Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 июля – 4 августа 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Египте и Иране. В Египте продолжается противостояние между новыми властями страны и сторонниками низложенного президента М.Мурси. В Иране 4 августа приведен к присяге новый президент страны Х.Роухани.

Из-за угрозы террористических нападений со стороны «Аль-Каиды» США 4 августа закрыли на один день более 20 своих посольств и дипмиссий на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Посольства в ряде стран региона закрыли также Великобритания, Франция, Германии и Нидерланды.

Сложная обстановка сохраняется обстановка в Египте, где продолжается противостояние новой власти и поддерживающих её сил со сторонниками свергнутого президента М.Мурси, представленных «Братьями-мусульманами» и различными исламистскими партиями. Центром противостояния остается столица страны – Каир, где на площадях Рабиа аль-Адавия и ан-Нахда исламисты проводят бессрочные акции протеста. 3 июля сторонники Мурси предприняли попытку штурма Медиа-города в окрестностях столицы, но были отбиты силами безопасности. В этот же день в Каире исламисты провели шествия к ряду военных объектов, однако после того, как полиция преградила им дорогу, они вынуждены были вернуться к местам проведения своих постоянных митингов. Столкновения между сторонниками и противниками исламистов имели место и в ряде других городов АРЕ. Напряженная обстановка сохраняется на Синайском полуострове, где исламистские боевики постоянно совершают нападения на военные и полицейские объекты.

31 июля правительство Египта распорядилось, чтобы МВД страны приняло необходимые меры для прекращения массовых акций сторонников «Братьев-мусульман» в Каире, которые отныне будут рассматриваться как «угроза национальной безопасности». В МВД АРЕ заявили, что в случае добровольного прекращения акций органы безопасности не будут преследовать демонстрантов, но предупредили, что если демонстранты не разойдутся, то станут объектами судебных разбирательств «из-за причастности к таким преступлениям, как убийства, пытки, похищение людей, ношение оружия и подстрекательство к насилию». Сторонники Мурси отказались подчиниться требованиям властей. Об этом заявили представители образованной исламистами «Народной коалиции в поддержку законности». 2 августа полиция блокировала митинги исламистов в Каире, но обещает не применять силу против их участников. Ожидается, что 25 августа начнется суд над лидерами исламистов: верховным наставником «Братьев-мусульман» М.Бадиа, его заместителем Х.аш-Шатером и еще четырьмя деятелями. Их обвиняют в подстрекательстве к насилию. Причем Бадиа и ещё два руководителя «Братьев-мусульман» до сих пор находится на свободе.

Исламисты заявляют, что для начала полноценного диалога власти должны освободить из тюрем всех политических заключенных и прекратить угрозы в адрес демонстрантов. Правительство же дало понять, что возвращения к прошлому не будет и отвергает возможность восстановления Мурси на посту главы государства. Вместе с тем власти не исключают участия «Братьев-мусульман» в политическом процессе. 4 августа министр обороны Египта генерал А.Ф.ас-Сиси провел встречу с представителями некоторых исламистских организаций. «Братья-мусульмане» на ней не присутствовали.

Евросоюз, США, ОАЭ и Африканский союз (АС) предпринимают попытки найти пути политического решения кризиса в Египте, посредничать между властями и исламистами. На минувшей неделе Каир посетили глава европейской дипломатии К.Эштон, глава МИД ФРГ Г.Вестервалле, делегация АС, глава МИД ОАЭ А.бин Заид ан-Нахайян, зам. госсекретаря США У.Бернс. Зарубежные политики провели переговоры с руководством Египта, представителями оппозиции и либеральных движений. Причем Эштон и делегация АС встречались с Мурси. Страны Евросоюза и США оказывают сильное давление на власти АРЕ, особенно на генерала ас-Сиси с целью недопущения силового варианта подавления выступлений исламистов, а также настаивают на освобождении Мурси.

Госсекретарь США Дж.Керри заявил 2 августа, что египетская армия восстановила демократию в стране, отстранив от власти Мурси. Керри подчеркнул, что отстранение президента «было желанием миллионов египтян». Делегация АС также признала, что отстранение от власти Мурси стало результатом народной революции, а не военного переворота.

3 августа сторонники Мурси на встрече с помощником госсекретаря США У.Бернсом заявили, что готовы к диалогу по выходу из кризисной ситуации, однако станут вести переговоры не с военным руководством или временным президентом А.Мансуром, а только с представителями политических сил Египта.

4 августа принял присягу и вступил в должность новый президент Ирана Хасан Роухани. Днем ранее, 3 августа Роухани был утвержден в должности Верховным лидером ИРИ А.Хаменеи. Роухани уже сформировал новое правительство страны. Он обещал добиться снятия жестких санкций, введенных против Ирана западными странами. Роухани, заявил, что осознает «весь груз ответственности в связи с избранием в качестве главы исполнительной власти страны, который ложится на него, однако он будет придерживаться умеренной политики и стремиться к процветанию иранской нации».

Между тем 1 августа Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, ужесточающий экономические санкции в отношении Ирана, В частности, провозглашается цель к 2015 г. полностью блокировать продажу иранской нефти на мировых рынках. В то же время 4 августа в Белом доме заявили о готовности к «серьезным переговорам» с Ираном, если он выполнит свои международные обязательства.

В Сирии продолжается вооруженное противостояние правительственных войск с боевыми отрядами противников режима президента Б.Асада. На минувшей неделе наиболее крупные и интенсивные бои велись в городе и провинции Алеппо на севере страны и в городе и провинции Хомс в центре Сирии. Ожесточенные бои между курдскими ополченцами и боевиками из экстремистских группировок, примыкающих к «Аль-Каиде», идут на северо-востоке САР. После убийства исламистскими боевиками 30 июля члена Исполкома Высшего совета курдов Сирии И.Хассу в курдских районах была объявлена всеобщая мобилизация. Части ВС Турции, дислоцированные на границе с Сирией, приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Глава Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии заявил о согласии участвовать в конференции по сирийскому урегулированию «Женева-2» без предварительных условий, но указал «на необходимость установления временных рамок для диалога с представителями режима Асада», что позволит «избежать проволочек» со стороны властей. При этом «переговоры в Женеве должны завершиться формированием переходного правительства с широкими властными полномочиями, которое будет контролировать силы безопасности и сирийскую армию». На минувшей неделе АДжарба завершил свое первое зарубежное турне визитом в Катар, где встретился с эмиром Т. Аль Тани.

Представитель главной вооруженной группировки оппозиции — Сирийской свободной армии призвал боевиков экстремистских группировок покинуть Сирию. По его словам, проникновение исламистов и террористов в Сирию изменяет расклад политических и военных сил в стране и «заглушает революцию».

Иран начинает поставки нефтепродуктов Сирии в рамках кредита на сумму в 3,6 млрд долларов.

Срок действия европейского эмбарго на поставку оружия в Сирию истек 1 августа. Теперь европейские страны могут решать вопрос о военных поставках в зону сирийского конфликта самостоятельно. По мнению экспертов, отмена запрета на поставку оружия в Сирию странами ЕС кардинально не повлияет на ход гражданской войны в этой стране.

Сложная обстановка сохраняется в Тунисе, где продолжается политическое противостояние светской оппозицией с исламистами во главе с правящей партией «Ан-Нахда». Оппозиция требует отставки правительства и роспуска Национальной учредительной ассамблеи. В столице страны оппозиционеры и сторонники исламистов проводят массовые митинги. Влиятельный Генеральный трудовой союз Туниса выдвинул ультиматум правительству, заявив, что отводит ему неделю для достижения соглашения с оппозицией о создании нового кабинета технократов. В противном случае профсоюз пригрозил «рассмотреть другие варианты». Кабинет министров отказывается уходить в отставку, заявляя, что продолжит свою работу до всеобщих выборов, назначенных на 17 декабря. Одновременно ведутся консультации между различными политическими силами Туниса с целью поиска выхода из кризиса. Тем временем на северо-западе страны у границы с Алжиром активизировались радикальные исламистские боевики, убившие восемь тунисских военнослужащих. В ответ армия начала операцию против боевиков.

Ситуация в Ливии остается нестабильной. В различных районах страны, особенно в Бенгази и Триполи, продолжаются вооруженные нападения и теракты. Из-за действий вооруженных группировок экспорт нефти из страны упал на 70 процентов. Не работают четыре ключевых нефтяных терминала. В создавшейся ситуации премьер-министр Ливии А.Зейдан сообщил 31 июля о намерении создать чрезвычайный «мини-кабинет» в составе министров внутренних и иностранных дел, юстиции и финансов, а также главы разведки. «Остальные министры продолжат работу как обычно». Пост министра обороны остается вакантным. 4 августа в отставку ушел вице-премьер правительства Ливии А.аль-Бараси, объяснивший свой поступок несостоятельностью политики кабинета и ухудшением ситуации в сфере безопасности.

На минувшей неделе в Вашингтоне прошел первый раунд возобновившихся палестино-израильских мирных переговоров. Следующий раунд диалога должен пройти на территории Израиля в середине августа.

30 июля парламент Пакистана избрал нового президента страны. 15-м главой государства стал крупный предприниматель Мамнун Хусейн. Он является представителем правящей партии Пакистанская мусульманская лига-Навз- Шарифа. Новый президент вступит в должность 9 сентября, когда истечет срок полномочий действующего главы государства А.А.Зардари.

Боевики «Талибана» в ночь на 30 июля совершили нападение на тюрьму в городе Дера-Исмаил-Хан на северо-западе Пакистана. Талибы заявили, что им удалось освободить около 300 заключенных.

По итогам визита в Пакистан госсекретаря США Дж.Керри две страны договорились о возобновлении переговоров на высоком уровне по вопросам безопасности. Керри также обещал пакистанским властям в скором времени прекратить нанесение ударов американскими беспилотниками по территории Пакистана.

2 августа президент Йемена А.М.Хади провел в Вашингтоне переговоры с президентом США Б.Обамой по вопросам борьбы с терроризмом, экономической помощи и политического примирения в Йемене. Обама заявил, что США сохраняют приверженность делу оказания помощи Йемену.

Верные Хади солдаты президентской гвардии и сотрудники правоохранительных органов подавили 2 августа протестное выступление военнослужащих, служивших в распущенной Республиканской гвардии и требовавших своевременной выплаты жалованья.

Турецкий суд 2 августа отказал лидеру сепаратистской Рабочей партии Курдистана А.Оджалану, отбывающему пожизненное тюремное заключение, в пересмотре и прекращении его дела.

В Стамбуле в районе Таксим-Гези вновь прошли столкновения участников акций протеста с полицией. 4 августа полиция арестовала большую группу активистов оппозиции и журналистов.

29 июля жертвами крупнейшей серии терактов, совершенных в различных районах Ирака стали 60 человек, 226 получили ранения. Ответственность за это взяла на себя группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (местное ответвление «Аль-Каиды»).

Приложение

 

 

О военном сотрудничестве аравийских монархий

 

 

Военное сотрудничество аравийских монархий в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива началось в 1980-е гг. в период ирано-иракской войны (1980-1988). Шесть монархий (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия) опасались как Ирана, так и Ирака. И поэтому решили по возможности вместе противостоять существовавшим в регионе угрозам. В 1983 г. началось создание объединенных вооруженных сил (ОВС) ССАГПЗ «Щит полуострова». ОВС должны были подчиняться генеральному секретарю ССГПЗ, а командование объединенными силами поручалось саудовскому военачальнику, заместителями которого назначались представители армий других стран-участниц. Каждая государство должно было выделять в ежегодный бюджет ССАГПЗ взнос, покрывавший расходы на свой воинский контингент, переданный в ОВС. Первоначально совместные силы включали в себя только подразделения сухопутных войск, но в дальнейшем намечалось дополнить их формированиями ВВС и ВМС, что до настоящего времени так и не сделано. В октябре 1983 г. на территории ОАЭ проводятся первые совместные учения подразделений ВС стран-членов ССАГПЗ. В 1984 г. была выработана совместная стратегия обороны аравийских монархий, которая предусматривала опору на собственные силы и отказ от обращения к военной помощи к иностранным государствам; оказание коллективной помощи любой стране-члену ССАГПЗ, если она подвергнется агрессии; совместную подготовку военных кадров; создание ОВС; координацию действий по диверсификации источников приобретения вооружений. Со временем был подписан целый ряд соглашений по конкретным направлениям военного сотрудничества в рамках Совета сотрудничества.

После войны в зоне Персидского залива в 1991 г. начался сложный процесс пересмотра подходов к вопросам обороны и военного строительства на уровне отдельных стран ССАГПЗ и в рамках организации. Причем у руководства аравийских монархий не вызывало сомнений то, что необходимо иметь боеспособные национальные ВС, оснащенные современными вооружениями и имеющие подготовленные квалифицированные военные кадры, способные овладеть и умело использовать приобретаемое оружие. Значительно возросли военные расходы аравийских монархий, однако численность их армий выросла при этом незначительно.

Но все же главным выводом из уроков кувейтского кризиса для аравийских монархий стало то, что в деле обеспечения национальной безопасности и защиты от внешней агрессии их руководство признало необходимым уделять первостепенное внимание получению гарантированной иностранной военной помощи, в первую очередь от США и других стран Запада, а также дружественных арабских режимов. Фактически это означало отказ от ранее продекларированного намерения опоры на собственные силы в вопросах обороны. Вместе с тем, процесс создания ОВС в 1990-е гг. в значительной степени пробуксовывал. Планы их наращивания так и не были реализованы. В декабре 2000 г. страны «шестерки» подписали пакт о совместной обороне. В 2002 г. принято решение о создании еще одного органа по координации деятельности в оборонной сфере – Высшего военного комитета по обеспечению коллективной безопасности и повышению обороноспособности.

В настоящее время приоритетными задачами военного сотрудничества аравийских монархий являются: дальнейшее развитие ОВС ССАГПЗ, построение эффективной системы ПВО (ПРО), совершенствование оперативной объединенной сети военной информации, совершенствование системы подготовки военных кадров по единым программам. Решение последней задачи взяли на себя военная академия им. короля Абдель Азиза в Эр-Рияде (Саудовская Аравия), военная академия им. шейха Заида (ОАЭ) и военная академия Кувейта. Страны-члены ССАГПЗ также декларируют намерение достичь интеграции в сфере военной промышленности, импорта вооружения и военной техники, выработке и принятии единой для всех национальных армий организационно-штатной структуры соединений и частей. Периодически проводятся совместные учения аравийских вооруженных сил: «Щит полуострова» (сухопутные войска), «Сокол полуострова» (ВВС и ПВО), «Солидарность» (ВМС). Также регулярно проводятся совместные учения с вооруженными силами США, стран Запада и других государств.

Штаб ОВС «Щит полуострова» состоит из следующих основных отделов: оперативного, разведывательного, административного и тылового. Он регулярно выдает анализ ситуации с оценкой внешних и внутренних угроз странам ССАГПЗ. Аравийские ОВС насчитывают около 9 тыс. человек и размещены на территории КСА на военной базе им. короля Халеда в районе Хафр-эль-Батин вблизи границы с Ираком. Их основу составляет саудовский контингент. Также имеются силы быстрого реагирования (22 тыс. человек). Выделенные для них части и подразделения подчиняются национальному командованию и базируются на национальных территориях. В случае необходимости, как это случилось в марте 2011 г. при вводе войск ССАГПЗ в Бахрейн, их можно собрать вместе для выполнения общей задачи.

В 2011 г., в связи с угрозами морскому судоходству в водах стран региона принято решение о создании Координационного центра по обеспечению морской безопасности ССАГПЗ, который будет размещен в Бахрейне.

В декабре 2012 г. на саммите ССАГПЗ в Манаме аравийские монархии договорились о создании единого военного командования, которое должно будет планировать и руководить действиями объединенных сил союзников. При этом «острием» и «ядром» новой структуры станут силы «Щит полуострова», численность которых предполагается довести до 30 тыс. человек. В Манаме в очередной раз была подтверждена важность создания системы совместной обороны аравийских монархий путем интеграции их вооруженных сил в целях обеспечения «безопасности, стабильности, независимости, и суверенитета» стран, входящих в ССАГПЗ.

На сегодняшний день военные интеграционные процессы наибольшего прогресса достигли в сфере ПВО. На базе саудовской системы противовоздушной обороны создана объединенная система ПВО «Пояс полуострова». Её возможности позволяют осуществлять мониторинг воздушного пространства стран ССАГПЗ и прилегающих районов, а также лучше координировать действия сил ПВО. Система способна обеспечивать одновременное отслеживание нескольких сотен самолетов. Вместе с тем, в эту систему не интегрированы национальные наземные силы ПВО и истребительная авиация. «Пояс полуострова взаимодействует с находящимся в Катаре региональным Центром управления воздушных операций ВВС США.

В последние годы в связи с наращиванием иранского ракетного потенциала повышенное внимание уделяется вопросам повышения возможностей ПРО, что делается в рамках создаваемой США на Ближнем Востоке региональной системы противоракетной обороны. Американцы разместили зенитные комплексы «Пэтриот» в Кувейте, Катаре, ОАЭ и Бахрейне. Катар и ОАЭ закупили в США комплексы ПРО THAAD, а Катар намерен приобрести в США РЛС раннего предупреждения о ракетном нападении AN/FPS-123 Pave PAWS. Принято решение о проведении исследований по созданию единой системы раннего предупреждения от ракетного нападения для защиты стран-членов ССАГПЗ от этого вида угроз.

В целом, несмотря на наличие большого числа договоренностей, соглашений и принятых согласованных решений, дело военной интеграции аравийских монархий идет медленно, а многие из одобренных проектов в этой сфере далеки от реализации. До сих пор день не разработана конкретная всеобъемлющая доктрина обеспечения коллективной безопасности аравийской «шестерки», хотя принципиальные подходы к решению этой проблемы изложены в ряде официальных документов ССАГПЗ и выступлениях руководящих деятелей организации. Нет заметных подвижек в наращивании численности ОВС «Щит полуострова». Отсутствуют единые подходы к вопросам финансирования контингентов ОВС и различных военных программ. На решении данной проблемы сказываются и возникшие в последние годы у некоторых стран ССАГПЗ финансовые трудности. Главным же препятствием на пути дальнейшего углубления военной интеграции остаются политические противоречия и отсутствие полного доверия между аравийскими монархиями, различное понимание каждой из них источников внешних угроз и военной опасности. В итоге каждое государство заботиться в первую очередь о собственной обороне, отодвигая решение вопросов обеспечения коллективной безопасности на второй план. Отметим также, что двустороннее сотрудничество в военной сфере каждой из аравийских монархий с США явно превалирует над оборонным сотрудничеством в рамках ССАГПЗ.

Таким образом, есть достаточно оснований полагать, что интеграция аравийских монархий в оборонной сфере по-прежнему будет продвигаться медленными темпами. В значительной степени её перспективы определит развитие военно-политической обстановки в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке в целом.

62.94MB | MySQL:102 | 0,595sec