О развитии ситуации в Сирии

На фоне наступления сирийской правительственной армии на севере и востоке страны, а также проведения зачисток в суннитских кварталах Дамаска лояльные сирийскому режиму отряды Курдского демократического союза (КДС) сообщили о взятии под свой контроль приграничного с Турцией сирийского города Рас аль-Айн и ряда КПП на границе. Это первое за долгое время открытое выступление сирийского филиала Рабочей партии Курдистана (РПК) против отрядов сирийской оппозиции, которые использовали этот населенный пункт в качестве ключевого логистического узла по переправке вооружения и боевиков из Турции в Сирию.

Отметим, что активность курдских отрядов  совпала по времени с успехами сирийской армии, что видимо, предопределило и поведение руководства КДС. Напомним, что в рамках своей стратегии и в условиях дефицита живой силы Дамаск решил еще в самом начале кризиса  предоставить курдскому населению, проживающему на границе с Турцией, широкую автономию, которая граничила по масштабу привилегий и прав с созданием независимого государства. В обмен сирийское руководство планировало получить лояльное руководство этих районов в лице КДС и «санитарный кордон» на турецкой границе против инфильтрации на свою территорию отрядов сирийского сопротивления. Так вначале и было, КДС учредил свои органы самоуправления, были открыты курдские школы,  а курдские вооруженные отряды довольно жестко сковывали маневры повстанцев, причем независимо от их идеологической окраски.

Ситуация кардинально изменилась тогда, когда сирийская оппозиция в лице, прежде всего,  «Джабхат ан-нусра» и других радикальных групп начали широкое наступление по всем фронтам, в том числе и в пригородах Алеппо и Дамаска. Тогда многие обозреватели всерьез полагали, что режиму Асада осталось жить считанные недели. Одновременно с этим был запущен и процесс перемирия между РПК и Анкарой, начался вывод отрядов РПК из Турции, а Анкара в свою очередь «закрыла глаза» после консультаций с президентом Региона Курдистан в Ираке М.Барзани на существование курдской автономии у себя под носом на сирийской территории. Все это оказало влияние на позицию  руководства КДС, которое позволило сирийским боевикам беспрепятственно пользоваться логистическими коридорами на границе и открыть свои представительства в крупных населенных пунктах на территории, контролируемой курдами. Безусловно такое положение дел серьезно осложняло  возможности сирийской армии по преследованию боевиков с целью их полного уничтожения, поскольку исламисты и отряды Сирийской свободной армии (ССА) в случае создания для них критической ситуации всегда могли отойти в районы своих тыловых баз в районы сирийско-турецкой границы для перегруппировки и восстановления боеспособности.

Теперь эта ситуация кардинально поменялась, отряды сирийского сопротивления выбиты фактически из всех населенных пунктов, контролируемых курдами, и что самое для них печальное – они потеряли контроль над КПП на турецко-сирийской границе, что во много раз затрудняет их материально-техническое обеспечение. В данном случае перемену настроений в рядах КДС необходимо искать не только в официальных заявлениях его руководства. Конечно, имело место и раздражение курдов «излишней» самостоятельностью тех же джихадистов и реальной угрозой входа сирийской армии и боевиков «Хизбаллы» в контролируемые ими районы. Понятно, что такого сценария курды стараются всячески избежать, поскольку для них главной целью является сохранение своей автономии с перспективой образования независимого анклава по примеру Региона Курдистан в Ираке. Собственно поэтому они и выдавили отряды сирийской оппозиции из «своих» районов, предоставляя возможность сирийской армии далее разбираться с ними.

Но существует и еще один нюанс. Помимо боев с отрядами ССА и джихадистов, отряды КДС разгромили и вынудили уйти из основных населенных пунктов группы Партии демократического союза Курдистана (ПДСК), подконтрольные М.Барзани, который в рамках своих договоренностей с Анкарой активно готовил и засылал на территорию Сирии свои отряды с целью создания в приграничных с Турцией сирийских курдских районах аналога Региона Курдистан, который естественно был бы ему подконтролен. Мы уже говорили. что М.Барзани замахивается на роль единственного курдского лидера, а курдскую автономию в Ираке рассматривает прежде всего как отправную точку для образования независимого единого курдского государства, в которое со временем должны войти районы с компактным проживанием курдов в Сирии, Иране и Турции.

Судя по всему, эта попытка в данном случае натолкнулась на жесткое неприятие со стороны РПК, которое не совсем удовлетворено ходом реализации перемирия с Анкарой и «особой ролью» М.Барзани в этом процессе. В настоящее время стычки между противоборствующими курдскими силами, а также исламистами и ССА идут в районах городов Хасика и Африна, откуда вскоре оппозиционеров Б.Асаду, судя по характеру боев, вскоре выбьют. Эта ситуация, помимо руководства сирийского сопротивления, крайне тревожит и Анкару, так как данные ей ранее гарантии со стороны М.Барзани о создании «стабильной курдской зоны» на турецкой границы оказались под угрозой.

Обратим внимание и на еще один момент. Это появление в сводках боев новой исламистской организации сирийского сопротивления «Даваа аль-исламия» (Исламский призыв). Теперь так называется «Джабхат ан-нусра». С помощью этого нехитрого маневра поддерживающий исламистов Эр-Рияд планирует выйти из-под режима санкций Вашингтона и Брюсселя, которые были наложены на «Джабхат ан-нусра», с целью оказания ей дальнейшей материально-технической поддержки.  Это свидетельствует о том, что саудовское руководство не отказалось от своих планов разыгрывания «исламистской карты» на сирийском направлении, несмотря на весь прессинг со стороны США.

62.82MB | MySQL:102 | 0,461sec