Мифы и реалии судано-иранских отношений

Оппозиционеры из Революционного фронта Судана (РФС) распространили заявление о подготовке открытия в Судане сети военных лагерей для военнослужащих Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и боевиков «Хизбаллы». По их данным, за выходом Хартума из пакетного соглашения с Джубой по вопросу раздела двух стран и прекращения транзита южносуданской нефти стоит Тегеран, который всячески наращивает свое присутствие в Судане. Кроме того, в заявлении РФС говорится о том, что иранские ВВС якобы бомбят позиции повстанцев в Южном Кордофане и Голубом Ниле, о чем имеются «достоверные данные».

Южносуданскую нефть должны заменить поставки углеводородов из Ирака, соглашение об этом уже было подписано на днях. При этом поставки на первом этапе будут осуществляться по кредитам. Указанную сделку опять же пролоббировал Тегеран.

Постараемся разобраться, что здесь вымысел, и что — правда. Вопросы о размещении военных баз КСИР, а тем более боевиков «Хизбаллы» на суданской территории кажутся абсолютно надуманными. Не совсем понятно, зачем это нужно Хартуму и Тегерану, и какую задачу собираются решать иранцы в Судане. Обеспечивать проход караванов с оружием через суданскую территорию  на Синай и в сектор Газа? Но с учетом нынешней динамики отношений между ХАМАСом и Ираном, такой сценарий выглядит маловероятным. ХАМАС четко определил свои приоритеты в пользу суннитских монархий и, прежде всего, Катара. Перебрасывать оружие на Синай для ячеек «Хизбаллы» с целью дестабилизации там ситуации в случае необходимости можно и без развертывания подразделений КСИР, что раньше и делалось без излишней шумихи. Версия о том, что ксировцы будут прикрывать эти караваны с воздуха от ударов израильской авиации или американских беспилотников также выглядит, мягко говоря, неубедительной. Для этого необходимо разворачивание мобильных систем ПВО, что сразу же вызовет демаскирующий эффект.

Суть вопроса здесь, скорее всего, в другом. Ксировцы могут приступить к тренировкам личного состава суданской армии, договоренность о чем была достигнута во время визита министра обороны Судана в Тегеран месяц назад. Подразумевается, что суданцы будут учиться как в Иране, так и дома. Причем в данном случае тренировки затронут младший и средний командный состав. Наличие тренировочных лагерей непосредственно на суданской территории позволяет удешевить процесс и увеличить количество курсантов. Но в этом случае речь идет об иранских инструкторах, но не военных базах.

Что же касается боевиков «Хизбаллы», то их появление на суданской территории вообще лишено всяческого смысла. Движение сосредоточило свои основные силы на сирийском направлении, и у них, что называется, «каждый штык» на счету.

Другой вопрос, что подразделения КСИР могут обеспечивать охрану прихода танкеров с иракской нефтью, но пока вопрос так остро не стоит. Как, впрочем, до конца неясен и механизм реализации этого соглашения.

Что же касается утверждений РФС о том, что что его отряды бомбят иранские летчики, — является просто вопросом пропаганды. «Достоверные свидетельства» об участии Ирана – это осколки бомб и ракет, которые сбрасываются на головы партизан. Маркировка на фарси в данном случае вполне естественна, поскольку мы уже говорили о том, что иранцы снабжают Хартум авиационными боеприпасами. И уже очень продолжительное время. Бомбардировка израильской авиацией объекта «Ярмук» в пригороде суданской столицы, которая вызвало широкий резонанс,  тоже имела своей целью уничтожение именно этих авиабомб и ракет. Но предполагать, что их собирались «экспортировать» на Синай и далее в сектор Газа, было бы недальновидно. Скорее всего, израильтяне вновь стали жертвой недобросовестной оперативной информации со стороны все тех же южносуданцев, которые совершенно спокойно могли навести на объект израильские самолеты, и даже подтвердить фотоснимками, что там находится именно иранское оружие.

Все это пропагандистские демарши повстанцев из РФС, которые пытаются скомпрометировать Хартум в глазах США,  европейских стран  и аравийских монархий путем раскручивания тезиса об активизации его контактов с Тегераном, который выступает в роли универсального пугала. Вспомнили и заход иранских боевых кораблей в Порт-Судан, и визиты министра обороны Судана в Иран и т.п.

Мы уже сообщали, что Хартум действительно взял курс на сближение с Тегераном, прежде всего в сфере ВТС. Это было обусловлено нежеланием аравийских монархий оказывать действенную помощь в вопросах военного сотрудничества.  Таким же фиаско закончились переговоры и с другими возможными партнерами в Европе. Отсюда резкий крен в сторону Ирана, который очень оперативно отреагировал на просьбу Хартума. И не только в области ВТС.

В случае, если иракская нефть действительно пойдет в Судан, Джуба попадает в крайне затруднительное положение. Она будет вынуждена либо полностью дистанцироваться от партизан — нуба, либо получить все шансы столкнуться в самом скором времени с мощным социальным взрывом, который будет в состоянии очень серьезно дестабилизировать обстановку в Южном Судане и поставить его на грань развала.

 

62.86MB | MySQL:102 | 0,559sec