События в Египте: реакция Саудовской Аравии и стран Совета Сотрудничества арабских государств Залива

Саудовская реакция на наиболее острые проблемы арабского мира (впрочем, это же относится и к событиям международного характера) никогда не была поспешной (что вовсе не означает, что ее оформление не осуществляется с помощью тщательно выверенных формул, отличаясь, если это необходимо, жесткостью вербальных оборотов), — внутриегипетский кризис тому одно (но, конечно же, далеко не первое и не последнее) подтверждение. Лишь 16 августа текущего года король Абдалла бен Абдель Азиз выступил со специальным заявлением, касающимся оценки приближающейся к опасной черте ситуации в соседней стране. Тон его заявления был резок и недвусмысленен.

Высказав «глубокую обеспокоенность по поводу развития положения в нашей второй родине братской Арабской Республике Египет», где «происходят события, вызванные действиями противников стабильности и безопасности Египта и его народа», правящий монарх заявлял о том, что «те, кого волнует стойкость и единство египтян, сегодня обеспокоены действиями сил, покушающихся на эту стойкость». Король, тем не менее, был уверен в том, что «действия преступных сил, если на то будет воля Господа, окажутся обреченными на провал, а единство и стабильность страны не будут поколеблены нападками глупцов, неразумных либо намеренно претворяющих в жизнь замыслы врагов» Египта.

Акценты расставлялись четко и последовательно, — «преступные силы» и «враги» – «Братья-мусульмане», «глупцы», «неразумные либо намеренно претворяющие в жизнь замыслы врагов» – улица, вставшая на сторону «Братьев-мусульман» и свергнутого армией президента Мухаммеда Мурси.

Король Абдалла бен Абдель Азиз стал необходимым далее подчеркнуть: «Я призываю мужей Египта, арабской и мусульманской нации, всех честных ученых (в религиозном смысле этого слова – Г.К.), людей мысли, идеалов, разума и пера встать как один человек, стать одним сердцем и дать отпор каждому, кто пытается поколебать государство, занимающее ведущее положение в истории исламской и арабской нации». Монарх продолжал: «Я призываю всех братьев (выражая это понятие, дворцовые спичрайтеры использовали не слово ихван, входящее в название организации «Братья-мусульмане», а его синоним – ашикка – Г.К.), всех тех, кто связан понятием чести, не молчать и не быть безразличными к происходящему, ведь “молчащий о справедливости – это немой шайтан”».

Итак, вновь четкая расстановка акцентов, усиливаемая цитатой, восходящей к словам Пророка о недопустимости молчания в связи со свершением «недозволенного деяний». Эта цитата не раз повторялась ведущим ханбалитским теологом Ибн Таймийей (но также и приверженцами иных школ суннитского ислама), в том числе, и в качестве комментария к словам Бога из суры «Женщины»: «Не следуйте же страсти, чтобы не нарушить справедливости. А если вы скривите или уклонитесь, то Аллах сведущ в том, что вы делаете!»1.

Наконец, завершая свое заявление, саудовский монарх отмечал: «Пусть весь мир знает, что народ и правительство Королевства Саудовская Аравия стоят сегодня на стороне наших братьев (ашикка) в Египте, борющихся против терроризма, заблуждений и смуты, против всех, кто пытается вмешаться во внутренние дела Египта. Их решимость и сила, если на то будет воля Господа, их законное право требует отразить действия наших заблуждающихся братьев – простых египтян». Далее король Абдалла бен Абдель Азиз продолжал: «Пусть знает каждый, кто вмешивается во внутренние дела» Египта, что «он вносит свою лепту в разжигание смуты, поддерживает терроризм, хотя и претендует на то, что он с ним борется. Мы надеемся на то, что эти люди, пока не поздно, вернутся на верный путь. Египет ислама, арабизма и славной истории не может измениться только потому, что кто-то скажет некое слово или займет некую позицию. Египет может преодолеть трудности и выйти на твердую почву. Наступит день, когда “не поможет раскаяние”, а те, кто вмешиваются в египетские дела, поймут, что они ошибались».

Что ж, это ответ на реакцию многих центров международного сообщества (как и мировых лидеров), комментировавших развитие внутриегипетского кризиса, требуя диалога между противоборствующими сторонами и, тем самым, «вмешивавшихся», как это подчеркивали в Египте, «во внутренние дела» этой страны. Напоминая этим центрам и лидерам о «дне Страшного Суда», когда, если цитировать Коран, «не поможет богатство и сыны», а спасены будут только те, «кто придет к Аллаху с беспорочным сердцем»2, Саудовская Аравия сделала свой выбор. Она на стороне «праведников», на стороне египетской армии, устранившей избранного президента Мухаммеда Мурси, на стороне вооруженных сил, полиции и специальных служб, осуществивших силовую акцию в отношении палаточных лагерей «Братьев-мусульман» на каирских площадях, на стороне действий, направленных на устранение этой организации из числа ведущих игроков на египетской политической арене. Впрочем, для нее это был естественный выбор, — отношения между салафитским саудовским королевством и салафитами же, представленными «Братьями-мусульманами», на нынешнем этапе развития обеих стран не были безоблачны.

Но вопрос заключается не только в этом обстоятельстве. Саудовский король, по сути дела, открыто обвинял Соединенные Штаты и Европейский союз (не говоря уже о Турции, Катаре и все более становящимся «экзотическим» ХАМАСе, в отношении которого сразу же после начала нынешнего этапа внутриегипетского кризиса саудовская пресса писала, что «ныне настала» его «очередь») в непонимании ситуации в Египте и их «политиканстве» в том, что касается их претензий на борьбу с международным терроризмом. При этом «заблудшие» египетские «Братья-мусульмане» безоговорочно зачислялись в число его сторонников и последователей, а нынешние египетские власти провозглашались «праведными» защитниками самой сути «ценностей западной демократии» и, естественно, «гуманизма подлинного ислама», ислама «умеренности», если использовать термин современно саудовского дискурса. Что ж, саудовскому монарху виднее, чем отличается «подлинный ислам» от той его «искаженной картины», которая представлена моджахедами «заблудшей секты» в самой Саудовской Аравии и на Аравийском полуострове.

Опубликовав 17 августа текущего года текст заявления короля Абдаллы бен Абдель Азиза, саудовская пресса развернула мощную кампанию, оправдывая и тон, и содержание слов своего монарха. Эта кампания сообщает читателям саудовских изданий о «фашистском» характере Организации «Братья-мусульмане», о совершаемых ее членами актах насилия в отношении простых мусульман, о том, как вербуются для участия в нынешних «провокациях» те, кого король квалифицировал в качестве своих «заблуждающихся братьев – простых египтян».

Значительное место в рамках этой кампании занимает и тема «христианских погромов» и «осквернениях христианских храмов» в Египте, — эта тема, как, видимо, полагают в редакциях этих изданий, может в наиболее адекватной мере показать «Братьев-мусульман» в качестве «нетерпимых и кровожадных террористов». Даже если за кадром и остается вопрос о невозможности открыть немусульманское культовое учреждение в самой Саудовской Аравии, это не волнует авторов саудовских газет – стоит ли обращать внимание на мелочи, если речь идет о кампании поддержки позиции ведущей фигуры политического истеблишмента, когда, как об этом 17 августа 2013 г. сообщала, в частности, «Аш-Шарк Аль-Аусат», «страны Залива и арабского мира поддерживают заявление короля Абдаллы бен Абдель Азиза по Египту».

Однако в какой мере эта поддержка ощущается пусть не в арабском мире, а только в регионе Залива, странами Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) или, если говорить иначе, ведущими союзниками саудовского королевства?

Говоря 15 августа текущего года о кровавых события в Каире, когда силы египетской безопасности осуществили ликвидацию палаточных городков «Братьев-мусульман» на площадях Рабиа Аль-Адавийя и Нахда, катарский министр иностранных дел Халед бен Мухаммед аль-Атыйя не только отмечал, что в Каире (и других египетских городах) было «сделано все, чтобы кровавым путем лишить людей возможности опереться на элементарные инструменты демократии – демонстрации и собрания», но также подчеркивал: «Мы чувствуем, что существуют силы, подталкивающие к тому, чтобы сорвать наши усилия». Речь шла о выдвинутой Катаром инициативе (по словам главы катарского внешнеполитического ведомства, «по просьбе Мухаммеда Барадеи»), суть которой заключалась в поиске такого пути мирного выхода из сложившейся ситуации, который предполагал освобождение арестованных нынешними египетскими властями политических заключенных во главе с М.Мурси. Эта инициатива с точки зрения ее содержания (но, разумеется, не движущих мотивов) была во многом идентична той, которая высказывалась верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.

По словам Халеда бен Мухаммеда аль-Атыйи, находившаяся в египетской столице катарская команда к моменту начала штурма палаточных городков «Братьев-мусульман» осуществила первые контакты с оставшимися на свободе лидерами этой организации, а также с некоторыми политическими и армейскими руководителями Египта. Более того, он не только резко осудил действия противников инициативы его страны, но и недвусмысленно подчеркнул, что «единственным средством урегулирования конфликта может быть только диалог противостоящих сторон». Заявление саудовского короля, что кажется очевидным, не внесло никаких изменений в катарскую точку зрения.

Ни после разгона палаточных городков в Каире, ни после заявления саудовского монарха в оманской столице Маскате не было сказано ни слова (конечно же, на официальном уровне) в отношении внутриегипетского кризиса. Оман – маргинал ССАГЗ всегда занимал особую позицию по многим проблемам, которые в той или иной мере оказывались в центре внимания его саудовского союзника по региональному блоку, вне зависимости от того, например, шла ли речь об осуждении действий Анвара Садата по нормализации египетско-израильских отношений либо о разрыве отношений с Ираком после нападения и аннексии им Кувейта. Более того, противореча этому союзнику, Оман мог, в частности, сохранять дипломатические связи и с Египтом после заключения Кемп-Дэвидских соглашений, и с Ираком Саддама Хусейна в эпоху кризиса вокруг страны, как и Оман, члена ССАГЗ.

15 августа 2013 г. в Манаме и Абу-Даби было заявлено, что Бахрейн и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) «выражают понимание в связи с действиями египетских властей». Официальное заявление бахрейнского правительство подчеркивало, в этой связи: «Действия власти Арабской Республики Египет, направленные на восстановление безопасности, стабильности и порядка в общественной жизни, это право государства, призванного обеспечивать интересы своих граждан». Тем не менее, в том же заявлении отмечалось, что «право свободы мнения всеми доступными мирными средствами, включая собрания, это право каждого гражданина страны», а также говорилось о необходимости «диалога и примирения в интересах достижения национального консенсуса». В свою очередь, заявление министерства иностранных дел ОАЭ считало необходимым заявить, что «действия египетского правительства представляют собой суверенную меру, предпринятую им только после того, как оно проявило высокую степень терпения и выдержки в отношении группы политического экстремизма («Братьев-мусульман» – Г.К.)». Однако и в этом заявлении речь шла о необходимости «избавить египтян от насилия и кровопролития на основе национального примирения и выработки дорожной карты, обеспечивающей политический и гражданский переход к демократии».

Если в Бахрейне еще не выработана позиция в отношении заявления короля Абдаллы бен Абдель Азиза, то в ОАЭ официальное агентство новостей уже распространило заявление правительства, отмечающее, что «Эмираты стоят вместе с Королевством Саудовская Аравия, поддерживая братский Египет и суверенитет египетского государства». Как и в заявлении саудовского монарха, заявление правительства ОАЭ выражает свое «неприятие вмешательства во внутренние дела Египта, а также действий тех, кто разжигает смуту».

Внутриегипетский кризис уже стал поводом для усиления противостояния между правительством и оппозицией в Кувейте. Уже 14 августа текущего года кувейтскому правительству было направлено обращение входящих в оппозицию исламских и светских политических сил, в котором содержалось требование «немедленного прекращения» оказания финансовой помощи нынешним египетским властям, а также поставки в Египет кувейтских нефтепродуктов. Тон этого обращения был резок – «нашими деньгами в Египте убивают мирных граждан», «жители Залива против кровопролития», «правительство, поддерживающее переворот, не выражает наши интересы», — таковы лишь некоторые пассажи этого документа. Вероятно, кувейтский парламент, который возобновит свою работу только в конце октября текущего года, также поставит вопрос о событиях в Египте на одном из своих первых заседаний. Во всяком случае, говорить о том, что Кувейт продемонстрирует свою поддержку заявления саудовского монарха, сегодня вряд ли приходится.

Разнообразие точек зрения, определяемых национальными интересами и особенностями общественно-политического развития и высказываемых в столицах стран Залива в связи с кризисом в Египте, едва ли позволяет сегодня говорить о расколе в рядах ССАГЗ. Однако, в любом случае, это разнообразие – показатель серьезных расхождений между этими странами по одному из ключевых вопросов сегодняшней арабской политики. В свою очередь, эти расхождения всего лишь подчеркивают, что ведущая страна ССАГЗ будет обязана и в дальнейшем прилагать немало усилий для того, чтобы обеспечивать свою гегемонию в рядах этого регионального блока.

1 Коран 4: 134 (135). Здесь и далее перевод Ю.И. Крачковского.

2 Коран 26: 88-89.

 

55.81MB | MySQL:116 | 0,804sec