Состоявшиеся в начале минувшей недели выборы новых главных раввинов Израиля закончились сокрушительным поражением религиозно-сионистской партии «Еврейский дом» и ее лидера Нафтали Бенета, обещавшего осуществить «революцию в раввинате». Сионистские кандидаты на посты главных раввинов (в Израиле их два – ашкеназский и сефардский) не прошли. Победителями в выборах оказались достаточно серые фигуры, тесно связанные с ультраортодоксальным раввинским истеблишментом: Главным сефардским раввином стал Ицхак Йосеф, сын духовного лидера ультраортодоксальной сефардской партии ШАС Овадии Йосефа, так же занимавшего в прошлом пост главного сефардского раввина Израиля. На пост главного ашкеназского раввина был избран Давид Лау, сын бывшего главного ашкеназского раввина Израиля Исраэля Меира Лау. Каденция главных раввинов в Израиле составляет 10 лет. Таким образом обещанная Нафтали Бенетом «революция в раввинате», видимо, отложена надолго.
История главного раввината Израиля вкратце такова: В 1665 году раввин Моше Галанти был избран лидерами тогдашней еврейской общины страны главным раввином Иерусалима и всей Эрец Исраэль, получив пожизненный титул «ришон ле-цион» («первый в Сионе»). С тех пор эта должность существовала непрерывно. В 1842 году турецкие власти официально признали должность «ришон ле-циона» как главы еврейской общины. Занимавшему в то время этот пост раввину Хаиму Аврааму Гагину был присвоен турецкий титул «хахам-баши», который в последствие присваивался всем главным раввинам Эрец Исраэль вплоть до конца владычества Османской империи в Эрец Исраэль.
После Первой Мировой войны по распоряжению первого британского верховного комиссара в Палестине сэра Герберта Самуэля, еврея по происхождению и вероисповеданию, был создан существующий доныне институт Верховного раввината Эрец Исраэль. Тогда же было решено, что возглавлять его будут два раввина – сефардский (сохранивший древний пожизненный титул «ришон ле-цион») и ашкеназский. Такое решение было продиктовано значительными культурно-обрядовыми отличиями между сефардским (восточным) и ашкеназским (европейским) вариантами иудаизма. Именно тогда, в начале 20-х годов прошлого века был установлен существующий поныне порядок, согласно которому главных раввинов избирает не вся еврейская община, а особый комитет выборщиков, состоящий на две трети из раввинов, и на одну треть – из представителей широкой общественности (как правило, в таком качестве выступали и продолжают выступать политики).
Верховный раввинат Эрец Исраэль воспринимался тогда в качестве одного из важнейших официальных учреждений будущего независимого еврейского государства, к созданию которого стремились сионисты. Первым главным ашкеназским раввином Эрец Исраэль был единогласно избран основатель и духовный лидер движения религиозного сионизма Авраам Ицхак га-Коэн Кук. Главным сефардским раввином (и «ришон ле-ционом») стал одновременно с ним Яаков Меир, также открыто сочувствовавший сионизму. Сторонники религиозного сионизма возглавляли Верховный раввинат на протяжении семи десятилетий – и до достижения Израилем независимости, и после ее достижения. Первоначально главные раввины выбирались на пожизненный срок. Затем был введен ограниченный срок каденции – 10 лет. Одновременно был законодательно установлен и ныне действующий порядок формирования комитета, избирающего главных раввинов. Он состоит из 150 человек: из 80 раввинов и 70 «представителей общественности» (глав городских и региональных муниципалитетов, министров, депутатов Кнессета и др.).
Подписание правительством Ицхака Рабина «соглашений Осло», повлекших за собой создание Палестинской национальной администрации и передачу под ее контроль части занятых в ходе Шестидневной войны 1967 года территорий, привело к острейшему конфликту между светским левым истеблишментом Израиля и религиозными сионистами, в том числе – с возглавлявшими в тот период Верховный раввинат главными раввинами Авраамом Эльканой Кахане Шапиро и Мордехаем Элиягу. Стремясь ослабить религиозных сионистов, светские левые израильские политики предпочли союз с несионистскими ультраортодоксальными религиозными партиями. Начиная с 1993 года, когда закончилась каденция главных раввинов Шапиро и Элиягу, на пост главных раввинов Израиля всегда избирались более удобные для светского политического истеблишмента несионистские раввины.
За прошедшие с тех пор более, чем два десятилетия сторонники религиозного сионизма оказались вытеснены из Верховного раввината и из подчиненных ему структур. Поскольку Верховный раввинат Израиля причастен к жизни всех евреев Израиля (как религиозных, так и светских), превращение его в оплот ультраортодоксии привело к возникновению пропасти между ним и широчайшими массами светских и умеренно религиозных израильских евреев. Выдвигая завышенные религиозные требования, ультраортодоксальные раввины фактически заблокировали возможности решения проблемы религиозного статуса многочисленных (до 300 тысяч человек) репатриантов смешанного происхождения, не считающихся евреями согласно еврейским религиозным законам (сыновья и дочери еврейских отцом от нееврейских матерей) посредством гиюра (перехода в иудаизм). Однако несионистский Главный раввинат оказался неприемлемым и для множества израильтян, еврейство которых не подвергается никакому сомнению. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что из года в год растет число пар, предпочитающих заключать браки не в раввинате, а за границей (прежде всего на Кипре и в Чехии), поскольку в самом Израиле нет института светского брака, но признаются браки, заключенные за рубежом по законам соответствующих стран. Авторитет Главного раввината Израиля оказался подорванным и в результате уголовных дел, к которым оказались причастны главные раввины (так, например, занимавший еще пару недель назад пост главного ашкеназского раввина Иона Мецгер находится под следствием по подозрению в незаконном присвоении крупных сумм общественных денег).
Нафтали Бенет и сторонники попытались резко изменить ситуацию, повернув колесо истории вспять. В этих своих усилиях они пользовались широкой общественной поддержкой, однако они потерпели поражение, поскольку состав комитета, избирающего главных раввинов не отражает реальных настроений израильского общества. Разочарованный результатами выборов лидер партии «Еврейский дом» заявил, что намерен победить в следующий раз и что в следующий раз он намерен добиваться отмены давно устаревшего института двух главных раввинов и в ведения вместо него должности одного главного раввина, но этот следующий раз, как уже было сказано, будет только через десять лет.