Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (24-30 июня 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Катаре. В связи с первой годовщиной пребывания у власти президента Египта М. Мурси в стране прошли массовые выступления противников и сторонников главы государства. Наиболее массовый характер выступления оппозиции приняли 30 июня. В Катаре 25 июня произошла смена руководителей страны: эмир шейх Х. Аль Тани отрекся от престола в пользу своего сына наследного принца шейха Тамима.

На прошедшей неделе обстановка в Египте серьезно обострилась. По мере приближения 30 июня – даты первой годовщины прихода к власти президента АРЕ М. Мурси в различных районах республики нарастали массовые выступления противников и сторонников главы государства. Во многих случаях они перерастали в столкновения и нападения на офисы исламистского движения «Братья-мусульмане», выходцем из которого является Мурси. Имеются многочисленные человеческие жертвы.

Египетские власти заблаговременно усилили меры безопасности в стране. Армейские части были направлены для охраны важных инфраструктурных объектов в различных районах республики. Была усилена охрана президентского дворца, правительственных зданий и иностранных диппредставительств. Напомним, что 23 июня министр обороны Египта генерал А. Ф. ас-Сиси заявил, что «армия не останется в стороне и будет вынуждена вмешаться, чтобы не допустить междоусобицы».

26 июня Мурси в своем обращении к гражданам Египта объявил о формировании Высшей комиссии национального согласия и призвал все политические силы принять участие в ее работе. Подводя итоги годового пребывания на посту главы государства, Мурси признал, что «иногда делал ошибки в своей работе, которые присущи всем людям». Однако оппозиция отвергла это призыв.

29 июня оппозиционное молодежное движения «Тамарруд» («Бунт») сообщило, что петицию с призывом к отставке Мурси подписали свыше 22 млн человек. В ответ сторонники президента назвали петицию незаконной, подчеркнув, что судьба главы государства должна решаться исключительно на выборах. Сам же Мурси вновь подтвердил, что намерен оставаться у власти до истечения срока его полномочий в июне 2016 г.

Президент США Б. Обама 29 июня выразил озабоченность Вашингтона ситуацией в Египте и призвал М. Мурси конструктивно работать с оппозицией, чтобы положить конец политическому кризису в стране. Глава Белого дома призвал «все стороны не прибегать к насилию, а полицию и военных проявлять соответствующую сдержанность». При этом власти США санкционировали отъезд из Египта части американских госслужащих и членов их семей, а также рекомендовали согражданам воздержаться от поездок в АРЕ в связи с происходящими массовыми волнениями. Египет в массовом порядке стали покидать иностранные граждане.

Своей кульминации выступления оппозиции достигли 30 июня. В этот день сотни тысяч противников Мурси и «Братьев-мусульман» провели в Каире на площади Ат-Тахрир и некоторых других районах столицы акции протеста. Их участники потребовали немедленной отставки Мурси. В то же время сторонники исламистов в гораздо меньшем количестве собрались у одной из мечетей Каира недалеко от президентского дворца. Массовые акции противников режима прошли также в Александрии и многих других городах Египта. В ряде мест, в том числе в Каире, были совершены нападения на офисы «Братьев-мусульман». Сообщается о десятках пострадавших. Руководство ведущей организация оппозиции — Фронт национального спасения заявило, что акции протеста продолжаться до тех пор, «пока не падет режим «Братьев-мусульман». Вечером 30 июня в канцелярии президента Египта сообщили, что Мурси готов «к серьезным и конкретным переговорам» с представителями протестующих.

25 июня эмира Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани объявил о своем отречении от власти в пользу своего 33-летнего сына наследного принца шейха Тамима Аль Тани. На следующий день было сообщено об изменениях в составе правительства страны. Его возглавил бывший глава МВД Катара А. Аль Тани. Министром иностранных дел Катара был назначен Х. аль-Атыйя. Они сменили бывшего премьер-министра и главу МИДа шейха Хамад бен Джасем Аль Тани.

В своем первом обращении к нации 26 июня шейх Тамим заявил, что продолжит политику отца, которая, по его словам, помогла превратить Катар в одну из самых богатых стран мира и ключевого игрока в ближневосточной политике. В своей речи Тамим затронул преимущественно внутренние проблемы страны и не касался подробно внешней политики. Новый эмир отметил, что Катар является государством с самым высоким доходом на душу населения и одним из лидеров экономического роста. При этом он пообещал развивать сектор образования, здравоохранения и спорта, гарантировать наилучшее планирование. Тамим заявил о намерении продолжить активную внешнюю политику отца, делать «все возможное для поддержки арабских стран, когда это необходимо», уважая при этом «суверенитет, целостность территорий и независимость государств». Было подчеркнуто, что Катар будет стремиться к развитию взаимовыгодных отношений со всеми странами мира, и не станет «поддерживать одних против других», выступает «против разделения общества в арабском мире по религиозному и конфессиональному принципам». Отметим, что в своем выступлении Тамим не упомянул о конфликте в Сирии. По оценке многих экспертов, смена правителя Катара в ближайшей перспективе вряд ли приведет к серьезным переменам в политическом курсе этой страны как на внешней арене, так и в сфере энергетики и финансов.

В большинстве провинций Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными противниками режима президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее ожесточенные и крупные бои велись в центральной провинции Хомс, в северной провинции Алеппо и в районах, прилегающих к Дамаску с юга. В провинции Хомс правительственные войска овладели важным опорным пунктом боевиков городом Тель-Каллах, расположенном у границы с Ливаном, и начали операцию по освобождению районов города Хомс, занятых мятежниками.

Министр иностранных дел САР В. Муаллем заявил 24 июня, что президент Асад не уйдет в отставку по итогам мирной конференции в Женеве. По словам министра, делегация правительства Сирии отправится в Женеву не с целью передачи власти другой стороне, а для того, чтобы организовать реальное партнерство и правительство широкого национального единства.

25 июня представители России, США и ООН на подготовительной встрече к международной конференции по Сирии не смогли согласовать сроки новых переговоров в подобном формате. Не решенными остаются вопросы, «связанные с кругом участников этой конференции», в частности, о приглашении на нее Ирана.

Руководство Саудовской Аравии настаивает на принятии «ясной и твердой международной резолюции, которая запрещает любые поставки вооружения сирийскому режиму, и признает незаконность режима. Незаконность режима исключает любую возможность его участия в каких-либо договоренностях и принятиях решений для определения настоящего и будущего», — заявил 25 июня глава МИД КСА С. аль-Фейсал.

27 июня Совет Безопасности ООН продлил до 31 декабря 2013 г. пребывание миротворцев (UNDOF) на Голанских высотах и наметил меры по укреплению контингента. Совбез также потребовал от сирийской оппозиции прекратить боевые действия в этом районе. Общая численность сил UNDOF будет доведена до 1250 человек, как это предусмотрено протоколом к сирийско-израильскому соглашению о прекращении огня от 1974 г. В настоящее время на Голанах находятся около 800 миротворцев.

Россия вывела весь военный контингент из пункта обеспечения ВМФ в Тартусе, заменив его гражданскими служащими. Об этом 27 июня сообщило министерство обороны РФ. Согласно заявлению МО, пункт в Тартусе продолжит обслуживание кораблей российского ВМФ.

Вице-премьер сирийского правительства по вопросам экономики К. Джамиль обвинил западные страны в «финансовой войне» против Дамаска, отметив одновременно важность помощи, которую оказывают Сирии Россия, Китай и Иран «в политике, в области обороны и в области экономики». По словам Джамиля, Сирия по разным каналам получает до 500 млн долларов в месяц от этих трёх государств.

В Ливане не прекращаются вооруженные столкновения между местными противниками и сторонниками сирийского президента Б. Асада. 24 июня части ливанской армии подавили мятеж вооруженных радикальных суннитских экстремистов во главе с шейхом А. аль-Асиром и взяли под контроль ситуацию в южном городе Сайда. Однако самому аль-Асиру удалось скрыться. Демонстрации в его поддержку прошли 28 июня в Триполи, Сайде, Бейруте и некоторых районах долины Бекаа.

Председатель комитета начальников штабов ВС США генерал М. Демпси заявил, что он рекомендовал вашингтонской администрации содействовать укреплению ливанской армии путем отправки военных инструкторов и ускорения поставок оружия.

Сложная обстановка сохраняется в Ливии. В столице страны Триполи, в Бенгази и ряде других городов происходят вооруженные столкновения между боевиками различных бывших «революционных бригад», ныне подчиняющихся министерству обороны и МВД. Также совершаются теракты и нападения на представителей власти. Министр обороны Ливии М. аль-Баргати 27 июня был освобожден от должности в связи со столкновениями в Триполи. В очередной раз властями принято решение о «зачистке» Триполи и его окрестностей от незаконных вооруженных формирований.

25 июня новым главой Всеобщего национального конгресса (парламента) Ливии избран Н. Абу Сахмин. Занимавший эту должность М. аль-Магариф был вынужден уйти в отставку в связи с принятым в начале мая законом, запрещающим функционерам времен правления Каддафи занимать государственные должности.

На минувшей неделе без конкретных подвижек завершилась поездка на Ближний Восток госсекретаря США Дж. Керри, который провел переговоры с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и палестинским лидером М. Аббасом о перспективах перезапуска мирных переговоров между израильтянами и палестинцами. Как и прежде, палестинцы отказываются возобновлять диалог без прекращения Израилем поселенческой деятельности на оккупированных территориях и признания границ 1967 г. Израиль же готов к перезапуску переговорного процесса, но отвергает любые предварительные условия.

25 июня президенты Афганистана и США Х. Карзай и Б. Обама согласились с тем, что процесс примирения, проходящий под афганским руководством, является самым надёжным способом восстановления мира и долговременной стабильности на афганской земле. При этом два лидера выразили поддержку деятельности представительства «Талибана» в Катаре. Примечательно, что неделю назад Карзай заявил о том, что Кабул отменяет своё решение о переговорах с талибами в Дохе в связи с тем, что деятельность представительства подходит под контролем иностранных сил. Х. Карзай 30 июня заявил, что последние теракты талибов в Кабуле не станут препятствием на пути мирного процесса в стране.

В Турции, преимущественно в Стамбуле и Анкаре, продолжаются акции протеста против политики правительства, сопровождающиеся в некоторых случаях столкновениями с полицией. Однако в целом массовость протестных выступлений заметно снизилась.

29 июня избранный президент Ирана Х. Роухани заявил, что начнет процесс более активного взаимодействия с зарубежными государствами. При этом он вновь подчеркнул, что Тегеран не прекратит обогащения урана, как того требуют западные страны, но готов к большей прозрачности в данном вопросе.

Приложение

 

 

О некоторых аспектах внешней политики Йемена

 

 

В условиях нестабильной обстановки в стране, тяжелого финансового и экономического положения руководство Йеменской Республики (ЙР) в своей внешнеполитической деятельности всячески стремится заручиться политической поддержкой влиятельных государств мира, получить иностранную финансовую, материальную и военную помощь для упрочения как собственных политических позиций, так и улучшения общей ситуации в стране.

При рассмотрении роли и места Йемена в современной системе международных и региональных отношений необходимо принимать во внимание выгодное географическое, важное геополитическое и военно-стратегическое положение этой страны, расположенной на перекрестке международных морских путей из Европы в Азию (в том числе в зону Персидского залива) через Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив, а также на стыке Африки и Аравийского полуострова и недалеко от крупнейших в мире нефтяных месторождений Аравии.

Важное значение для Йемена имеют отношения с США и Саудовской Аравией. Йемен внимательно следит за развитием ситуации в регионе Африканского Рога, особенно в Сомали.

Повышенное внимание, которое уделяют Йемену в США и аравийских монархиях, в других государствах региона и за его пределами, в значительной степени обусловлено тем, что территория ЙР активно и широко используется террористическими группировками, главным образом «Аль-Каидой на Аравийском полуострове» (АКАП). Эта группировка при попустительстве и даже содействии бывшего руководителя республики А. А. Салеха смогла прочно закрепиться в Йемене, создать здесь свои опорные базы, захватила и удерживает ряд районов, особенно на юге республики. Кроме того, аравийские монархии, в первую очередь Саудовская Аравия, небезосновательно опасаются, что ставшая хронической внутренняя нестабильность в Йемене может негативным образом повлиять на устойчивость положения правящих режимов в этих странах.

В условиях острого бюджетного дефицита йеменские власти вынуждены искать зарубежных спонсоров. С 2011 г. ежегодно проводятся конференции «стран-друзей Йемена», которые оказывают республике финансовую и иную помощь. В их работе, в частности, принимают участие США, Саудовская Аравия и другие аравийские монархии, Китай, Россия, Франция и Великобритания. В сентябре 2012 г. на конференции «друзей» в Эр-Рияде было принято решение о предоставлении Йемену финансовой помощи в размере 6,4 млрд долларов, что составило лишь около половины запрошенной йеменцами суммы в 12 млрд долларов. Из этих денег примерно 3 млрд долл. выделила Саудовская Аравия.

Новое руководство Йемена, пришедшее к власти в ноябре 2011 г., и особенно президент ЙР М. Хади, сумело наладить конструктивные отношения с США. Во многом этому способствовало усиление сотрудничества с американцами в деле борьбы с террористами из АКАП, а также предоставление американским военным более широких возможностей для размещения на йеменской территории. Импонировали Вашингтону и жесткие действия Хади по перестройке национальных вооруженных сил, удалению из их рядов лиц, близких к Салеху.

В Вашингтоне отмечают «прогресс, достигнутый в реализации стратегических целей Соединенных Штатов в Йемене». Растут объемы американской помощи ЙР. Так, если в 2007 г. она составила 62 млн долларов, в том числе 40 млн в сфере безопасности, то в 2012 г. эта цифра возросла до 325 млн долларов, в том числе 158 млн в сфере безопасности. Всего с 2007 г. по 2012 г. американская помощь Йемену составила 1,016 млрд долларов, из которых 518 млн (51 проц) в сфере безопасности. Причем объемы помощи из США резко возросли после смены власти в ЙР в 2011 г., чему Вашингтон в немалой степени способствовал. Отметим, что вашингтонская администрация прилагает усилия по налаживанию контроля за расходованием предоставляемых средств. Так, в октябре 2012 г. «полевую поездку» в Йемен совершила делегация аудиторов США, которая на месте встречалась с чиновниками различных американских ведомств, работающих в этой стране, и высокопоставленными представителями йеменских правительственных органов. США оказывают содействие в деле предоставления помощи Йемену по линии МФВ, Всемирного банка и ООН.

Постоянно расширяется двустороннее сотрудничество в борьбе с терроризмом. Американские беспилотники продолжают наносить удары по террористам на территории ЙР. Наращивается и прямое военное присутствие США в стране. В 2012 г. первая группа американских спецназовцев (200 человек) прибыла на базу йеменской армии в Эль-Анаде в южной провинции Лахдж. По информации йеменских СМИ со ссылкой на министерство обороны страны, в июне 2013 г. в ЙР прибыли 1700 американских морских пехотинцев, из которых 1500 человек разместились на базе Эль-Анад, а до 200 человек в столице страны Сане.

В целом нынешнее йеменское руководство намерено продолжить курс на расширение разнопланового сотрудничества с США, делая упор на получение возможно большей американской финансовой, материальной и военно-технической помощи.

Отношения Йемена с Саудовской Аравией носят сложный характер. В Сане опасаются дальнейшего усиления саудовского вмешательства во внутренние дела ЙР, но в  то же время видят в КСА одного из главных спонсоров республики. Очень серьезным фактором, влияющим на двусторонние отношения, является проблема йеменских граждан, работающих в королевстве (до 2-х млн человек). Эр-Рияд периодически использует эту проблему для оказания политического давления на Сану. В 2011 г. КСА наряду с другими аравийскими монархиями разработала инициативу о мирной передаче власти в ЙР, реализация которой помогла избежать сползания республики в гражданскую войну и хаос. Министр иностранных дел КСА принц С. аль-Фейсал заявил в мае 2013 г., что королевство поможет «Йемену пройти все фазы политической инициативы, чтобы помочь достижению безопасности, стабильности и процветания в преодолении угрозы экстремизма и терроризма».

Одним из наиболее сложных в йеменско-саудовских отношениях остается вопрос о границе. В 2006 г. Сана и Эр-Рияд подписали соглашение об окончательной демаркации границы между двумя странами. Вместе с тем, КСА продолжает ползучую экспансию вглубь йеменской территории. Так, в начале 2013 г. саудовцы под предлогом разведки нефтяных месторождений вблизи границы с Йеменом оккупировали ряд йеменских нефтеносных районов на западном участке границы в районе Аль-Джауф. Кроме того, власти КСА активно финансируют и раздают саудовские паспорта шейхам племен в провинциях Саада, Сана, Хага и Даммар, что свидетельствует о подготовке почвы для отделения некоторых йеменских областей. Эр-Рияд вынашивает планы создания транспортного коридора через территории ЙР к побережью Индийского океана для обеспечения альтернативного выхода к морю в случае обострения ситуации в Персидском заливе. В 2013 г. саудовцы возобновили возведение вдоль границы с ЙР заградительной стены протяженностью примерно 2000 км с целью предотвращения проникновения на свою территорию экстремистских элементов, контрабандистов, нелегальных иммигрантов из Йемена, а также Сомали и Эфиопии. Таким образом, йеменско-саудовские погранично-территориальные противоречия по-прежнему далеки от урегулирования.

В Йемене сталкиваются интересы Саудовской Аравии и Ирана, который стремится активно воздействовать на ситуацию в Йемене. По имеющейся информации Тегеран оказывает финансовую и информационную поддержку оппозиционному правительству ЙР шиитскому движению хаусистов, которые действуют на северо-западе страны вблизи с границей с КСА, что угрожает безопасности и стабильности в приграничных районах саудовского королевства. Иранская активность в Йемене негативно оценивается в Сане.

Йеменское руководство поддержало решения ЛАГ по Сирии, однако не пошло на разрыв дипломатических отношений с Дамаском. Йемен выступает за политическое урегулирование сирийского конфликта. В то же время имеется информация об участии йеменских граждан в сирийской гражданской войне на стороне вооруженных противников президента САР Б. Асада.

Отношения между Йеменом и Оманом развиваются в позитивном русле. Вместе с тем, с территории Йемена в Оман продолжают проникать группы исламских экстремистов, что вносит определенную напряженность в отношения между Саной и Маскатом.

Йемен традиционно считает важным поддерживать дружеские отношения с Россией. В апреле с. г. президент М. Хади нанес визит в Москву, который, по оценке экспертов, носил скорее демонстративный характер, поскольку Россия, в отличие от других стран-доноров ЙР, пока ограничивается списанием старых советских долгов и нерегулярной гуманитарной помощью.

52.29MB | MySQL:103 | 0,489sec