Система управления вооруженными силами Исламской Республики Иран

Отвлеченной, годной на все случаи жизни системы военного управления не может быть. Она создается для решения заранее заданных конкретных задач в определенных условиях.

Прежде всего, мы видим, что все менее вероятной становится глобальная ядерная война и вообще крупномасштабная война. И не только из-за катастрофических последствий такой войны или вследствие того, что кто-то по произволу отменил такие войны. Просто изысканы другие коварные и довольно эффективные формы международного противоборства, когда оказывается возможным путем развязывания локальных войн, конфликтов, применения экономических, финансовых санкций, политико-дипломатического и информационно-психологического давления, различного рода подрывных действий последовательно подчинять и приводить к общему мировому порядку непокорные страны, не прибегая к большой войне.

В связи с этим возникают новые задачи по обеспечению оборонной безопасности и новые формы борьбы по противодействию этим угрозам.

Поскольку особое значение и особенно в начале войны придается проведению воздушных (воздушно-космических) операций и без них наступление сухопутных войск в некоторых армиях и не мыслится, в общей системе вооруженной борьбы решающее значение приобретают активные согласованные действия всех видов вооруженных сил по разгрому средств воздушного нападения противника. С учетом того, что эта задача становится главной и составляет основное содержание всех видов операций, это обстоятельство находит свое отражение и в новой организационно-штатной структуре вооруженных сил (ВС) Исламской Республики Иран (ИРИ). В частности, Армия и Корпус стражей исламской революции (КСИР) уже имеют в своем непосредственном подчинении средства воздушно-космической обороны и способны нанести существенный урон противнику в воздухе и на земле с привлечением всех имеющихся сил и средств, а не только войск ПВО.

Оценка возможностей ВС ИРИ по отражению вероятной агрессии, исходя из того, что следуя положениям системного подхода, вооруженные силы рассматриваются как сложная многоуровневая система, включающая в себя ряд элементов. Исходя из оценки возможностей каждого из этих элементов, можно сделать комплексный вывод о способности ВС и страны в целом противостоять внешней военной агрессии. На взгляд автора, можно выделить следующие элементы или подсистемы, эффективность функционирования которых обеспечит выполнение вооруженными силами поставленных боевых задач:

— система управления и связи стратегического и оперативного звена, в первую очередь, пункты управления и систему связи;

— система ПВО;

— ВВС;

— ВМС;

— сухопутные войска.

Стоит заметить, что приоритетность данных элементов автором расставлена именно в таком порядке, руководствуясь их значимостью в современной войне и исходя из опыта локальных войн последнего десятилетия.

Согласно взглядам современной военной науки, для успешного ведения любых боевых действий, как оборонительного, так и наступательного характера, необходимо добиться полного подавления системы управления войсками противника. Этого можно достичь, по меньшей мере, двумя способами: во-первых, путем поражения огневыми средствами пунктов управления; во-вторых, путем радиоэлектронного подавления средств связи и управления оружием и войсками.

Оценивая опыт недавних войн (Югославия, Ирак, Афганистан, Ливия и др.), можно сделать вывод, что первый удар будет нанесен именно по системе управления и связи вооруженных сил ИРИ на высшем (стратегическом) и оперативном уровнях с целью дезорганизации их действий. В первую очередь, подвергнутся ракетно-бомбовым ударам пункты управления и узлы связи, кроме того, будет развернута активная радиоэлектронная борьба (РЭБ).

Пункты управления в стратегическом и оперативном уровнях управления представлены заглубленными стационарными сооружениями бункерного типа, оборудованными средствами жизнеобеспечения и противоатомной защиты, а также обладающие достаточной автономностью. Их уничтожение обычными средствами поражения затруднено, кроме того, с началом боевых действий развертываются полевые подвижные (мобильные) пункты управления и воздушные командные пункты.

Ранее в течение почти 25 лет система связи ВС ИРИ базировалась на национальной системе связи Ирана, что понижало ее живучесть и эффективность в случае начала агрессии. В первую очередь, ударам подвергались узлы связи национальной системы связи, что заставило бы вооруженные силы перейти на резервные средства связи – КВ-радиосвязь, что, в свою очередь, уменьшило ее защищенность от средств технической разведки противника и средств радиоэлектронного подавления. Ситуация в корне поменялась с вводом экономических санкций

В целом, систему управления и связи ВС ИРИ можно оценить как в достаточной мере живучую и способную к выполнению задач по руководству войсками в ходе боевых действий.

В свете концепции воздушно-наземной операции, принятой в ВС США и ОВС НАТО, первое место отводится нанесению массированных авиационно-ракетных ударов силами ВВС по объектам противника с целью создания необходимых условий для выполнения сухопутными войсками поставленных задач. Таким образом, система ПВО будет играть первостепенную роль при отражении возможной агрессии.

Иран принял и развивает оборонную доктрину, отвечающую реальным внешнеполитическим задачам и проблемам национальной безопасности. Принятые социальные и экономические программы политическим руководством Ирана исключают возможность проведения агрессивной политики. В связи с этим, реформирование вооруженных сил Ирана включает следующие задачи:

— универсализацию вооруженных сил, включая единое командование;

— принятие на вооружение наиболее современной боевой техники, включая авиацию;

— создание мобильных частей на важнейших стратегических направлениях, включающих ВМС, боевую штурмовую авиацию, десантные войска, а также силы, способные проводить операции в сравнительно отдаленных регионах;

— силы ядерного сдерживания, способные предотвратить удары вероятных противников по территории Ирана.

В программах строительства ВС ИРИ в последние годы стало значительно больше внимания уделяться системам управления и связи. Толчком к их развитию и совершенствованию послужил опыт восьмилетней ирано-иракской войны, выявивший просчеты и недостатки данной системы, а также военные конфликты последней четверти века.

Основное предназначение системы управления ВС Ирана в высшем (стратегическом), оперативном и тактическом звеньях заключается в обеспечении устойчивого, оперативного и скрытного управления войсками в повседневных условиях мирного времени, в ходе их оперативного развертывания и создания группировок, а также при ведении боевых действий. Система управления, таким образом, должна обеспечить наиболее полную реализацию в ходе военных действий боевой мощи вооруженных сил.

Главной целью военного строительства руководство ИРИ считает формирование оптимальных по численности, составу и структуре, профессиональных, хорошо технически оснащенных вооруженных сил, способных надежно защитить национальные интересы, обеспечить мир, стабильность и безопасность Исламской Республики Иран.

В рамках общей программы реформирования национальных ВС в течение 2012-2015 гг. основное внимание руководства страны и командования вооруженных сил было и будет сосредоточено на решении следующих задач:

— совершенствование системы военного управления;

— повышение боевой готовности войск;

— оснащение вооруженных сил современными образцами вооружения и техники;

— повышение уровня подготовки военных кадров и качества комплектования ими вооруженных сил;

— совершенствование системы финансового обеспечения вооруженных сил;

— решение социальных вопросов строительства вооруженных сил;

— развитие военно-промышленного комплекса;

— совершенствование оперативного оборудования территории страны.

Совершенствование военного управления:

За данный период основные мероприятия иранского руководства в рамках данной задач были направлены на улучшение координации и взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в решении вопросов обороны и безопасности страны при главенствующей роли:

— Министерство обороны и поддержки ВС ИРИ — в части обеспечения вооруженных сил всем необходимым военно-техническим имуществом;

— Генеральный штаб ВС ИРИ — в сфере выработки и реализации военной стратегии страны, оперативной и мобилизационной подготовки вооруженных сил, организации их взаимодействия при возникновении конфликтных ситуаций и осуществлении военных действий в интересах обороны страны и безопасности государства;

— Министерство внутренних дел — в части обеспечения правопорядка, пресечения, локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, охраны государственной границы;

— Министерство информации (совместно с КСИР) — в части борьбы с терроризмом, политическим экстремизмом, предотвращения ущерба конституционному строю Исламской Республики Иран, противодействия спецслужбам иностранных государств.

Следующей сферой деятельности стало формирование единой системы военно-административного деления территории Исламской Республики Иран по операционным направлениям с перспективой дальнейшего перехода к территориальному принципу управления межвидовыми (Армия, КСИР, СОП) группировками войск (сил). При этом предусматривается формирование корпусного и бригадных звеньев (вместо дивизионного).

Система управления ВС ИРИ является важным объектом внимания со разведывательных служб США, Израиля и других стран.

Основы построения системы управления вооруженными

силами Ирана

Под системой управления вооруженными силами понимается взаимосвязанная совокупность органов, пунктов управления и системы связи, предназначенных для своевременного и целенаправленного руководства подчиненными войсками (силами) в мирное время, при подготовке и ведении боевых действий. Система управления строится таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать боевые возможности всех имеющихся в распоряжении войск (сил). Она призвана обеспечить решение следующих задач:

— поддержание необходимой для данных условий боевой готовности вооруженных сил;

— непрерывный сбор, обработку и анализ данных о состоянии и подготовке своих войск, вооруженных сил дружественных стран и вероятного противника;

— своевременный доклад высшему руководству о готовящемся нападении противника;

— быстрый и организованный перевод страны и вооруженных сил с мирного на военное положение;

— учет возможных вариантов боевого использования ВС в войне;

— постановка задач войскам и контроль за их выполнением.

На территории Ирана функционирует относительно развитая система управления вооруженными силами ИРИ.

Система управления ВС ИРИ включает:

— органы управления, обеспечивающие деятельность высшего военного и государственного управления страны;

— пункты управления высшего и оперативного звена руководства;

— системы управления Армии, КСИР, Сил охраны правопорядка (СОП), а также видов ВС, входящих в состав данных компонентов вооруженных сил Ирана;

— единую систему связи.

По масштабу и характеру выполняемых задач органы и пункты управления ВС ИРИ подразделяются на высшие, оперативные и тактические.

К высшему звену управления относятся Руководитель Исламской Республики Иран как Верховный Главнокомандующий вооруженными силами со своим аппаратом, основу которого составляет Канцелярия, президент страны (заместитель Главкома и его преемник в случае чрезвычайных обстоятельств и одновременно — председатель Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ), а также такие органы как ВСНБ, Совет обороны (СО), входящий в состав последнего и возглавляемый начальником Генерального штаба, Генеральный штаб, Объединенный штаб Армии, Объединенный штаб КСИР, Главный штаб СОП, Министерство обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС). Они имеют свои основные командные пункты, в том числе центральный командный пункт для управления вооруженными силами в целом.

Руководитель ИРИ осуществляет общее, в основном политическое и религиозно-идеологическое руководство. Во всех органах военного управления он имеет своих личных представителей. Личные представители с помощью своих аппаратов контролируют деятельность соответствующих командующих и штабов и без их санкций ни одно решений не может быть проведено в жизнь. Однако в последние годы наблюдается тенденция на определенное ограничение влияния исламских «комиссаров» особенно на решения, связанные с чисто профессиональными военными вопросами деятельности вооруженных сил. Одновременно все более активную роль в управлении войсками играет Совет обороны. При этом все постановления этого органа приобретают силу лишь после утверждения их Верховным Главнокомандующим.

Непосредственное оперативное управление вооруженными силами Ирана осуществляется Руководителем через Генеральный штаб ВС ИРИ, в подчинении которого функционируют Объединенные штабы (по другим источникам — главные командования) Армии, КСИР, штаб ВМС ИРИ и Главный (Центральный) штаб СОП (в военное время).

Особенностью системы управления ВС ИРИ является одновременное существование в их составе двух параллельных и независимых структур: Армии и КСИР. Являясь регулярными вооруженными формированиями, они имеют собственные виды ВС — сухопутные войска, военно-воздушные силы и военно-морские силы с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и военное время. КСИР кроме того, имеет два специфических вида ВС: Силы специального назначения “Кодс” (ССНК) и Силы сопротивления “Басидж” (ССБ).

Во главе Армии и КСИР стоят соответствующие Главнокомандующие, , которым подчинены начальниик Объединенных штабов Армии и КСИР. Примечательно, что Главком КСИР подчиняется начальнику Генштаба сугубо по военно-оперативным вопросам, по всем другим видам деятельности КСИР — таким как политико-идеологическая, пропагандистская, разведывательная, а также по некоторым направлениям внешней политики, в частности, проблемам экспорта исламской революции в другие страны, он непосредственно замыкается на Руководителя ИРИ и его личный аппарат. Руководство видами ВС Армии и КСИР осуществляется соответствующими командующими через подчиненные им штабы. Командующий ВМС ИРИ со своим штабом подчинен непосредственно Генеральному штабу, при этом командующий ВМС ИРИ (по совместительству – командующий ВМС Армии) осуществляет оперативное руководство штабами ВМС Армии и КСИР.

В последние годы проявилась тенденция постепенного сближения и дальнейшего слияния армейской и ксировской структур в единый организм. Так, уже с начала 2000-ых годов большинство совместных учений проводились под единым командованием, штаб ВМС ИРИ осуществляет оперативное руководство военно-морскими силами как Армии, так и КСИР, а всестороннее обеспечение и снабжение Армии и КСИР проводится через единое Министерство обороны и поддержки.

Силы охраны правопорядка в мирное время выполняют свои функции, подчиняясь МВД. Министр внутренних дел является заместителем ВГК по СОП. В военное время Силы охраны правопорядка переходят в полное распоряжение Генштаба.

Сухопутные войска вооруженных сил Ирана будут функционировать согласно новой структуре.

Границы страны будут разделены на пять регионов, и сухопутные войска каждого региона будут подчиняться отдельным, самостоятельным штабам армейских корпусов.

По планам руководства ИРИ, потенциал и мощь этих пяти штабов будут увеличены, и они будут в состоянии самостоятельно осуществлять операции.

«Если враг нарушит связь одного из штабов с остальными, каждый штаб будет в состоянии самостоятельно бороться с врагом», — отметил командующий сухопутными войсками Армии бригадный генерал Пурдистан.

Оперативное звено управления войсками и силами в мирное время включает штабы, командования видов ВС Армии и КСИР, а также объединенные оперативные командования (ООК). Причем, ООК сухопутных войск Армии и КСИР формируются на операционных направлениях (Северо-Западное, Западное, Южное, Юго-Восточное и Восточное) и начинают функционировать с началом оперативного развертывания ВС ИРИ. В мирное время имеются штабы и назначены Командующие ООК.

Тактическое звено управления включает штабы и КП корпусов, дивизий и бригад сухопутных войск, авиабазы ВВС, оперативные соединения ВМС Армии и КСИР, а также объединенные оперативно-тактические штабы.

Органы и пункты управления войсками Армии ИРИ

Объединенный штаб Армии осуществляет непосредственное управление войсками Армии в мирное время через штабы СВ, ВВС, ВМС, а в военное время — через штабы пяти оперативных командований (ОК), начинающих функционировать на соответствующих операционных направлениях с приведением войск в полную боевую готовность с началом оперативного развертывания.

Штаб сухопутных войск Армии является основным органом управления сухопутными войсками Армии (СВА). Ему непосредственно подчинены штабы оперативных командований на операционных направлениях, каждому из которых уже в мирное время определена зона ответственности. Сами ОК создаются, как было отмечено выше, в военное время и одновременно выполняют роль передовых командных пунктов штаба сухопутных войск. Помимо основных командных пунктов и КП артиллерии и ПВО в ходе боевых действий развертываются также передовые, запасные командные пункты, мобильные и тыловые пункты управления.

Штаб СВА руководит такими командованиями как: артиллерийское, инженерное, армейской авиации, связи, транспортное, тыла, медицинское, учебное, а также управляет подчиненными ему непосредственно дивизиями и отдельными бригадами: 12 дивизий и 25 отдельных бригад (по другим данным – 4 дивизий и до 60 отдельных бригад, включая 13 армейской авиации и 18 бронетанковых).

Командования управляют соответствующими частями и подразделениями, в частности:

— артиллерийское – 5 артиллерийских групп, 3 ракетные группы, 2 зенитно-ракетные группы;

— инженерное – 17 инженерных, инженерно-саперных, инженерно-строительных и понтонно-мостовых групп;

— армейской авиации – 13 бригад армейской авиации

— связи – 16 групп связи и РЭБ;

— учебное – 24 учебными центрами начальной войсковой подготовки и 18 — по различным военным специальностям и военными учебными заведениями.

Все части, соединения и войсковые учреждения соединены линиями связи. Передача приказаний и распоряжений, а также сбор информации осуществляются через узлы и пункты связи, имеющиеся при всех штабах и командных пунктов, а также автоматизированные системы управления войсками и оружием. При этом узлы и пункты связи КП до дивизий и отдельных бригад включительно, как правило, помимо коротковолновых линий связи имеют коммутационные устройства для вхождения в разветвленную по всей стране сеть многоканальной радиорелейной связи.

Штаб ВВС Армии является основным органом управления иранской военной авиацией и противовоздушной обороны страны. Ему подчиняются штабы трех оперативных командований оперативных зон ВВС: “Север”, “Центр”, “Юг”, а также штабы шести отдельных командований: ПВО, радио- и радиотехнической разведки, связи, тыла и учебных заведений.

Командующий ВВС Армии в мирное время осуществляет оперативное управление соединениями и частями через штаб ВВС, соответствующие отдельные командования и штабы 17 авиабаз, а в военное время — через штабы трех оперативных командований, начинающих функционировать с приведением войск в полную боевую готовность и началом оперативного развертывания вооруженных сил.

Организационно в штаб ВВС входит Центральный командный пункт, которому подчинены командные пункты 14 истребительных и 3 транспортных авиабаз, а также подразделения обеспечения полетов, метеослужбы. Все КП ВВС Армии связаны дублируемыми системами связи, прежде всего, радиорелейной, ультракоротковолновой.

В военное время авиабазы переподчиняются ОК зон ВВС:

— ОК 1 оперативной зоны – 4 авиабазы;

— ОК 2 оперативной зоны – 5 авиабаз;

— ОК 3 оперативной зоны – 5 авиабаз.

Командующий ПВО (одновременно является одним из заместителей командующего ВВС Армии) в мирное и военное время осуществляет оперативное управление соединениями и частями через штаб, где действует Оперативный центр ПВО (ОПЦ) и оперативные центры пяти районов ПВО, которым в свою очередь подчинены 28 групп ПВО, имеющие в своем составе радиолокационные посты, зенитно-ракетные, зенитные ракетно-артиллерийские и зенитно-артиллерийские дивизионы:

— ОПЦ 1-го района ПВО – 6 дивизионов;

— ОПЦ 2-го района ПВО – 4 дивизиона;

— ОПЦ 3-го района ПВО – 5 дивизионов;

— ОПЦ 4-го района ПВО – 8 дивизионов;

— ОПЦ 5-го района ПВО – 5 дивизионов.

В ПВО продолжаются активные работы по налаживанию и модернизации единой автоматизированной системы управления (АСУ) истребительной авиации и средств ПВО ВВС, которая должна в значительной степени улучшить надежность обнаружения, сопровождения целей и наведения на цели оружия и авиации.

Штаб ВМС Исламской Республики Иран является главным органом управления всеми ВМС страны (как Армии, так и КСИР). Он непосредственно подчинен Генеральному штабу вооруженных сил Ирана. В свою очередь Штабу ВМС ИРИ подчинены штабы ВМС Армии и КСИР. Через штаб ВМС ИРИ командующий военно-морскими силами (он же командующий ВМС Армии) осуществляет оперативное управление войсками этого вида ВС.

Штаб ВМС Армии руководит четырьмя командованиями через соответствующие штабы: командованием ВМС Армии в зоне Персидского и Оманского заливов, командованием ВМС Армии в зоне Каспийского моря, командованием морской авиацией, учебным командованием ВМС Армии.

Командованию ВМС Армии в зоне Заливов подчинены два военно-морских района (ВМР):

1-й ВМР — в состав которого входят бригада кораблей и катеров, бр вспомогательных судов, бр морской пехоты, бр охраны побережья, б-н СН;

2-й ВМР — куда входят: бр кораблей и катеров, бр кораблей и катеров, N бр морской пехоты, бр охраны побережья, б-н СН.

Командование ВМС Армии в зоне Каспийского моря несет ответственность за деятельность одного 4 ВМР, объединяющего дивизион патрульных катеров, б-н СпН, б-н морской пехоты и б-н охраны побережья.

Все штабы командований и военно-морских районов, а также соединений и частей имеют хорошо оборудованные командные пункты с надежными системами связи.

В военное время и при проведении крупных учений ВМС Ирана осуществляет переход на оперативную организацию. В этом случае в составе ВМС страны создаются единые (Армия и КСИР) силы (объединенные военно-морские районы), формируемые на базе объединенных ВМС в соответствующих ВМР. Следует подчеркнуть, что дислокация 1, 2 ВМР ВМС Армии совпадает с дислокацией аналогичных ВМР ВМС КСИР, на Каспии КСИР также имеет небольшие силы, а 3 ВМР ВМС КСИР расположен в западной части Персидского залива. Все это, а также наличие постоянного единого командования в лице командующего ВМС страны облегчает быстрый переход к объединенным ВМС. Для чего уже в мирное время определены операционные Объединенные военно-морские районы: 1 ОВМР — со штабом и КП — в Бендер-Аббас, 2 — в Бушир, 3 — в Хорремшехр, 4 — в Энзели и назначены их командующие.

Органы и пункты управления войсками КСИР ИРИ

Корпус стражей исламской революции, как было отмечено выше, наряду с Армией и Силами охраны правопорядка, является составной частью Вооруженных сил Ирана.

Непосредственное руководство КСИР осуществляет Главнокомандующий, опирающийся в своей деятельности на аппарат заместителей, Объединенный штаб КСИР (ОШ КСИР) и Высший совет командования, в состав которого входят Главнокомандующий и его заместители, начальник ОШ, командующие СВ, ВВС, ВМС, Сил сопротивления “Басидж” (ССБ), Сил специального назначения “Кодс”, а также представитель Руководителя страны в КСИР и в каждом из видов вооруженных сил.

Оперативное руководство силами КСИР возложено на Объединенный штаб, штабы видов ВС КСИР и территориальных командований.

Следует отметить, что главная задача КСИР обеспечение внутренней безопасности исламского режима, предотвращение проникновения в Иран “западной идеологии и культуры”, защита “исламских норм повседневной жизни и морали”, борьба с наркобизнесом и бандитизмом, активное претворение в жизнь концепции “экспорта исламской революции”, ведение внешней разведки и контрразведки. И лишь одной из задач перед КСИР стоит задача отражения внешней агрессии совместно с Армией. Исходя из этого, ОШ КСИР подчиняется Генеральному штабу ВС ИРИ сугубо по вопросам войсковой деятельности.

Штабу сухопутных войск КСИР подчинены 39 дивизий:

16 пехотных;

6 механизированных;

4 мотопехотных;

9 бронетанковых;

4 специального назначения.

Кроме того, штабу СВ КСИР подчинены отдельные бригады: 18 пехотных бригад, 6 бронетанковых, 6 спецназа, 2 воздушно-десантных, 1 идеологической обработки, 1 химических войск и 1 группа противохимической защиты, а также 8 отдельных командований: артиллерийское, в составе 1 ракетной и 5 артиллерийских групп, инженерное — в составе 1 инженерно-саперной группы и 4 отдельных инженерно-саперных бригад, связи — в составе 5 групп и нескольких центров связи, транспортное, медицинское, командование тыла, боеприпасов и вооружения, учебное.

Все штабы соединений и частей имеют командные пункты, оборудованные средствами связи.

Штабу военно-воздушных сил Корпуса стражей исламской революции ИРИподчинены ракетное командование, 8 групп армейской авиации, отряды самолетов связи и управления и учебный центр.

Ракетное командование представляет главную ударную силу КСИР. Оно руководит 6 ракетными бригадами, из которых 3 – БРСД, 2 – ОТР и 1 — ТР.

8 групп армейской авиации, подчиняющиеся Штабу ВВС КСИР, представляют собой подразделения многоцелевых, транспортных и ударных вертолетов и легких БЛА.

Штаб военно-морских сил КСИР ИРИ осуществляет в мирное и военное время оперативное управление соединениями и частями соответствующих командований в зонах ответственности ВМС КСИР ИРИ. Однако управление войсками ВМС осуществляется из единого центра, под руководством командующего ВМС Ирана. Как было отмечено выше, военно-морские районы КСИР практически совпадают с военно-морскими районами ВМС Армии, что создает благоприятные условия для создания единой системы управления войсками ВМС страны.

Силы специального назначения “Кодс” и Силы сопротивления “Басидж”представляют собой особые структуры, в целом не подчиняющиеся Командованию вооруженных сил страны. Так, ССНК играют роль по сути особых, агентурно-разведывательных органов, призванных решать соответствующими методами главную задачу хомейнистского режима — экспорт исламской революции по всему миру. “Басидж”, являясь иррегулярным вооруженным формированием (другими словами — ополчением), выполняет функцию подготовки резерва (в этом плане ССБ подчинены военному командованию), однако часто части и подразделения “Басидж” используют в качестве полицейских вооруженных формирований. Таким образом, сфера деятельности “Кодс” и в определенной степени “Басидж” особенно в мирное время выходит за рамки функциональных обязанностей вооруженных сил Исламской Республики Иран.

Общая характеристика системы связи ВС ИРИ

На территории Ирана создана разветвленная комбинированная сеть различных средств связи, которые по ведомственной принадлежности относятся к ВС ИРИ (Армии, КСИР и СОП) и гражданским ведомствам.

Иранские вооруженные силы располагают относительно надежной, оперативной и устойчивой системой связи, включающей все средства связи компонентов ВС и их видов вооруженных сил и объединенной на высшем эшелоне управления в единую систему, которая предназначена для передачи указаний и директив, боевых приказов и распоряжений. Каждый компонент и каждый вид вооруженных сил имеет собственную систему связи, позволяющую с достаточно высокой скоростью передавать значительный объем информации. В основных штабах аппаратура связи обеспечена устройствами закрытия.

Узел связи (УС) является основным организационно-техническим объединением сил и средств связи, включающим передающий и приемный радиоцентры, которые обеспечивают связь преимущественно в соответствующем диапазоне. Стационарные узлы связи созданы при Генеральном штабе, Объединенном штабе Армии, Объединенном штабе КСИР, Главном штабе СОП, при штабах видов вооруженных сил, а также при штабах корпусов, дивизий, отдельных бригад, на авиационных и военно-морских базах.

Всего на территории ИРИ оборудовано более 160 УС, приемных и передающих радиоцентров.

В северо-восточной части Тегерана размещен бывший американский узел связи. Эти крупнейшие УС используются как гражданскими, так и военными ведомствами Ирана.

Следует подчеркнуть, что коротковолновая связь является основным видом связи в сухопутных войсках и военно-морских силах Армии и КСИР. Кроме того, КВ-линии обеспечивают связь с зарубежными странами, военными и гражданскими объектами внутри страны.

Радиорелейная связь ВС ИРИ обеспечивает телефонную, телеграфную и другие виды связи между центральными органами управления, штабами видов ВС Армии и КСИР, а также штабами соединений и частей. Линии радиорелейной связи соединяют практически все органы и пункты управления ВС ИРИ. Магистральная радиорелейная линия (бывшая СЕНТО) проходит по маршруту: Анкара (Турция) — Тегеран — Карачи (Пакистан). Длина иранского участка около 2600 км. Линия является международной и обеспечивает телефонной и буквопечатающей связью правительственные и военные органы Ирана.

Кроме вышеназванной системы радиорелейной связи, линии радиорелейной связи опоясывают весь Иран и проходят через все регионы страны:

— Абадан — Тегеран, протяженность — около 1300 км;

— Исфаган — Шираз — протяженность около 600 км;

— Тегеран — Кередж — Казвин — Решт — протяженность — около 420 км;

— Тегеран — Мешхед — Заболь — Захедан — Чахбахар — протяженность около 2800 км;

— Керман — Бендер-Аббас — острова восточной части Персидского залива;

— Ахваз — Казерун — Шираз, с ответвлениями на Бушир и остров Харг обеспечивает связь основных военных объектов, расположенных в зоне Персидского залива с Тегераном.

Кроме того, практически все линии радиорелейной связи имеют многочисленные ответвления.

Тропосферная связь составляет основу системы передачи информации о воздушной обстановке с радиолокационных постов ПВО в оперативный центр и ОЦ районов ПВО и обеспечивает передачу соответствующих команд огневым средствам ПВО.

Общая протяженность линий тропосферной связи составляет около 3800 км. Система тропосферной связи Ирана включает более 40 узлов и станций тропосферной связи.

Основными линиями тропосферной связи являются:

— северная: Дизфуль — Субаши — Тегеран-1 — Шахи — Марава-Тепе — Мешхед;

— центральная: Тегеран-2 — Кухе-Маршенан — Кухе-Хембас — Кухе-Херман — Бендер-Аббас;

— южная: Каис — Бендер-Аббас — Джаск.

Проводные линии связи включают подземные, подводные и воздушные линии. Воздушные линии обычно проходят вдоль автомобильных и железных дорог и обеспечивают связь органов управления ВС практически со всеми военными объектами ИРИ. Подземные кабельные линии связи используются в Иране в основном как вставки в воздушные линии для прохода туннелей на горных трассах. Вдоль побережья Персидского и Оманского заливов проложены подводные кабельные линии, связывающие прибрежные иранские города и острова, а также населенные пункты Ирака, Саудовской Аравии и Омана с Ираном.

Спутниковая связь в Иране осуществляется через наземные станции связи системы “Интелсат”.

Спутниковая связь в ИРИ получает все большее развитие, и вооруженные силы страны уже в полную меру используют ее возможности. Руководством страны и командованием ВС в этом направлении проводится большая работа.

Сеть связи сухопутных войск Армии и КСИР включает узлы связи штабов СВ этих компонентов ВС ИРИ, а также штабов дивизий, отдельных бригад, каналы радиорелейных линий вооруженных сил и проводные средства связи. КВ-радиосвязь штабов СВ Армии и КСИР со штабами подчиненных дивизий и отдельных бригад осуществляется, как правило, по основной и запасной радиосетям, а также по сети оповещения, обеспечивающей передачу команд и распоряжений до роты включительно.

Сеть связи ВВС Армии и КСИР включает узлы связи штабов командований ВВС Армии и КСИР, а также штабов подчиненным им командований, командных пунктов и пунктов управления авиабаз. В ПВО Армии и ПВО КСИР, кроме того, используются тропосферные каналы связи.

Сеть связи ВМС Ирана включает узлы связи штаба ВМС ИРИ, штабов ВМС Армии и КСИР, подчиненным им соответствующих командований, военно-морских районов и баз.

Как показывает расчет сил и средств системы управления и связи ВС ИРИ в высшем звене управления насчитывается около 60 пунктов управления и свыше 300 УС; в оперативном звене – до 200 ПУ и 450 УС; в тактическом звене – до 800 ПУ и около 2000 УС. Опыт второй войны в Заливе показывает, что «высокотехнолгичные» ВС США сумели поразить всего лишь около 100 ПУ оперативного звена ВС Ирака и около 300 УС, что составило всего лишь 12% от всех сил и средств системы управления иракских ВС. Правда, необходимо отметить, что остальные командные пункты с узлами связи американцам удалось подавить с помощью средств РЭБ. Хотя нужно принять во внимание, что иракские войска ни чем не противодействовали американцам и практически не проводили мероприятия по радиоэлектронной защите своих войск. Вряд ли американцам или израильтянам это удастся и в Иране.

Основные направления развития системы управления

Созданная система управления вооруженными силами Исламской Республики Иран позволяет иранскому военно-политическому руководству осуществлять относительно устойчивое управление войсками в мирное и военное время (ирано-иракская война). Однако системе управления и связи иранских ВС присущи недостатки, которые влияют на эффективность управления. К ним можно отнести такие как:

— недостаточная слаженность взаимодействия между Армией и КСИР;

— отсутствие хорошо подготовленных, защищенных пунктов управления, что повышает их уязвимость и снижает надежность управления войсками;

— высокая уязвимость элементов радиорелейной, тропосферной, проводной и спутниковой линий связи;

— недостаточно высокая степень автоматизации систем связи и использования автоматизированных систем управления войсками;

— недостаточное внедрение в войска современной техники связи и компьютерных систем;

— большой дефицит квалифицированных специалистов по АСУ и радиоэлектронике на всех уровнях военной иерархии.

Военно-политическое руководство Ирана, понимая это, проводит, исходя из своих возможностей, определенную работу, если не по полному устранению вышеназванных недостатков, то хотя бы по нейтрализации их негативного влияния на боеспособность и боеготовность своих вооруженных сил.

В целом, изменение подходов к направлениям военного строительства и наращивание боевого потенциала национальных ВС, позволяет Ирану рассчитывать на достижение в ближайшей перспективе вооруженными силами такого уровня готовности, который бы позволил успешно вести боевые действия в случае возникновения вооруженного конфликта не только с участием стран региона, но и оказать серьезное и длительное сопротивление противнику, располагающему высокотехнологичным оружием. Это определено программой строительства национальных вооруженных сил к 2015 году.

63.01MB | MySQL:102 | 0,566sec