поведении Дохи, если мы возьмем за истину то, о чем нам поведала арабская пресса. Катарцы убедились в патовой ситуации на сирийском направлении и неспособности оппозиции свергнуть Б.Асада самостоятельно в среднесрочной перспективе. Кстати, не исключено, что и недавние успехи сирийской армии в какой-то степени связаны именно с этими соображениями, и соответственно – с временным замораживанием финансирования сирийской оппозиции. Таким образом, Доха сознательно пропускает Эр-Рияд на первые роли, понимая, что это потребует от саудовцев максимального сосредоточения сил и средств именно на сирийском участке и соответственно «оголит» другие зоны катарско-саудовской конкуренции. Это Йемен, Судан, тот же ХАМАС, бушующий Магриб и т.п. Там Катар демонстрирует повышенную активность, которая будет только наращиваться.

Плюс решение США о снабжении оппозиции вооружением финансово должны обеспечить все те же «друзья Сирии» в лице, прежде всего, Катара и КСА. Причем такая «помощь» будет проводиться под контролем Вашингтона, а ее основным  адресатом является протурецкая Сирийская свободная армия (ССА).  В этих условиях Доха сознательно может пойти на минимизацию своего участия на сирийском направлении, дабы на свои деньги не создавать себе будущую проблему.

При этом через своих сторонников в лице сирийских «братьев» катарцы сохраняют свое влияние на развитие ситуации. А вернее – пестуют в лице этого движения мощную политическую силу, которая в случае ухода Б.Асада при любых сценариях будет одним из политических фаворитов.

Такой сценарий больше похож на правду, просто исходя из соображений неизмеримо большей, чем у саудовцев гибкости катарцев в вопросах смены стратегии и тактики. Для саудовцев же это может оказаться «пирровой победой», поскольку сделает и заложниками ситуации и серьезно снизит их способность проводить эффективную политику на других направлениях.

52.29MB | MySQL:103 | 0,477sec