Военно-политическая обстановка в Ираке (июль 2013 года)

В июле 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала обостряться. В стране, особенно после начала священного для мусульман месяца рамадан (с 9 июля)  значительно возрос уровень вооруженного насилия, главным образом террористической деятельности различных экстремистских группировок. Напряженность сохраняется в отношениях между правительством во главе с Н.аль-Малики и оппозицией, как суннитской, так и шиитской. Сложными остаются отношения между центральными властями в Багдаде и руководством Региона Курдистан. В минувшем месяце внешнеполитическая деятельность иракского правительства по-прежнему была ориентирована преимущественно на отношения с соседними государствами. При этом первостепенное внимание в Багдаде уделяли ситуации в Сирии.

По мнению главы миссии правозащитников ООН в Ираке Ф.Мота, в стране может возобновиться гражданская война. «Ирак сейчас стоит на перекрестке. Я еще не скажу, что идет гражданская война, но статистика совсем плоха. Политический тупик, в котором оказалась страна, отсутствие национального видения у политиков, внешние влияния, все это вместе имеет дестабилизирующий эффект. Сектантское насилие приобретает устрашающие масштабы, я бы даже сказал, что ситуация сегодня хуже, чем в 2007 – когда правительство полностью утратило контроль».

В июле 2013 года положение дел в сфере безопасности в Ираке оставалось очень сложным и напряженным. Заметно усилилась активность, особенно террористическая, экстремистских исламистских группировок, как суннитских, так и шиитских. В итоге в стране значительно возросло число жертв вооруженного насилия. Так, по данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку (МООНСИ), в минувшем месяце общее число погибших от насилия в стране (гражданских лиц, военнослужащих и сотрудников МВД) составило 1057 человек, в том числе 724 гражданских лица (в июне – 761 гражданское лицо и полицейский). Ранения получили 2326 человек, в том числе 1781 гражданское лицо (в июне – 1771). По информации иракских правительственных органов, общее число погибших от терактов, вооруженных нападений и других видов насилия составило в минувшем месяце 989 человек, в том числе 778 гражданских лиц, а общее количество лиц, получивших ранения, достигло 1567 человек, в том числе гражданских лиц – 1356 человек. Кроме того, в прошедшем месяце было убито 68 боевиков и террористов. Как заявил представитель МООНСИ, «мы не видели подобных цифр более пяти лет, с тех пор, когда страну захлестнула слепая ярость межконфессиональной вражды, которая только начала было отступать». Ооновский дипломат призвал иракских политиков «предпринять решительные действия, чтобы прекратить бессмысленное кровопролитие».

Иракская оппозиция жестко критикует правительство Н.аль-Малики за крупнейшие провалы в деле обеспечения безопасность в стране. Так, влиятельный радикальный шиитский лидер М.ас-Садр заявил, что премьер-министр должен уйти в отставку из-за его неспособности бороться против растущих в Ираке «случаев насилия и терактов». Более того, М.ас-Садр призвал иракцев поднять восстание против Н.аль-Малики и его правительства по причине того, что они бессильны прекратить террор в стране. Шиитский лидер также призвал уйти в отставку высокопоставленных руководителей армии и полиции. Резкой критике подверг действия правительства и силовиков лидер шиитского Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) А.аль-Хаким. Он также заявил о необходимости отставки руководителей МВД и армии, спросив при этом: «Куда ушли миллиарды долларов, выделенные на национальную безопасность?»

Со своей стороны премьер-министр Н.аль-Малики заявил, что возглавляемое им правительство не будет вести переговоры с «боевиками и бандитами, которые нарушают общественные свободы», подчеркнув, что только государство в состоянии обеспечить соблюдение законов в стране.

2 июля различных районах Ирака в результате серии терактов погибли 54 и получили ранения 150 человек. Теракты, совершенные 10 июля в центральных, западных и северных районах Ирака, привели к гибели более 30 человек, в основным из числа сотрудников силовых ведомств. Жертвами терактов 12 июля в Киркуке стали 38 человек, еще 29 получили ранения. 13 июля в Багдаде в результате терактов погиб 21 и пострадали 53 человека. Серия терактов 14 июля, совершенная в различных районах страны, привела к гибели 38 человек, 100 человек получили ранения. Серия крупных терактов была совершена 20 июля в Багдаде (65 погибших, 190 раненых). 22 июля боевик-смертник совершил нападение на колонну военнослужащих в Мосуле (25 человек погибли). 24 июля в Киркуке в результате двух взрывов погибли 24 человека. 29 июля жертвами крупнейшей серии терактов, совершенных в различных районах Ирака, но главным образом на юге страны и в Багдаде, стали 60 человек, 226 получили ранения. Руководство группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (местного ответвления «Аль-Каиды») заявило, что теракты 29 июля были спланированы и осуществлены её боевиками. Тем самым группировка начала «новую операцию» по уничтожению сотрудников государственных силовых структур. И это список только наиболее крупных терактов.

Вечером 21 июля два тюремных комплекса в окрестностях Багдада были атакованы боевиками группировки «Исламское государство Ирака и Леванта». Нападениям подверглись исправительное учреждение в районе Эт-Таджи в 20 км севернее столицы и расположенная в 25 км западнее её Центральная багдадская тюрьма в Абу-Грейбе. Как известно, в Абу-Грейб и Эт-Таджи отбывают наказание активисты и «руководящие кадры» иракской «Аль-Каиды» и, вероятно, их освобождение и являлось основной целью атаки. По данным министерства юстиции Ирака из тюрьмы в Абу-Грейбе сумели бежать до 800 человек. Напомним, что ещё в июле 2012 года исламисты объявили о начале «новой военной кампании» против иракских властей, пообещав, в частности, способствовать побегу из тюрем своих единомышленников.

Иракские власти опасаются, что побег из тюрем большого числа активистов «Аль-Каиды» будет способствовать усилению «террористической кампании» в стране. Обеспокоенность побегом экстремистов из тюрем выразили и в Вашингтоне, где опасаются усиления террористической активности в Ираке.

Сообщается, что до конца июля было поймано и возвращено в тюрьмы примерно 350 беглецов.

В июне основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Самарра, Байджи, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Эт-Таджи, Абу-Грейб, Джебла, Эль-Мукдадия, Дуджаиль, Нахраван, Эль-Каим, Сулейман-Бег, Эль-Бааадж, Эль-Хадита, Эль-Дждазира, Эль-Хава, Эль-Мусайиб, Ваджихия, Самария, Эль-Махмудия, Барвана и в ряде других мест. Повстанческая деятельность продолжается в провинциях Найнава и Анбар.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах было совершено большое число крупных терактов и вооруженных нападений, приведших к многочисленным человеческим жертвам. Столица страны продолжает лидировать по числу жертв вооруженного насилия.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке и провинции Ат-Таамим. Напряженность в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженная ситуация по-прежнему характерна для северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце вновь произошло несколько крупных терактов.

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин. В начале июля силы безопасности провели спецоперацию по поиску боевиков исламистских группировок и их оружия в районе города Туз-Хурмату, населенном преимущественно туркоманами.

28 июля силы безопасности начали крупную операцию против вооруженных экстремистских группировок в населенных преимущественно суннитами провинциях Дияла, Салах-эд-Дин и Ат-Таамим. Именно на территории этих провинций в июле наиболее часто совершались теракты и вооруженные нападения.

В южных районах Ирака в июле теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Хилла, Басра, Амара, Эн-Насирия, Эль-Кут, Кербела, Эс-Самава, Джурф-эс-Сакр и в некоторых других местах.

Обстановка в провинциях, входящих в состав Региона Курдистан, в минувшем месяце в целом оставалась стабильной.

24 июля два турецких истребителя F-16 провели разведывательные полеты над лагерями сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака. Целью полетов был сбор информации о процессе выхода боевиков РПК с территории Турции.

Сложность военно-политической обстановки в Ираке в значительной степени обусловлена продолжающимся конфликтом между центральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии в Эрбиле. В то же время в июне случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

Большое число терактов и вооруженных нападений в стране является прямым следствием усилившейся в последние месяцы напряженности и вражды между представителями суннитской и шиитской общины. Так, шииты в ответ действия суннитов совершили в июле нападения сразу на четыре крупные суннитские мечети в окрестностях городов Киркук и Эль-Кут.

На ситуацию в сфере безопасности в Ираке растущее негативное воздействие оказывает гражданская война в Сирии. На границе между двумя государствами регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с различными вооруженными группировками, в том числе, действующими на сирийской территории. Так, в районе города Баадж недалеко от сирийской границы в начале июля происходили ожесточенные бои между иракскими силами безопасности и боевиками «Аль-Каиды». По заявлению иракских властей, в страну в конце июня – начале июля просочилось несколько групп сирийских боевиков.

Неоднозначно относится к участию иракских шиитов в сирийской войне на стороне войск президента САР Б.Асада шиитское духовенство. Так, высшие шиитские духовные авторитеты в иранском Куме издали эдикт, одобряющий участие верующих-шиитов в войне в Сирии. В то же время некоторые шиитские духовные авторитеты в иракском Эн-Наджафе не одобряют это. По информации руководителей иракских шиитских боевиков, отвечающих за набор «добровольцев» для участия в сирийской гражданской войне, в последнее время число граждан Ирака, направляющихся воевать в Сирию на стороне войск Асада, значительно возросло и составляет примерно 50 человек в неделю. Причем эти лица считают сирийскую войну «политической, а не сектантской», хотя при этом и заявляют, что едут в Сирию для защиты шиитских святынь в соседней стране.

Очень сложной остается ситуация с сирийскими беженцами, число которых на территории Ирака превысило 160 тыс. человек. Большинство из них — 153 тыс. человек размещены на территории Региона Курдистан.

Как считает спецпредставитель генерального секретаря ООН в Ираке М.Коблер, конфликт в Сирии, в котором на стороне оппозиции выступают связанные с «Аль-Каидой» террористические группировки, угрожает безопасности этой страны. Вместе с тем, Коблер указал, что большинство конфликтов в Ираке возникают внутри страны и «не имеют ничего общего с сирийской проблемой», будучи связанными «главным образом с сосуществованием в одном государстве курдской и арабской общин».

В целом в прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих правительственной армии и полицейских, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва», представителей интеллигенции. В стране растет число похищений людей, в том числе по политическим мотивам.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов и ракетами. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции. В минувшем месяце вновь был совершен теракт на экспортном нефтепроводе Киркук – Джейхан (Турция).

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 августа 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В июле 2013 года, по данным Миссии ООН по оказанию содействия Ираку, потери среди военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения ими антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 313 человек, в том числе 129 военнослужащих и 204 полицейских (в июне – 208 человек, в том числе 76 военнослужащих и 131 полицейский). Ранения получили 545 человек, в том числе 217 военнослужащих и 338 полицейских (в июне ранения получил 171 военнослужащий). По данным министерств обороны и внутренних дел Ирака, в минувшем месяце потери убитыми составили 143 человека, в том числе 55 военнослужащих и 88 полицейских, а ранения получили 211 человек, в том числе 89 военнослужащих и 122 полицейских.

В июле США завершили поставку вооруженным силам Ирака 1026 подержанных бронетранспортёров M113A2. Соглашение об их поставках Багдаду было подписано в 2010 году.

Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности США уведомило американский Конгресс о возможности поставки Ираку по линии иностранных военных продаж 50 автомобилей радиационной, биологической и химической разведки M1135 «Страйкер». Общая стоимость возможного контракта вместе с комплектующими, обучением персонала и материально-техническим обеспечением составит 900 млн долларов. Техника поступит на вооружение разведывательных подразделений иракской армии. Всего же министерство обороны Ирака разместило в США заказ на поставку вооружения и военной техники на общую сумму в 1,95 млрд долларов. В заказ вошли боевые бронированные машины «Страйкер» и вертолеты, а также услуги по поставке для них запчастей и техническому обслуживанию. Ирак, в частности, получит 12 многоцелевых вертолетов «Белл» 412EP на 300 млн долларов для поисково-спасательных операций. В случае подписания контракта на 750 млн долларов американские компании должны будут обеспечивать техническое обслуживание бронированных ремонтно-эвакуационных машин M88A1 и M88A2, БТР M113, гаубиц и бронеавтомобилей HMMWV.

3 июля премьер-министр Ирака Н.аль-Малики заявил, что соглашение о поставках оружия из России движется вперед, и указал, что он не исключает «новых сделок» с Москвой. По словам Н.аль-Малики, нет никаких препятствий на пути осуществления сделки по продаже оружия, заключенной между двумя странами в прошлом году, и оценивающейся в 4,2 млрд долларов. Глава правительства считает, что «иракские военные привыкли использовать русское оружие».

Сингапурское судно с грузом украинских бронетранспортеров для иракской армии уже три месяца стоит в нейтральных водах в Персидском заливе из-за нежелания Министерства обороны Ирака принимать технику. Как известно, контракт между Украиной и Ираком предусматривает продажу иракской стороне 450 единиц бронетехники, в основном бронетранспортеров БТР-4. Начиная с 2010 года, Ирак уже получил почти 100 машин. 42 единицы техники, которые сингапурское судно доставил в иракский порт Умм-Каср весной 2013 года, оказались бракованными, с трещинами в корпусе. Иракцы отказались выгружать их на берег, и теперь судно стоит на якоре в нейтральных водах, дожидаясь решения вопроса. В настоящее время украинская сторона пытается урегулировать конфликт. В частности, рассматривается вариант отправки в Ирак специалистов харьковского завода им. Малышева, чтобы устранить брак на месте, после чего иракцы, возможно, примут бронетранспортеры, но уже со значительной скидкой.

Таким образом, развитие ситуации Ираке в июле 2013 года со всей очевидностью показывает, что правительство страны и подчинённые ему силовые структуры не в состоянии контролировать ситуацию в сфере безопасности.

В июле 2013 года в Ираке сохранялась очень сложная  внутриполитическая обстановка. В стране продолжается противостояние между правительством во главе с Н.аль-Малики и поддерживающими его политическими силами и оппозицией. Причем возможность достижения компромиссных договоренностей с целью вывода Ирака из многолетнего политического кризиса и стабилизации обстановки в стране пока не просматривается. Ситуацию осложняет повышенная напряженность в отношениях между шиитской и суннитской общинами. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывает и затянувшийся конфликт между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии.

В регионах с преимущественно арабским суннитским населением продолжаются протестные выступления против политики правительства Н.аль-Малики, хотя в последнее время их масштабы несколько уменьшились. Протестующие, в частности, требуют освобождения арестованных активистов и претворения в жизнь положений закона о всеобщей амнистии. Также отметим, что во время рамадана в суннитских регионах усилились протесты против террористов из местного ответвления «Аль-Каиды», которые в священный для мусульман месяц резко активизировали свои нападения.

Укрепляется политический альянс между движением во главе с радикальным шиитским лидером М.ас-Садром и шиитским Высшим исламским советом Ирака, которым руководит А.аль-Хаким. М.ас-Садр назвал этот союз «стратегическим». Причем объединение усилий происходит не только между руководством двух движений, но и на региональном уровне, что показали прошедшие в апреле выборы в провинциальные советы. В то же время альянс двух влиятельных шиитских движений способствует ослаблению позиций возглавляемой Н.аль-Малики коалиции «Государство закона». Эксперты полагают, что на предстоящих в 2014 году выборах в иракский парламент новая шиитская коалиция может добиться серьезных успехов, но при условии, если Иран изъявит желание использовать альянс ВИСИ с садристами для того, «чтобы ослабить Н.аль-Малики и сделать его более податливым давлению со стороны иранского правительства». В целом ВИСИ рассматривается местными аналитиками как «растущая сила» в иракской политике, способная «консолидировать иракских шиитов».

Н.аль-Малики подверг критике своих заместителей С.аль-Мутлака и Х.аш-Шахристани, а также ряд министров за серьезные промахи и недоработки в сфере экономики и обеспечения безопасности. Глава правительства обвинил министров и в том, что они не в полной мере информируют его о реальном положении дел и проблемах, существующих в стране.

Правительство Ирака в июле направило в парламент проект закона, который предусматривает запрет высокопоставленным официальным лицам иметь двойное гражданство. В список вошли министры, депутаты парламента, губернаторы провинций, послы и высшие офицеры армии и служб безопасности. Как известно, в настоящее время некоторые иракские высокопоставленные лица имеют двойное гражданство. В частности, это относится к вице-президенту страны Х.аль-Хуази (имеет иранское гражданство) и министру иностранных дел Ирака Х.Зибари (имеет британское подданство).

Сложными остаются отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Между сторонами остается неурегулированным целый ряд проблем политического, экономического, территориального и военного характера.

7 июля в Багдад для ведения переговоров с центральным правительством прибыла курдская делегация во главе с президентом Региона Курдистан М.Барзани. По итогам состоявшегося диалога Барзани заявил о новых договоренностях между центром и регионом, отметив, что существующие в отношениях между сторонами «проблемы будут решены в соответствии с конституцией (Ирака —В.Ю.). Есть реальная воля решать проблемы, и мы готовы сотрудничать с аль-Малики». Два лидера призвали к активизации работы групп, которым было поручено завершить подготовку пакета соглашений между Багдадом и Эрбилем. В иракской столице Барзани также встретился со спикером федерального парламента У.ан-Нуджаифи и рядом лидеров политических партий и движений, в том числе оппозиционных. Сообщается, что в Багдаде М.Барзани от имени правительства Ирака было сделано предложение занять пост президента страны.

29 июля М.Барзани принял решение курдского регионального парламента о продлении срока его президентства еще на два года. Напомним, что это решение курдский парламент принял 30 июня.

Высшая независимая избирательная комиссия Ирака 29 июля потребовала от правительства Региона Курдистан перенести выборы в региональный парламент и в провинциальные советы автономии с 21 сентября на 1 ноября 2013 года по причине технических трудностей в их проведении из-за задержки в утверждении закона о выборах в курдской автономии.

Спецпредставитель генерального секретаря ООН в Ираке М.Коблер считает, что «курдско-арабский вопрос усугубляется фактором Сирии, но он носит внутренний характер и должен решаться внутренними силами. Иракские демократические институты слабы — это тоже никак не связано с Сирией. Они (иракцы, — В. Ю.) могут решить эту проблему, и мы подталкиваем их и оказываем помощь».

В целом, по мнению Коблера, что Ирак уверенно шагает навстречу демократии, хотя и имеет проблемы в экономике и сфере безопасности. «Сегодня любой может свободно потребовать через СМИ отставки премьер-министра Н.аль-Малики. Представьте себе подобное хотя бы десять лет назад — после такого можно было долго не прожить». В то же время дипломат признал, что «некоторые суннитские группы», возможно, испытывают ностальгию по Ираку эпохи С.Хусейна.

Значительные трудности имеются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Министр природных ресурсов правительства Региона Курдистан А.Хаврами заявил, что оценочные запасы нефти в курдской автономии составляют более 45 млрд. баррелей.

В докладе Всемирного центра по изучению проблем развития, опубликованном в 2012 году, говорится, что почти 8 миллионов иракцев (около 30 процентов населения страны) живут за чертой бедности, менее чем на один доллар в день. Что касается иракских чиновников, то они оценивают процент бедности в стране лишь в 18 процентов от численности населения республики.

Совет провинции Дияла сообщил, что уровень бедности среди населения региона составляет более 30 процентов, в том числе 7 процентов граждан провинции страдают от крайней нищеты. Местные чиновники объясняют это главным образом проблемами в сфере обеспечения безопасности.

В начале июля премьер-министр Ирака Н.аль-Малики посетил Москву для участия в работе Форума стран-экспортеров газа. В российской столице он заявил, что Ирак хочет, чтобы российские компании участвовали в новых тендерах на разработку его газовых месторождений, о которых будет вскоре объявлено. В то же время иракское правительство рекомендовало российской компании «Газпром нефть» прекратить добычу в курдской автономии, пока в стране не будет принят новый закон о регулировании нефтегазовой отрасли. По словам Н.аль-Малики, если российская компания остановит работу, дождется нового закона и перезаключит контракт на добычу в соответствии с ним, у нее не будет никаких проблем. Если же «Газпром нефть» откажется перезаключать контракт в соответствии с новым законом, то в Ираке это могут посчитать нарушением суверенитета государства.

21 июля в Багдаде было подписано соглашение об экспорте иранского газа в Ирак на сумму 3,7 млрд долларов. Предполагается, что Иран ежедневно будет поставлять 25 млн кубометров природного газа на иракские электростанции «Багдад», «Садр» и «Аль-Мансура». Подача газа начнется «сразу, после того как иракская сторона сообщит о своей готовности».

Китайская государственная нефтяная CNPC начала работы по строительству нефтепровода длиной 272 км для транспортировки на экспорт сырья с иракских месторождений Халфайя и Бургузан. Сдача нефтепровода в эксплуатацию ожидается к концу апреля 2014 года. CNPC является одним из операторов месторождения Халфайя. Общие запасы нефти этого месторождения оцениваются в 16 млрд баррелей, доказанные – 4,1 млрд баррелей.

Таким образом, в июне 2013 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной, что, в первую очередь, обусловлено продолжающимся противостоянием между правительством Н.аль-Малики и оппозиционными силами. Возрастающее негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывают гражданская война в Сирии и напряженность в отношениях между суннитской и шиитской общинами страны. Неурегулированность противоречий между федеральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии также отрицательно сказывается на ситуации в стране.

В июле 2013 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства, как и прежде, была в значительной степени ориентирована на отношения с соседними государствами. При этом наиболее пристальное внимание в Багдаде уделяли развитию ситуации в Сирии.

Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики заявил, что в Багдаде поддерживают российско-американскую инициативу по проведению международной конференции по урегулированию конфликта Сирии «Женева-2», а Ирак намерен в ней участвовать. По словам Н.аль-Малики, «если международное сообщество не возьмется серьезно за решение сирийского конфликта, то он может перерасти в региональный или даже в мировой конфликт». При этом иракский лидер подчеркнул, что его страна уже испытывает на себе негативные последствия сирийского кризиса.Н аль-Малики заявил, что Ирак с самого начала сирийского кризиса призывает к его урегулированию политическим путём, подчеркнув, что Багдад отвергает любой вид вмешательства во внутренние дела САР и считает, что вооружение сирийской непримиримой оппозиции приведёт к распространению хаоса не только в Сирии, но и по всему региону.

Ирак осуждает транзит иранского оружия в Сирию через свое воздушное пространство, но не в силах его остановить, сообщил 13 июля министр иностранных дел страны Х.Зибари. В этой связи министр заявил: «Если вы полагаете, что эти полеты нарушают резолюции Совета Безопасности ООН, которые запрещают импорт и экспорт оружия из Ирана, я призываю всех помочь нам остановить это вторжение в воздушное пространство Ирака». По словам Зибари, внезапные периодические проверки иранских самолетов, направляющихся в Сирию, пока выявили лишь поставки медикаментов и гражданского оборудования. Как подчеркнул министр, Ирак находится «между двух огней». «С одной стороны, мы стремимся сохранить дружественные отношения с нашим сильным соседом — Ираном, с другой, союзником Ирака являются Соединенные Штаты. В этой ситуации у нас нет иного выхода, кроме приверженности политике нейтралитета». Зибари опроверг информацию о том, что Ирак оказывает военную и финансовую поддержку Сирии или предоставляет режиму Асада нефть по льготным ценам. «Сирийцы обращались к нам с такой просьбой, но получили отказ». Министр указал также на другое «ошибочное представление» о том, что Багдад якобы поощряет направление в Сирию шиитских добровольцев. «Мы не отрицаем, что такой процесс может иметь место, но он происходит без согласия, одобрения и поощрения иракского правительства». По оценке Зибари, урегулирование сирийского кризиса «с каждым днем становится все сложнее, и шансы созвать мирную конференцию «Женева-2» заметно уменьшились». «Основная опасность состоит в том, что ни одна из сторон не контролирует ситуацию, и конфликт в Сирии вылился в региональную войну на истощение в полном смысле этого слова», считает глава внешнеполитического ведомства Ирака.

В ответ на заявления Х.Зибари в Тегеране официально сообщили, что Иран не отправлял в Сирию вооружения через воздушное пространство Ирака.

В конце июля премьер-министр правительства курдской автономии Н.Барзани посетил с визитом Турцию. В Анкаре он провёл переговоры с главой турецкого правительства Р.Т.Эрдоганом и министром иностранных дел Турции А.Давутоглу. Сообщается, что Турция и курдская автономия занимают единую позицию по поводу последних событий в регионе и относительно будущего Сирии. Иракские курды выразили озабоченность в связи с тем, что экстремисты из группировки «Джабхат ан-нусра» «становятся мощной силой» в районах Сирии, граничащих с курдской автономией. Это может поставить под угрозу стабильность в Северном Ираке. Н.Барзани заявил, что Турция и иракские курды не хотят раздела Сирии. Турецкие руководители заверили курдского премьер-министра  в том, что Анкара не поддерживает «Джабхат ан-нусра» в Сирии.

18 июля Ирак с визитом посетил президент ИРИ М.Ахмадинежад. В Багдаде Ахмадинежад подчеркнул, что Иран не видит никаких ограничений для расширения отношений с Ираком, добавив, что двусторонние связи имеют решающее значение для стабильности и процветания региона. Весьма примечателен обмен заявлениями, сделанный в ходе визита Ахмадинежадад в Ирак. «Мы полны решимости использовать все доступные возможности для развития братских отношений. Исламская Республика не видит никаких ограничений для дальнейшего расширения связей с Ираком», — заявил иранский президент, а в ответ услышал от иракского премьера уклончивое: «Сегодня Ирак проводит политику «открытых дверей», и мы выступаем за расширение сотрудничества и отношений с дружественными странами с общими историческими и культурными традициями». По оценке аналитиков, «подобная сдержанность – весьма тревожный звонок для Тегерана, означающий возникновение реальной и весьма серьезной угрозы. И визит в Багдад Ахмадинежада за две недели до окончания его президентских полномочий – признак серьезной озабоченности иранского руководства ситуацией, возникшей буквально за несколько месяцев. И здесь уже не важны персоналии, деление на «команду Роухани» и «команду Ахмадинежада», «бывших» и «будущих». Речь идет о вызове всей Исламской Республике, а в таких ситуациях иранская элита умеет переступить через политические разногласия».

В Тегеране 22 июля отметили, что получение материальной компенсации от Ирака за ущерб, причиненный войной 1980-1988 годов, все еще стоит на повестке МИД Ирана в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 598 (1988 г.). Иранская сторона подняла этот вопрос в связи с тем, что иракское правительство недавно объявило, что до конца 2015 года оно выплатит Кувейту полную компенсацию за оккупацию территории этой страны в 1990-1991 годы.

США обеспокоены ростом насилия в Ираке и призывают иракских политических и религиозных лидеров эффективнее противостоять этой угрозе. В Вашингтоне также выражают поддержку усилиям, направленным на преодоление разногласий между иракскими политиками «путем прямого диалога и политического процесса».

По информации СМИ, Н.аль-Малики сообщил администрации президента США Б.Обамы, что Иран заинтересован в прямых переговорах с США по своей ядерной программе. При этом Ирак готов выступить посредником и способствовать возобновлению сотрудничества между США и ИРИ. Сообщается, что в ходе встречи Н.аль-Малики с американским послом в Багдаде в начале июля иракский премьер-министр передал американским властям, что избранный президент Ирана Х.Роухани намерен всерьез рассмотреть любые предложения о переговорах с США. Н.аль-Малики также отметил, что данный вопрос он обсуждал с приближенными Верховного руководителя ИРИ А.Хаменеи.

24 июля Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2110 о продлении на ещё один год деятельности Миссии ООН по оказанию содействия Ираку. Миссия ООН была учреждена Советом Безопасности по просьбе правительства Ирака 14 августа 2003 года. В её задачи входит оказание поддержки народу и правительству Ирака в «деле укрепления демократических институтов, налаживания открытого для всех политического диалога и содействия национальному примирению, поощрения защиты прав человека». Она насчитывает около 800 гражданских специалистов, обеспечением безопасности которых занимаются до 300 охранников. Бюджет МООНСИ на 2012 год составлял 173 млн долларов.

Таким образом, в июле 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала характеризоваться повышенной сложностью, причем реальные пути ее нормализации пока отчетливо не просматриваются.

52.48MB | MySQL:103 | 0,504sec