Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 июня 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Афганистане. 22 июня на совещании в столице Катара Дохе страны-члены «группы друзей Сирии» приняли решение «срочно предоставить все необходимые материалы», включая военные поставки, сирийской вооруженной оппозиции. Командование Международных сил содействия безопасности в Афганистане 18 июня завершило передачу афганской армии и полиции контроля над всей территорией страны.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее крупные и ожесточенные бои велись на севере страны в городе и провинции Алеппо, а также в районах, прилегающих к Дамаску. На севере Сирии идут бои между антиправительственными формированиями и курдами.

Сирийский конфликт был в центре внимания саммита большой «восьмерки» в Лох-Эрне (Северная Ирландия). В итоговом совместном заявлении по Сирии, принятом участниками саммита 18 июня, закреплена приверженность политическому решению сирийского вопроса в рамках международного диалога. Властям САР и оппозиции предложено объединить усилия для того, чтобы вытеснить из страны «Аль-Каиду» «и всех, кто с ней связан». Отмечается обеспокоенность ростом исходящей с территории Сирии террористической угрозы. В заявлении говорится о необходимости скорейшего проведения в Женеве конференции по урегулированию сирийского конфликта и недопустимости иностранного военного вмешательства в гражданскую войну, подчеркивается, что любое будущее переходное правительство Сирии должно быть «сформировано по взаимному согласию». Лидеры «восьмерки» единогласно осудили применение в Сирии химического оружия. В Лох-Эрне договорились выделить Сирии и соседним с ней странам гуманитарную помощь в размере до 1,5 млрд долларов. Учитывая позицию России, в итоговое коммюнике не было включено требование об обязательной отставке президента Башара Асада, и упоминание об обязательном вооружении сирийской оппозиции, а также содержится заявление о поддержке расследования ООН сообщений об использовании химоружия. Отметим, что сирийские власти и оппозиция фактически проигнорировали итоговое коммюнике саммита «восьмерки».

Президент США Б. Обама не исключает никаких имеющихся у него вариантов по Сирии, отметив, что его администрация будет действовать «осторожно и выверено». Обама заявил, что утверждения, будто США готовы пойти «ва-банк» по сирийскому вопросу, преувеличены и выступил за дипломатическое решение проблемы.

Президент России В. Путин призвал страны Запада не торопиться с поставками оружия сирийской оппозиции из-за отсутствия механизмов контроля его дальнейшего использования. Путин считает, что «против Асада воюет не народ Сирии, а боевики, хорошо подготовленные и вооружаемые, в том числе из-за границы по каналам, в том числе террористических организаций». США надо выбрать между поддержкой идеи проведения международной конференции по Сирии «Женева-2» и односторонними шагами по поддержке сирийской оппозиции. Одновременно это делать невозможно, заявил глава МИД РФ С. Лавров. Причем Москва выступает за проведение «Женевы-2» без привязки к ситуации, которая складывается в Сирии.

Президент САР Б. Асад заявил, что вооружение повстанцев приведет к «экспорту» террористов в Европу, так как сирийские повстанцы приобретут боевой опыт и вернутся в Европу, вооруженные экстремистской идеологией.

22 июня на совещании в Дохе главы МИД 11 стран, входящих в так называемую «группу друзей Сирии» (Великобритания, Германия, Египет, Иордания, Италия, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Турция и Франция), приняли решение об оказании срочной помощи, включая поставки оружия, противникам режима Асада с тем, чтобы в сжатые сроки «изменить расстановку сил в пользу оппозиции». Одновременно было заявлено о поддержке проведения конференции «Женева-2». В Дохе госсекретарь США Дж. Керри обвинил Россию в активизации боевых действий в Сирии, которая, как он считает, произошла из-за поставок российского вооружения режиму Асада. В этой связи Керри заявил, что поставки оружия оппозиционерам позволят ликвидировать «дисбаланс» сил в Сирии. Вместе с тем, Керри подчеркнул, что любое решение сирийского конфликта должно быть политическим, а не военным. Наиболее жесткую позицию занял на совещании Катар. Премьер-министр и глава МИД этой страны Х. Аль Тани заявил, что применение силы необходимо для восстановления справедливости в Сирии.

Усиливается негативное влияние сирийской гражданской войны на положение дел в Ливане. В различных районах страны регулярно происходят вооруженные столкновения между местными противниками и сторонниками режима президента САР Б. Асада. Не прекращаются обстрелы ливанской территории из Сирии, как мятежниками, так и правительственной армией. На прошедшей неделе президент Ливана М. Сулейман направил специальные послания в Совет Безопасности ООН и ЛАГ, в которых указал, что «все стороны, участвующие в сирийском конфликте, попирают суверенитет Ливана». Сулейман также выступил категорически против вовлечения боевиков ливанской «Хизбаллы» в сирийскую гражданскую войну.

Конфликт в Сирии сказывается и на обстановке в Иордании и политике руководства этой страны. Премьер-министр королевства А. ан-Насур заявил 22 июня, что Иордания опасается как внезапного падения режима Асада, так и продолжения гражданской войны в Сирии. В этой ситуации иорданское руководство попросило США оставить на территории страны американские истребители F-16 и ЗРК «Пэтриот», участвовавшие в международных учениях «Нетерпеливый лев-2013» (завершились 20 июня). В ответ администрация США решила оставить в Иордании 700 американских военнослужащих, участвовавших в учениях, 12 истребителей F-16, две батареи ЗРК «Пэтриот» «и связанные с ними средства поддержки и контроля». Напомним, что еще до 300 американских военных находятся в Иордании с 2012 г.

18 июня командование сил международной коалиции в Афганистане полностью передало афганской армии и полиции контроль над обеспечением безопасности в стране. На сегодняшний день время численность коалиционных сил составляет около 100 тыс. человек. Вывод основной части иностранных войск из страны запланирован на конец 2014 г. Глава МИД России С. Лавров заявил, что, США и их союзники неоправданно форсируют процесс передачи ответственности афганским силовым структурам в то время как обстановка в Афганистане «далека от стабильной и имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению», а национальные силовые структуры пока не готовы самостоятельно обеспечивать безопасность в стране.

На прошедшей неделе процесс политического урегулирования в Афганистане снова дал сбой. Первоначально было объявлено, что движение «Талибан» согласилось на переговоры о мирном урегулировании, которые будут проводиться в Катаре с участием афганских властей и США. С этой целью 18 июня в Дохе был открыт офис исламистов. Однако в Кабуле посчитали открытие в Катаре представительства талибов и поднятие над ним флага исламистов нарушением оговоренных с Вашингтоном принципов ведения мирных переговоров. Президент Афганистана Х. Карзай заявил, что переговоры властей с представителями «Талибана» возможны лишь при лидирующей роли Афганистана и должны вестись на национальной территории, а их целью является завершение насилия в стране. При этом третьи стороны не должны использовать их для продвижения своих интересов в Афганистане. Поездка в Катар спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Дж. Доббинса на переговоры с талибами также была отложена на неопределенное время. Под нажимом США власти Катара добились снятия «неверной таблички» с двери офиса — теперь вместо надписи «Исламский Эмират Афганистана» на ней выбито «Политический офис афганского «Талибана».

Госсекретарь США Дж. Керри заявил 22 июня, что Вашингтон будет вынужден рассмотреть вопрос о закрытии представительства талибов в Дохе, если на переговорах о национальном примирении в Афганистане в короткие сроки не будет достигнут прогресс. Тем не менее, Керри выразил надежду на то, что возможные переговоры с движением «Талибан» могут, в конечном счете, привести к примирению в Афганистане. Россия заявила о своей поддержке подходов Кабула к принципам работы открывшегося в Дохе талибского офиса и считает, что мирные переговоры будут успешны только при руководящей роли в нем афганских властей.

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в Египте, где продолжается противостояние оппозиции со сторонниками президента М. Мурси и поддерживающими его «Братьями-мусульманами». Ситуация обострилась после того, как Мурси назначил новых губернаторов в 17 из 27 провинций АРЕ. В итоге главами 13 регионов стали представители «Братьев-мусульман» и их союзников. Особое возмущение вызвало назначение губернатором провинции Луксор, где в 1997 г. были расстреляны 58 иностранных туристов, А. М. аль-Хайята, одного из руководителей Партии созидания и развития — политического крыла группировки «Аль-Гамаа аль-исламия», организовавшей этот теракт. Во многих провинциях оппозиция провела массовые акции протеста, переросшие в беспорядки, столкновения со сторонниками исламистов и нападения на их офисы. Египетские гражданские активисты, добивающиеся отставки Мурси и проведения досрочных выборов, собрали в свою поддержку свыше 15 млн подписей, что почти на 2 млн больше, чем количество голосов избирателей, поданных за него на выборах в 2012 г. Сторонники Мурси заявляют, что им удалось собрать свыше 10 млн подписей в поддержку президента. Около 100 тыс. сторонников Мурси провели 21 июня демонстрацию в его поддержку в Каире. Под давлением протестующих новый губернатор провинции Луксор 23 июня подал в отставку.

18 июня министр иностранных дел Египта М. К. Амр посетил Аддис-Абебу, где провел переговоры по вопросу строительстве Эфиопией крупных гидротехнических сооружений на реке Голубой Нил. Стороны согласились продолжить диалог. В то же время 20 июня на встрече представителей стран бассейна Нила Эфиопия призвала к ратификации соглашения 2010 г. об использовании нильских вод, против которого выступает Египет. Также было заявлено, что Эфиопия «не позволит одной стране полностью контролировать нашу долю ресурсов» (Нила – авт.).

В Турции не прекращаются акции протеста против политики правительства Р. Т. Эрдогана. Массовые демонстрации противников премьер-министра прошли во многих городах страны 18 июня. Отмечен новый вид протеста – молчаливое стояние граждан на улицах и площадях. Массовая демонстрация противников Эрдогана прошла 22 июня в Стамбуле. Для разгона ее участников полиция применила водометы. Одновременно власти проводят митинги своих сторонников. Эрдоган обвиняет социальные сети и иностранные политические силы в провоцировании антиправительственных выступлений. В стране проходят суды над участниками акций протеста. Заявление канцлера Германии А. Меркель о чрезмерном использовании силы турецкой полицией вызвало обострение отношений между Анкарой и Берлином.

Избранный президент Ирана Х. Роухани 17 июня выступил с важными внешнеполитическими заявлениями. Он считает, что ядерная программа ИРИ соответствует международным законам, пообещав обеспечить ее прозрачность и повысить уровень взаимного доверия между Ираном и другими странами. В то же время Иран не откажется от обогащения урана. Рухани сказал, что ирано-американские отношения должны основываться на взаимном уважении, а прямые переговоры с США обусловил «невмешательством Вашингтона во внутренние дела Ирана». Было заявлено, что Иран будет поддерживать хорошие отношения с Саудовской Аравией, а кризис в Сирии должен быть разрешен «в соответствии с решением сирийского народа» без вмешательства извне. Причем Асад должен оставаться у власти до выборов в 2014 г. Лидеры «восьмерки» призвали Роухани «использовать возможность для преодоления разногласий с международным сообществом» и «в полной мере и безотлагательно начать выполнять свои международные обязательства».

Приложение

 

 

О вооруженных силах Эфиопии

 

 

Перманентно напряженная военно-политическая обстановка в регионе Африканского Рога, неурегулированные территориальные и иные проблемы с соседними государствами, прежде всего, с Эритреей, продолжающийся вооруженный конфликт в Сомали, деятельность вооруженных сепаратистских повстанческих группировок в различных районах страны представляют серьезную угрозу безопасности и территориальной целостности эфиопского государства. В этих условиях руководство Эфиопии вынуждено уделять постоянное внимание вопросам укрепления обороноспособности страны, сохранению, а в меру возможностей повышению боевого потенциала национальных вооруженных сил.

Вместе с тем, очень тяжелое экономическое и финансовое положение страны не позволяет выделять в полном объеме средства для оснащения армии в необходимом количестве современными видами вооружения и военной техникой (ВВТ), проведения в войсках интенсивной боевой подготовки. Отмечается устойчивая тенденция снижения военных расходов и их доли в ВВП. Так, в 2005 г. оборонный бюджет Эфиопии составил сумму эквивалентную 414 млн долларов США (2,3% ВВП), в 2009 г. — 298 млн долларов (1,1% ВВП), а в 2011 г. – 286 млн долларов (0,9% ВВП). Сокращается численность личного состава вооруженных сил и количество имеющегося в армии ВВТ.

Эфиопская армия времен республики имеет богатый боевой опыт. Это война с Сомали (1977-1978 гг.), война с эритрейскими повстанцами (1974-1991 гг.), масштабный вооруженный конфликт с Эритреей (1998-2000 гг.), участие в боевых действиях в Сомали (2006-2007 гг., с 2011 г. – по настоящее время).

Эфиопские вооруженные силы насчитывают 138 тыс. человек и состоят из сухопутных войск и ВВС. В угрожаемый период и в военное время в оперативное подчинение армейского командования передаются иррегулярные формирования. Также имеются территориальные войска. Мобилизационные ресурсы страны оцениваются примерно в 15 млн человек, в том числе 7,8 млн годных к военной службе.

Военно-доктринальные установки эфиопского руководства имеют отчетливо выраженную оборонительную направленность. В конституции страны записано, что Эфиопия должна «искать и поддерживать мирные решения международных споров».

В статье 87 эфиопской конституции «Принципы национальной обороны» говорится, что «вооруженные силы защищают независимость государства и выполняют те обязанности, которые возлагаются на них в связи с чрезвычайной ситуацией в стране, объявленной в соответствии с Конституцией». Причем «состав национальных вооруженных сил должен быть пропорционально представлен национальностями, народностями и народами Эфиопии». Особо подчеркнуто, что «вооруженные силы всегда подчиняются и уважают Конституцию» и «выполняют свои обязанности независимо от какой бы то ни было политической организации (организаций)». Основной закон также определяет, что министром обороны «должен быть служащим гражданской службы».

Верховным главнокомандующим вооруженными силами является премьер-министр, который осуществляет общее руководство армией через министерство национальной обороны. Министр обороны отвечает за вопросы кадровой политики, материально-технического обеспечения, закупки ВВТ и ряд других административных вопросов. Непосредственное руководство войсками осуществляет генеральный штаб.

Основу эфиопских ВС составляют сухопутные войска (135 тыс. человек, обученный резерв – до 350 тыс. человек). Им отводится ведущая роль в отражении возможной внешней агрессии и противодействии незаконным вооруженным формированиям. Командующим сухопутными войсками является начальник генштаба ВС.

В составе сухопутных войск имеется четыре региональных командования, выполняющие функции штабов армейских корпусов, а также командование тыла. В каждом корпусе предполагается иметь одну механизированную и четыре-шесть пехотных дивизий. В состав стратегического резерва входят четыре пехотные дивизии и шесть бригад. Также имеются подразделения частей быстрого реагирования для проведения контрпартизанских и специальных операций.

Основным тактическим соединения является дивизия, насчитывающая от семи до восьми тысяч человек. В состав механизированной дивизии входят по одному танковому, механизированному и пехотному полку, а также противотанковый батальон. Пехотная дивизия включает в себя три пехотных и артиллерийский полки, противотанковый батальон.

На вооружении сухопутных войск состоит 270 танков (Т-54, Т-55 — 170, Т-62 – 50, Т-72 – 50); 420 артиллерийских орудий, в том числе 22 самоходных калибра 152, 130 и 122 мм; 50 РСЗО БМ-21 «Град»; около 280 БМП и БТР; 65 ПЗРК «Стрела-2/3», а также противотанковые ракетные комплексы, минометы, зенитные орудия и установки калибра 23, 37 и 57 мм. Значительная часть боевой техники находится в технически неисправном состоянии и требует различных видов ремонта.

Военно-воздушные силы (3 тыс. человек) представлены подразделениями истребительно-бомбардировочной, истребительной, военно-транспортной и вертолетной авиации. На вооружении состоит 42 боевых самолета (Су-27 – 11, МиГ-23БН – 12, МиГ-21 – 15, Су-25 – 4). Также имеется 19 учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов. Военно-транспортная авиация представлена 27 машинами. Вертолетная авиация насчитывает 18 боевых (Ми-24- 15, Ми-35 — 3) и свыше 30 транспортных вертолетов. Авиация ВВС базируется на 11 аэродромах.

В последние годы, Эфиопия добилась отдельных успехов в деле создания собственной военной промышленности, однако общий низкий уровень экономического и научно-технического потенциала не позволяет создать в стране полноценный военно-промышленный комплекс, что обусловливает на длительную перспективу зависимость Эфиопии от закупок оружия за рубежом.

В настоящее время Эфиопия в военно-технической сфере сотрудничает с Россией, Украиной, Чехией, Казахстаном, Белоруссией, Венгрией, Китаем, Израилем, США, Германией, Великобританией и Францией,

В 2011 г. Эфиопия заключила крупный контракт с Украиной на поставку 200 танков Т-72. Боевые машины поставляются заказчику с модернизированной силовой установкой, комплексом управления вооружением и системой динамической защиты.

Россия создаст в Эфиопии сервисные центры по ремонту и обслуживанию вооружения, поставленного из СССР и РФ.

С Израилем в 2011 г. подписан контракт на приобретение разведывательных беспилотников. По информации СМИ, речь идет о БПЛА типа «Бумеранг» и «Спайлайт», а также создании в Эфиопии ремонтных и обслуживающих центров и передаче технологии.

Эфиопские военные активно участвуют в международных миротворческих операциях. С 2006 г. в стране (в г. Дебре-Зейт) действует региональный центр подготовки миротворцев. На сегодняшний день эфиопские военнослужащие несут службу в качестве миротворцев по линии ООН и Африканского союза в Судане (Дарфур, район Абьей), Либерии и Кот д’Ивуаре. Кроме того, эфиопская армия участвует в боевых действиях против боевиков радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» на территории  Сомали.

Комплектование ВС Эфиопии производится на основе добровольного найма. Призванные на действительную военную службу лица проходят курс начальной военной подготовки, после чего принимают присягу. Минимальный срок службы для рядовых и сержантов составляет семь лет, для офицеров – десять. Военные получают достаточно высокое денежное довольствие. Учитывая массовую безработицу и низкий уровень жизни основной массы населения, в армию отбираются лучшие из кандидатов.

Подготовка офицерских кадров осуществляется в командно-штабном колледже, колледже по подготовке младших офицеров и Военном университете. Кроме того, имеются специализированные учебные центры. Часть офицеров обучается за рубежом – в США, Китае, Германии, России и Великобритании.

В целом вооруженные силы Эфиопии по своей численности, технической оснащенности и уровню подготовки являются наиболее сильными в регионе Африканского Рога. В то же время, учитывая низкий уровень экономического развития страны, почти полную зависимость республики от зарубежных военных поставок, национальные ВС не в состоянии вести масштабные боевые действия в течение длительного периода, что было наглядно продемонстрировано во время конфликта с Эритреей в 1998-2000 гг.

52.36MB | MySQL:103 | 0,509sec