Тунис: раскол в партии «Ан-Нахда»

Фракционная борьба в ведущей исламской партии Туниса «Ан-Нахда» подходит к концу. Противостояние между генеральным секретарем партии Х.Джабали и ее «духовным лидером» Р.Ганнуши  привело в итоге к формальной победе последнего. Х.Джебали принял решение идти на предстоящие президентские выборы в конце этого года в качестве «независимого кандидата». Последней каплей, которая переполнила его терпение, стал отказ руководства «Ан-Нахды» оплачивать в дальнейшем его зарубежные турне. По всем законам  партийного аппарата это означает фактическую пощечину. Такое решение было, безусловно, принято с санкции Р.Ганнуши и последовало после того, как бывший премьер-министр во время своих турне в США и страны Персидского залива фактически дистанцировался от его внешнеполитической доктрины и всячески старался продемонстрировать свою политическую самостоятельность.

При этом внешнеполитическая активность Х.Джебали явно носила соревновательный характер. Он старался посещать те же страны, что и Р.Ганнуши, при этом порой дезавуируя заявления патриарха «Зеленого интернационала». В США, например, Р.Ганнуши приехал в конце мая с.г., стараясь опередить своего конкурента, визит которого был запланирован на июнь с.г., но был встречен предельно холодно. Американцы ограничились организацией встречи Р.Ганнуши в Совете по иностранным делам с помощниками президента и письмом «человека номер два» в Госдепартаменте США У.Бернса. В Белом доме явно симпатизируют и делают ставку на Х.Джебали, и Р.Ганнуши не мог этого не почувствовать.

Бывший премьер-министр также посетил Эр-Рияд, Маскат, Абу Даби, Манаму, но при этом обошел своим вниманием Доху. Это, в общем-то, не случайно, поскольку Катар является основным спонсором Р.Ганнуши и делает ставку именно на него. Сам лидер «Ан-Нахды» регулярно бывает в Дохе, даже несмотря на то, что гуманитарная экспансия Катара очень многих в Тунисе начинает серьезно раздражать.

 

Таким образом, можно констатировать окончательный раскол «Ан-Нахды» условно на «реформаторское» и «радикальное» крылья. Последнее при этом явно имеет большинство в партийном аппарате и низовых ячейках, что, безусловно, является «минусом» для Х.Джебали. Кроме того, он лишается  доступа к партийным финансам, а это является очень существенным моментом для проведения успешной предвыборной кампании. Собственно, этим в основном и обусловлена возросшая внешнеполитическая активность. Джебали,  который тем самым пытается аккумулировать необходимые средства на предвыборную кампанию. Таким образом, Р.Ганнуши сыграл на опережение, лишив своего основного соперника возможности для сбора денег на свою кампанию за счет партийной казны. По нашей оценке, шансы на какую-то существенную финансовую помощь  у Джебали мало. Единственно, на что он может в этой связи рассчитывать, так это на то, что Эр-Рияд захочет немного подпортить настроение своим «закадычным друзьям» в Дохе, особенно после последних столкновений тунисской полиции с салафитами. Но опять же здесь существует элемент настороженности саудовцев к очень уж реформаторским планам бывшего премьер-министра. Белый дом, несмотря на все свои симпатии к Х.Джебали, вряд ли готов в настоящее время заняться финансированием его предвыборной кампании и ограничится в данном случае исключительно мерами дипломатической поддержки.

Другое дело – сторонники бывшего первого президента Туниса Хабиба Бургибы, которые в настоящее время пытаются создать что-то наподобие широкого народного фронта. В данном случае важно не количество их сторонников,  реннесанс этого движения, по нашей оценке, возможен только в среднесрочной перспективе после того, как основная масса населения не ощутит на себе позитивные сдвиги  в экономике. Тогда общенациональные, с привкусом социализма идеи Бургибы имеют какой-то шанс на жизнь. Здесь более принципиальна связь «бургибистов» с левыми и центристами во французских политических кругах, которые вполне могут оказать помощь Х.Джебали через систему фондов и межпартийных связей, не говоря уже о дипломатической и моральной поддержке.

Еще более мощной силой в финансовом плане остается клан и сторонники бывшего президента Бен Али. Они, в общем-то, до сих пор контролируют очень приличные финансовые авуары и продолжают занимать ряд ключевых постов в национальной экономике. В случае, если они решат сделать ставку на Х.Джебали, он получит необходимую финансовую поддержку, которая, конечно, не будет сопоставима с катарской помощью «Ан-Нахде», но позволит бывшему премьер-министру пройти во второй тур президентских выборов.

Здесь очень важен момент создания общего альянса Х.Джебали со светским блоком, что совершенно неочевидно. Р.Ганнуши – опытный стратег. И сейчас в Тунисе начинается пора предвыборного торга. На какой-то альянс со «светскими» бывший премьер-министр может рассчитывать пока только в лице оппозиционных партий, которые не вошли в правящую «тройку». А более весомые игроки будут оценивать такую вероятность только после выхода Х.Джебали во второй тур, если конечно до него дойдет дело.

В этой связи у «Ан-Нахды» и Р.Ганнуши существует ряд неоспоримых преимуществ: это централизованная и вертикально подчиненная структура с низовыми ячейками, катарские финансы и большинство в парламенте, которое позволяет влиять на формирование правительства и с которым должен будет считаться любой президент.

52.21MB | MySQL:103 | 0,565sec