Программная речь нового эмира Катара и первые изменения в правительстве

26 июня текущего года новый эмир Катара – шейх Тамим бен Хамад Аль Тани выступил с речью, в которой он изложил свое видение внутренней и внешней политики страны. Анализ ее содержания показывает, что сохраняется ее преемственность. Все положения, высказанные шейхом Тамимом, не противоречат тому курсу, который проводил его отец шейх Хамад.

Основное внимание в своей речи новый катарский правитель уделил внешней политике. Он, прежде всего, заверил мировое сообщество в том, что «Катар будет исполнять свои региональные и международные обязательства». Внешнеполитические приоритеты Катара также остаются неизменными. На первый план он поставил укрепление сотрудничества со своими главными союзниками – членами Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) – региональной организации, в которую входит Катар и пять других арабских монархических государств региона. Шейх Тамим подчеркнул, что «Катар будет стремиться к самому высокому уровню интеграции (между членами ССАГЗ – Е.М.) ».

Отличительной чертой внешнеполитической деятельности Катара после прихода к власти в 1995 г. отца нынешнего эмира – шейха Хамада бен Халифа Аль Тани, был ее независимый курс, он будет сохранен и при новом эмире. «Независимость принимаемых Катаром решений» – так была сформулирована эта мысль в речи шейха Тамима — нового главы Катара.

Другое важное положение – «поддержка всех тех, кто испытывает гнет и жестокое обращение». Надо предполагать, что речь идет, прежде всего, о Сирии, так как, с точки зрения катарской власти, сирийский народ является объектом политики геноцида, проводимой правящим режимом. Развивая эту мысль, новый катарский эмир недвусмысленно заявил, что его страна «будет заниматься проблемами арабских народов, чтобы помочь им обрести свободу и достоинство и покончить с коррупцией и несправедливостью». Позиция Катара в отношении арабских революций известна. Он всячески их поддерживает, считая, что они направлены на свержение нелегитимных преступных режимов, угнетающих свои народы и погрязших в коррупции. Отношение нового правителя Катара к происходящим в арабских странах событиям, таким образом, также не претерпит изменений.

Говоря о своем отношении к принципам взаимоотношений с внешним миром, шейх Тамим заявил: «Мы – сплоченный народ, сплоченное государство, а не политическая партия. Поэтому мы стремимся развивать отношения со всеми государствами и всеми правительствами, так как мы с уважением относимся ко всем политическим течениям, имеющим влияние и последователей в регионе, но против борьбы одного направления с другим».

Это заявление катарского эмира, по-видимому, было сделано не случайно, так как в некоторых странах раздаются высказывания, направленные против усиления движения «Братья-мусульмане» в арабском мире. Катарский правитель предпочитает сохранять нейтралитет по отношению к той борьбе, которая разворачивается в арабских странах между исламистами, националистами, либералами и представителями других идейных течений. Шейх Тамим, таким образом, демонстрирует прагматизм своей политики.

Эмир Катара поднял в своей речи еще одну животрепещущую проблему арабского региона: усилившееся противостояние между суннитами и шиитами. В этой связи он заявил следующее: «Мы, как мусульмане и арабы, уважаем плюрализм, различные идеологические направления, мы уважаем все религии, которые существуют в наших странах и за рубежом. Как арабы, мы выступаем против разделения арабских обществ по религиозному и конфессиональному признаку, так как это не соответствует нашей социально-экономической специфике и препятствует социально-экономической модернизации и развитию, которое должно осуществляться на основе государственной идентичности, вне зависимости от религиозных и конфессиональных различий. Именно разделение общества, — продолжал шейх Тамим, — предоставляет внешним силам возможность вмешиваться во внутренние дела арабских стран и оказывать на них влияние».

Шейх Тамим в своем программном выступлении подчеркивал прагматизм своей внешней политики. Он отмечал, что его страна «строит свои отношения на принципах добрососедства, исходя из интересов нашей страны, как части арабской и мусульманской нации». В этой связи внешнеполитические приоритеты Катара были выстроены эмиром следующим образом: на первом месте – отношения с арабскими странами, и, прежде всего, с государствами-членами ССАГЗ, членами ЛАГ, оказание помощи арабским народам. Шейх Тамим заявил: «Мы приверженцы осуществления арабских чаяний, обеспечения безопасности арабских народов и уважения их суверенитета, независимости и территориальной целостности».

Он не оставил без внимания и основную проблему арабского мира – палестинскую. Выразив солидарность с борьбой палестинского народа, эмира Катара заявил о необходимости обеспечить право палестинских беженцев на возвращение. Урегулирование ближневосточного конфликта эмир Катара видит только на основе установления справедливого мира между конфликтующими сторонами.

Говоря об общих принципах внешнеполитической деятельности Катара, его руководитель отметил, что его страна «развивает сотрудничество на основе взаимных интересов и взаимодействия, со всеми странами Запада и Востока, Америки, Европы, Азии и Африки». При правлении шейха Хамада у Катара также были союзнические отношения с США и Европой, что не препятствовало развитию связей с другими государствами, с которыми Катар имел взаимные интересы в экономической или торговой сфере, как например, со странами Азии и Африки. В то же время он укреплял тесное политическое взаимодействие с арабскими и мусульманскими государствами.

В речи шейха Тамима были намечены перспективы развития и внутренней политики эмирата. В этой части его речи акцент был сделан на приверженность Катара принципам демократии. Он заявил: «Катар – государство институтов, каждое министерство, каждый департамент и каждое учреждение должны выполнять свои обязанности, опираясь на законы, вне зависимости от личных качеств того, кто их возглавляет».

Эмир также подчеркнул приверженность прежней стратегии развития: направлять капиталовложения в развитие нефтегазовой промышленности, разрабатывать природные богатства, и в то же время, стремиться к диверсификации источников доходов и направлять инвестиции в те отрасли, которые «будут обеспечивать благополучие будущих поколений» страны. Главной целью государства новый эмир Катара провозгласил «развитие человеческого капитала».

Планы развития национальной экономики должны включать, с точки зрения шейха Тамима, инфраструктурные проекты, проекты по поддержке молодежи и спорта, а также учет интересов будущих поколений. Говоря об обязанностях государственных служащих, правитель Катара подчеркнул, что «каждый, кто занимает государственную должность, должен, прежде всего, заботиться об интересах общества и государства».

Речь нового правителя Катара стала свидетельством того, что шейх Тамим хорошо разбирается в современных международных отношениях. Он четко представляет себе внешнеполитические интересы своей страны и намерен проводить внешнеполитический курс, опираясь на них. Вряд ли можно предположить серьезные изменения во внешней политике Катара. Единственное, что, по всей вероятности, будет отличать внешнюю политику нового руководителя страны от прежнего курса, это ее еще больший прагматизм. При этом, анализ программной речи шейха Тамима подтверждает, что во внутренней жизни Катара также не предвидится каких-либо серьезных изменений.

Шейх Тамим сразу же после вступления на трон осуществил перестановки в катарском правительстве. Особое значение имеет отставка прежнего премьер-министра, занимавшего также пост министра иностранных дел, шейха Хамада бен Джасема бен Джабра Аль Тани, влияние которого при прежнем эмире было значительным. Он стал министром иностранных дел в 1992 г. и получил назначение на пост премьер-министра в 2007 г. Смена премьер-министра была предсказуемой, так как молодой правитель Катара, конечно же, стремится проводить самостоятельную политику, что было бы затруднительно осуществить при сохранении шейхом Хамадом бен Джасемом своего поста.

Новым премьером эмир назначил шейха Абдаллу бен Халеда бен Насера Аль Тани, ранее занимавшего пост министра внутренних дел. При этом шейх Абдалла сохранил за собой пост министра внутренних дел. Он – кадровый военный. В 1984 г. закончил военный факультет одного из британских университетов, получив степень бакалавра. В 1995 г. получил степень магистра на факультете права Арабского университета в Бейруте, занимая командные посты в армии и в спецслужбах. В 2008 г. шейх Абдалла стал министром внутренних дел, активно занимаясь одновременно развитием сотрудничества с партнерами по ССАГЗ в сфере обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом, что соответствует главному приоритету внешнеполитической деятельности нового эмира. Его назначение премьер-министром вполне объяснимо тем, что новый эмир также имеет военное образование.

Наиболее существенные изменения в составе катарского кабинета министров связаны с назначением бывшего государственного министра по делам внешних сношений Халеда бен Мухаммеда аль-Атыйя на пост министра иностранных дел, а также назначением министром обороны бригадного генерала Хамада бен Али аль-Атыйя. Оба они в отличие от положения с этими постами в иных странах Залива не являются представителями правящей семьи. Однако список не представителей правящей семьи в составе нынешнего кабинета министров Катара более широк. В него входят также новые министры финансов, энергетики и промышленности, а также женщина – министр коммуникаций и информационной технологии Хисса бинт Султан Аль-Джабер.

52.24MB | MySQL:103 | 0,419sec