Ситуация в Сомали: июнь 2013 г.

В июне вновь обострилась борьба между клановыми формированиями за право контроля над городом-портом Кисмайо на юге Сомали, месяцем ранее ставшим «столицей» нового «независимого» образования Джубаленд. В результате боев между формированиями «Рас Камбони», которыми командует провозглашенный «президентом» Джубаленда исламист по убеждениям Ахмед Мадобе и отрядами Ифтина Хасана Басто, также самопровозгласившего себя «президентом» этой территории, 7 июня погибли как минимум 8 человек. По словам Хасана Басто, в роли нападавшей стороны выступили отряды «Рас Камбони».

Право контроля над Кисмайо оспаривают несколько клановых формирований. В настоящее время там также находится база кенийских войск из состава африканского миротворческого континента Amisom. Кенийские войска вошли на территорию Сомали в 2011 г. Считается, что формирования А.Мадобе пользуются их покровительством. Тем не менее центральное правительство Сомали пока никак не отреагировало на появление на юге страны нового образования, которое создано по образу и подобию ранее образовавшихся Сомалиленда (северо-запад Сомали) и Пунтленда (север).

По данным свидетелей, по итогам трехдневных боев в Кисмайо формирования «Рас Камбони» значительно укрепили свои позиции в городе и порте. Похоже, что Кения посодействовала тем, кто носится с идеей Джубаленда. Замысел Найроби очевиден – постараться создать на юге Сомали тампонную зону с тем, чтобы защитить свои границы и свою туристическую отрасль от нестабильности, которая уже свыше 20 лет царит в Сомали.

И в подтверждение причин, побуждающих Найроби к действиям: 12 июня группа неизвестных на кенийской территории близ границы с Сомали открыла огонь по автомашине, перевозившей школьников. В результате обстрела погибли 6 человек, 4 значились пропавшими без вести.

18 июня Международное морское бюро распространило доклад, согласно которому в 2012 году в Гвинейском заливе было впервые зафиксировано больше пиратских атак, чем у берегов Сомали.

19 июня боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали главное здание структур ООН в Могадишо. Сначала на въезде в комплекс они подорвали заминированную машину. Затем, когда там стали собираться люди, боевик-смертник привел в действие закрепленное на нем взрывное устройство. После этого боевики начали штурм здания, и в итоге, несмотря на сопротивление охранников одной из частных фирм, ворвались в него. Персонал служб ООН успел сбежать из офисного здания, превратившегося в место боя. Затем его эвакуировали в сверхохраняемую зону международного аэропорта. Здание тут же было блокировано подразделениями Amisom и правительственных войск. Им понадобилось полтора часа, чтобы восстановить контроль над ситуацией. В результате атаки погибли пять сотрудников ООН – 3 иностранца и 2 сомалийца — сотрудники охранного агентства, обеспечивавшего безопасность персонала ООН. Под шальными пулями в ходе боя погибли также 3 сомалийца, оказавшихся неподалеку. Позднее выяснилось, что погибшие иностранцы – граждане ЮАР, причем двое из них работали на южноафиканскую государственную компанию Denel, специализирующуюся на производстве вооружений и охранных систем.

Окончательный итог атаки – 11 погибших, в том числе один международный чиновник (гражданка Кении), три иностранца, нанятые по контракту с ООН, четыре сомалийца – сотрудники частного охранного предприятия, а также трое сомалийцев из числа местного населения, погибших от шальных пуль. Что касается сотрудников компании Denel, то она представлена в Сомали своей «дочкой» — компанией Mechem, специализирующейся на разминировании.

По данным главы МВД Сомали Абдикарима Хусейна Гуледа, в комплекс ООН смогли проникнуть 7 боевиков. Все они были затем убиты в ходе штурма здания. Движение «Аш-Шабаб» немедленно взяло на себя ответственность за атаку, которая была выполнена боевиками «Бригады смертников». В коммюнике движения утверждалось, что «несколько белых неверных попытались организовать сопротивление нашим муджахидинам внутри здания, и были убиты». По всей видимости, речь идет о сотрудниках компании Denel, отвечавших за работу охранных систем.

Еще в 2009 г., когда движение «Аш-Шабаб» контролировало почти всю страну и большую часть Могадишо, оно запретило агентствам ООН работать в стране, назвав их сотрудников «врагами ислама».

Обратил на себя внимание способ организации атаки комплекса ООН, в которой были использованы заминированная машина, смертник и бойцы – пехотинцы. Подобный прием часто использовали бойцы движения «Талибан». За последнее время он все чаще используется и в Сомали для атаки на здания с высокой степенью защищенности. Впервые этот прием был применен в середине апреля с.г. при атаке здания суда, когда погибли 34 человека.

День спустя после атаки, 20 июня, движение «Аш-Шабаб» распространило заявление, в котором предупредило, что продолжит атаки против различных структур ООН в Сомали. «Атака 19 июня была призвана продемонстрировать ООН, что ее сотрудники не найдут ни одного надежного убежища в Сомали», — заявил «официальный» представитель движения Али Мохаммед Раж (боевой псевдоним – Али Дхиир) в эфире радиостанции «Радио Андалус», ставшей рупором исламистов. По его словам, эта атака – «предупреждение нечестивцам, которые мечтают лишить народ Сомали будущего». «Эта демонстрация силы отчетливо показала, что ни танки, ни самый грозный военный арсеналне могут помешать нашим муджахидинам защищать ценности нашей религии», — утверждал представитель движения «Аш-Шабаб».

24 июня сомалийские специалисты по финансовым трансфертам обратились к британскому банку Barclays – единственному банковскому учреждению подобного типа, работающему в Сомали — с отчаянной просьбой не уходить из страны. По их оценке, в случае реализации соответствующего решения руководства банка Сомали лишится одного из важнейших источников поступления валюты, каковым являются денежные переводы из 1,5 млн членов сомалийских диаспор за рубежом своим родственникам. Считается, что от денежных переводов извне зависит жизнь 40 процентов населения Сомали.

Как утверждала в этой связи Ассоциация финансовых услуг Сомали (Somsa), три четверти ее участников получили уведомления от банка Barclays о том, что тот закрывает их счета начиная с 10 июля. По оценке Somsa, это решение «будет иметь очень серьезные последствия для Сомали, где не существует никакой другой альтернативы для тех, кто занимается денежными переводами». Ассоциация предупредила также, что реализация этого решения нанесет «большой ущерб тем, кто зависит от денежных переводов извне, а также окажет негативное влияние на экономическую и политическую стабильность регионов Сомали».

Обычно денежные трансферты в Сомали выполняются по неформальной системе «хаваля», используемой выходцами из стран Ближнего Востока. Но она не может существовать сама по себе без поддержки какой-либо формальной банковской системы, особенно в случаях, когда речь идет о крупных суммах денег.

Также 24 июня МВФ объявил, что возобновляет переговоры с Сомали после 22-х лет перерыва в работе с этой страной. В частности, на первых порах речь может идти о предоставлении «технической помощи», которая будет направлена на «ориентацию» и «координацию» международной помощи. МВФ предложил также Сомали помощь, связанную с вводом в оборот новых денежных знаков, призванных заменить несколько официальных и неформальных валют, находящихся в обороте в настоящее время. Это заявление последовало по итогам прошедших в Найроби (Кения) переговоров между делегациями МВФ и Сомали. Первым формальным шагом к возобновлению сотрудничества стало формальной признание Фондом действующего правительства Сомали во главе с президентом Хасаном Шейхом Мохамудом.

26 июня начали поступать данные о расколе в руководстве движения «Аш-Шабаб», в результате которого один из «исторических» главарей движения Шейх Хасан Дахир Авайас был вынужден покинуть руководство «Аш-Шабаб», а про другого главаря организации – Мухтара Робоу – стали ходить слухи, что в результате внутренней разборки он погиб. Последний в руководстве «Аш-Шабаб» возглавлял националистическую фракцию.

Авайас после кровавой междоусобицы, в которой сошлись его сторонники и бойцы, верные верховному главарю «Аш-Шабаб» Ахмеду Абди Годану, укрылся в автономном регионе Химан и Хииб в центральной части Сомали. Как известно, имя Авайаса фигурирует в «черных» списках США и ООН в связи с его связями с «Аль-Каидой».

Регион Химан и Хииб со «столицей» в г.Ададо пользуется репутацией убежища нескольких пиратских организаций и банд, специализирующихся на похищениях людей.

Позднее стало известно, что формирования Годана атаковали отряды Авайаса и Робоу примерно 20 июня в районе города-порта Бараве на юге Сомали. После этого нет никаких данных о судьбе Робоу – единственного из руководства «Аш-Шабаб», с кем можно было вести переговоры о работе в Сомали международных гуманитарных организаций. Считается, что оба выступили против линии Годана на тесное взаимодействие с «Аль-Каидой», к которой «Аш-Шабаб» формально примкнуло в 2012 г. Уже 30 июня правительственные силы арестовали Авайаса, которого заманили в Могадишо под предлогом переговоров.

Похоже, что Авайас и Робоу не были одиноки в своей оппозиции Годану. 29 июня «Аш-Шабаб» объявило об аресте и казни двух других «исторических» фигур движения. Речь шла об Ибрагиме Хаджи Джамаа Меаде (Аль-Афгани) и Абуль Хамиде Хаши Улайи.

По оценкам наблюдателей, исчезновение или отход от дел Авайаса (бывшему полковнику сомалийской армии может быть до 80-ти лет) и Робоу никак не скажется на операционных возможностях формирований «Аш-Шабаб», которые по-прежнему представляют из себя серьезную силу, хотя они сейчас и раздроблены на несколько группировок по клановому и идеологическому принципам.

52.35MB | MySQL:103 | 0,481sec