О перемирии с туарегами в Мали

Недавние события на севере Мали, где центральное правительство и повстанцы туареги договорились о перемирии, означает лишь политически обусловленную очень лимитированную по времени «мирную передышку». Консультации в Уагадугу стали возможны в результате жесткого выкручивания рук со стороны Парижа как повстанцам в лице Национального движения за освобождение Азавада» (НДОА)  и Высшего совета за объединение Азавада /ВСОА/ с одной стороны, так и малийскому руководству – с другой. Отметим, что достигнутое соглашение замораживает окончательное решение проблемы туарегского сепаратизма до момента выбора нового президента и формирования нового правительства.  То есть единственной гарантией того, что новый президент Мали начнет обсуждать с туарегами перспективы предоставления им широкой автономии является все тот же Елисейский дворец.

Обратим внимание на состав участников и достигнутые договоренности. НДОА и ВСОА – это т.н. «мягкие» сепаратистские движения, которые образовались в результате падения режима Каддафи в Ливии. К сожалению реальной военной силы за ними не так уж и много. Их способность эффективно противостоять самостоятельным племенным вооруженным группировкам  и радикалам из «Аль-Каиды в исламском Магрибе» (АКИМ) абсолютно недостаточна для того, чтобы надежно контролировать север Мали,  Вспомним хотя бы историю с захватом отрядами НДОА того же г.Кидаль, из-за которого потом ломалось так много копий. Это стало возможно только после того, как французская авиация вынудила уйти из этого города исламистов и туарегов из других вооруженных формирований.  Те же туареги из «Ансар ад-дин» никогда не позволят НДОА и ВСОА хозяйничать  в том же Гоа. Другими словами, среди сепаратистов отсутствует единственная сила, которая могла  бы стать реальным партнером по переговорам в качестве представителя интересов туарегского этноса. Но в данном случае надо с чего-то начинать, тем более что руководители НДОА с самого начала конфликта неоднократно предлагали Парижу свою лояльность в обмен на предоставление широкой автономии.

Теперь суть договоренностей.   Планируется возвращение малийских войск в удерживаемый туарегами город Кидаль и постепенное расквартирование вооруженных повстанцев в определенных для этого пунктах сбора. Их прямое разоружение будет проводиться только после подписания соглашения о достижении «глобального и окончательного мира» в Мали между новыми властями, которые придут к власти в результате президентских выборов,  и общинами и вооруженными группировками Северного Мали. Что касается возвращения подразделений малийской армии в северные районы страны и размещения членов вооруженных формирований туарегов НДОА и ВСОА, то оно будет осуществляться под наблюдением  миротворческого контингента Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали /МИНУСМА/ и французского контингента.

Вот собственно и самое главное, для чего все это временное перемирие затевалось. Центральная власть в Бамако должна продемонстрировать своему населению перед президентскими выборами то, что она может контролировать северные районы страны в такой степени, что там будет проходить голосование во время президентских выборов. Без этого условия ни один из кандидатов на президентские выборы идти просто не может. Таким образом, примирившиеся туареги просто пошли навстречу Парижу, для которого проведение президентских выборов является логичной и необходимой точкой плана по наведению порядка на севере Мали. Все сказанное совершенно не означает того, что противоречия между туарегами из НДОА и ВСОА с центральным правительством не возобновятся сразу же после проведения выборов в случае, если новое правительство Мали не пойдет на серьезные уступки.

В данной ситуации совершенно очевидно, что в самом скором времени мы можем столкнуться в районе Сахеля с классической террористической войной по афганскому сценарию. И инициаторами ее будет не только туарегская «вольница». Боевики АКИМ, которые сейчас благополучно отсиживаются в южных районах Алжира и Ливии, явно готовятся перейти в наступление, причем с применением классических форм джихадистского сопротивления. Мы уже были недавно свидетелями  атаки на ядерный французский объект в Нигере. Есть все основания предположить, что такие атаки возобновятся в самой ближайшей перспективе, причем с использованием террористов-смертников. При этом сам Нигер становится «запасной площадкой» для исламистов. По некоторым данным та же АКИМ уже имеет ряд опорных пунктов пустынном районе Арлит.

Ливанская служба безопасности и органы безопасности ФАТХа располагают данными о том, что эмиссары АКИМ активно вербуют в настоящее время рекрутов в палестинском лагере Айн Аль-Хильва. Причем предпочтение отдается лицам, которые имеют реальный боевой опыт в Сирии, в том числе и вопросах проведения операций с использованием террористов-смертников.  По данным ливанских спецслужб в Мали уже сейчас находятся пятеро инструкторов-палестинцев по указанному профилю деятельности: Тауфик Таба, Мухаммед Арифи, Зияд Абу Наадж, Хейтам Шааби и Мохаммед Доуху. Все они ранее воевали в Сирии. При этом есть все основания полагать, что недавний теракт в Нигере был разработан и осуществлен при их участии.

Сразу не согласимся с теми экспертами, кто предполагает приход в зону Сахеля спонсорских денег из некоторых суннитских монархий Залива.  Судя по всему, в ход пошли деньги наркокартелей и торговцев оружием, которые совсем не заинтересованы в установлении санитарного кордона на севере Мали. Аравийским монархиям сейчас не до Мали и Нигера, их основные устремления в настоящее время связаны только с Сирией.

62.85MB | MySQL:102 | 0,629sec