Пакистан избрал нового президента республики

30 июля 2013 г. в Исламской Республике Пакистан состоялись очередные президентские выборы. Новым главой государства избран  Мамнун Хуссейн. Вступление в должность 15-го президента Пакистана состоится в сентябре 2013 г.   

Действующий глава государства Асиф Али Зардари покидает свой пост 9 сентября. 6 сентября 2008 г.  были проведены  предыдущие  президентские выборы, 9 сентября 2008 г. состоялась церемония инаугурации, во время которой он  дал клятву на верность конституции в качестве главы государства. С этого дня начался отсчет его президентского срока.  Согласно Конституции ИРП президент занимает свой пост в течение пяти лет.

Впервые  за шестьдесят шесть лет истории страны легитимно избранный президент (в данном случае  А.А.Зардари)  проработал полный срок.  Согласно основному закону страны,  Статья 41 «Президент является главой государства и олицетворяет единство Республики. Любой гражданин, не являющийся мусульманином, не достигший пятидесятипятилетнего возраста, не имеющий прав быть избранным членом  Национальной ассамблеи,   не может участвовать в  президентских выборах. Президент избирается после истечения срока, указанного в пункте 7, избрание проводится  в соответствии с требованиями Второго Приложения   коллегии выборщиков:  членами обеих палат парламента и провинциальных законодательных собраний. Выборы нового президента проводятся не ранее чем за шестьдесят дней, и не позднее чем за тридцать дней до истечения срока полномочий прежнего президента».

Статья 41 Конституции по сути заработала впервые, поскольку власть от одного избранного легитимным путем президента передана другому.  Избирательные комиссии Пакистана (ИКП)  в прежние годы  никогда не  осуществляла своих полномочий, предусмотренных  этой статьей. Пять из четырнадцати  предшествующих президентов занимали одновременно гражданские и военные посты. Генерал-майор И.Мирза,  генерал М. Айюб Хан,  генерал М.Яхья Хан, генерал М.Зия-уль-Хак  и генерал  П.Мушарраф  находились у  власти  длительные периоды.  Они  предпринимали шаги по легитимизации   на высших государственных гражданских постах путем внесения поправок в конституцию, различных референдумов и т.д. Гражданские президенты, избранные до  2008 г., занимали высшие  государственные должности менее пяти лет.  Сегодня  это  обстоятельство дало повод пакистанским СМИ  писать, что «открыта новая глава  Пакистана, характеризующаяся демократической  зрелостью,…когда  выборы нового президента прошли под защитой Конституции».

Официально на выборы президента были  номинированы два  кандидата из 22 подавших документы на участие в избирательной кампании:  Мамнун Хуссейн   и  Ваджи-уд-Дин Ахмад  Они выдвиженцы противоборствующих политических сил. Первый – правящей ПМЛ Н, второй – партии Движение за справедливость во главе с Имран Ханом.  Основная оппозиционная сила – альянс Пакистанской народной партии (ПНП), Народной национальной партии (ННП), Пакистанской мусульманской лиги Каид-и Азама ( ПМЛ К) бойкотировали выборы. Они заявили о их нелегитимности  из-за переноса даты выборов с 6 августа на 30 июля 2013 г. Это обстоятельство несколько огорчило главу кабинета министров Наваз Шарифа, который рассматривал их отказ от участия в выборах  как «незрелый и ошибочный шаг».

Согласно той же Статье 41 Конституции коллегия выборщиков состоит из членов обеих палат парламента – Национальной ассамблеи (нижняя палата), Сената (верхняя палата) и законодательных собраний  четырех провинций – Панджаба, Синда, Хайбер-Пахтунхва и Белуджистана. Общее число  законодателей (по данным ИКП), принявших участие в голосовании, составило 887 человек. Девять бюллетеней признаны недействительными. Кандидатуру М.Хуссейна поддержали  746 депутата; кандидатуру  Ваджи-уд-Дин Ахмад  —  132. Но, необходимо иметь в виду, что в соответствии со Статьей 41.3 подсчет голосов проводился согласно формуле «равного представительства»  (см. Второе Приложение Статья 41.3 Конституции Пакистана).  Согласно ей официальная цифра поединка соперников являются  432 голоса за М.Хуссейна, 77  — за  В.Ахмада.

Эта формула ставит своей целью минимизировать численную разницу между представительством провинциальных легислатур при президентских выборах ( от 371 выборщика в Панджабе  до 65 – в Белуджистане).  Подсчет голосов при этом довольно сложен. Но главное, что процент проголосовавших за противников при обеих системах  почти одинаков (так на прошедших выборах за проигравшего В.Ахмада  было подано в соответствии с подсчетом по первой  системе 17, 69 % голосов, а по второй — 17, 82%).

Исход выборов был очевиден заранее. Большинство голосов в НА и провинциальных собраниях трех из четырех провинций принадлежат ПМЛ Н. (об этом мы писали  в статье «Пакистан: старт президентской гонки» 29 июля 2013, http://www.iimes.ru/?p=17996).

Итоги президентской избирательной кампании свидетельствуют  об усилении позиций в правящей коалиции ее лидера — политической партии Пакистанской мусульманской лиги Наваз Шарифа (ПМЛ Н) и лично Миан Мухаммада Наваз Шарифа, избранного на пост премьер-министра в конце мая 2013 г.

Проведением выборов президента, который занимает второй высший государственный пост согласно 18-ой поправке Конституции 1973 г.,  во многом завершился процесс политического обновления страны. Бывшая оппозиционная ПМЛ Н вырвалась в лидеры, держа в своих руках бразды высшей  исполнительной и законодательной власти в центре и провинциях. Бывшая правящая ПНП отброшена на второстепенные позиции в политическом управлении страны, за исключением провинции Синд. Более того, нынешняя оппозиция крайне неоднородна, чем и воспользовался Наваз Шариф.

Правящая ПМЛ Н провела большую работу по привлечению на свою сторону представителей колеблющихся партий по вопросу участия или бойкота выборов. Например, за два дня  до официальной даты голосования лидеры партии установили прямой контакт с Алтафом Хуссейном, председателем партии Объединенное национальное движение (ОНД).  Только в  апреле 2013 г. эта партия вышла из состава бывшей правящей коалиции. В прошлые годы отношения  между ПМЛ Н и ОНД были открыто враждебными. Ранее ПМЛ Н заявляла, что не будет поддерживать никаких контактов с ОНД до тех пор, пока та  не распустит свои вооруженные отряды. ОНД имеет сильные позиции в мегаполисе Карачи, а ПМЛ Н соответственно представлена там слабо.  После контактов руководителей ПМЛ Н и ОНД последняя объявила о поддержке кандидатуры, предложенной на пост президента, премьером Навазом Шарифом. При этом ОНД, оставаясь в оппозиции обещала «поддерживать все позитивные решения  правительства ПМЛ Н, оставаясь в оппозиции».

Пакистанская пресса много писала, что, партия ОНД  предварительно получила согласие властей на реализацию нескольких своих требований: о возвращении  системы местного самоуправления 2001 г. в Синде (бывшая правящая в провинции ПНП  весной 2013 г. восстановила систему Управления местных органов 1979 г.); создание на юге провинции Панджаб новой провинции и т.д.

Таким образом, в Пакистане завершился  большой политический торг, который потребовал многоходовой игры всех участников политического процесса. Это во многом объясняет, например, отсутствие министра иностранных дел в федеральном кабинете министров. Формально эту должность занимает премьер-министра Наваз Шариф. Он имеет нескольких помощников, отвечающих за тот или иной регион в мире. Представляется, что в ближайшее время будет все же объявлено имя официального главы внешнеполитического ведомства Пакистана.

Однако, не надо думать, что после президентских выборов будет завершен изнурительных процесс преобразований государственных структур, происходящих в стране в нынешнем году. Впереди еще один раунд, очень значимый для современного Пакистана. Мы имеем в виду предстоящую смену начальника штаба сухопутных войск федеральной армии генерала Ашфака Первез Кияни. Срок его полномочий истекает в ноябре 2013 г. Кто будет назначен на эту высшую военную должность? Этот вопрос остается актуальным и жизненно важным для самого Наваз Шарифа,  которому военные в октябре 1999 г. сломали судьбу, сначала свергнув его, а затем отправив в десятилетнее изгнание за границу.

После этого события предстоит еще смена председателя Верховного суда Ифтихара Чоудхри по возрасту. Напомним, что он сыграл важную роль в прошлом в падении всемогущего тогда президента П.Мушаррафа, а в настоящее время приобрел сильные политические позиции, естественно, к неудовольствию нынешнего лидера страны.

52.24MB | MySQL:103 | 0,481sec