Специфика армяно-иранских отношений

За более чем два десятилетия после распада СССР и образования на постсоветском пространстве новых независимых государств Исламская Республика Иран установила со всеми этими новыми субъектами мировой геополитики равноправные отношения, развивая их в самых различных сферах. Начало постсоветского периода дало Ирану редкую историческую возможность активного взаимодействия на новом для него экономическом и политическом пространстве. Однако были на постсоветском пространстве и страны, которые были тесно связаны с Ираном в течение многих веков в предыдущие исторические эпохи. Одна из таких стран – Армения. Армянский народ сформировался в непосредственном соседстве с народами Ближнего Востока, в том числе и в значительной мере – Ирана, с древнейших времен находясь с ними в теснейших взаимоотношениях экономического, политического и культурного порядка. Это обусловило его многовековое знакомство с историей, культурными ценностями, бытом, обычаями соседних народов, что нашло свое многогранное отражение в письменном наследии, оставленном армянскими историками, летописцами, литераторами.

Учтем и тот факт, что Иран – самая близкая географически и исторически страна для Армении, и поэтому народы двух стран очень близки друг другу. Между тем, существует и более глубокая близость. Как справедливо отмечает армянский иранист Гарник Асатрян, «Армения и армяне занимают заметное место в иранской национальной идее. Армянофильство – один из ключевых элементов этой идеи. В то же время важнейшей характеристикой армянской общественно-политической мысли является осознание весомой роли Ирана в становлении и укреплении армянской государственности. Армения в умах иранских патриотов всегда выступала как страна, опутанная неким ореолом «арийской» древности, а армяне, как это ни парадоксально, как носители традиционной исторической ценностной системы домусульманского Ирана. В любом случае, знаковое отношение иранцев к армянам и vice versa — нечто большее, чем результат адекватной оценки и понимания действительно серьезной роли другой стороны в геостратегической перспективе собственного народа и государства».

В то же время в истории армянского народа зафиксированы такие деяния как попытки династии Сасанидов в 5 в. нашей эры перевести армян в зороастризм, характеризовавшиеся применением насилия по отношению к армянскому народу. Но, как считает политолог д-р Сергей Минасян, они практически стерлись из исторической памяти армянского народа, как и деяния арабов, пытавшихся лишить армян государственности. Армяне почти не вспоминают, что сделал в свое время иранский Шах Аббас, насильно переселив большинство армян Араратской долины в Иран, когда погибли десятки тысяч депортированных. Однако турецкий геноцид 1915 г. заслонил собой деяния Шаха Аббаса и частично вытеснил их из коллективной памяти армянского народа. Практически в армянском массовом сознание нет чувства враждебности по отношению к Ирану, вытекающему из событий совместной истории.

Глубоки и языковые контакты, вот почему в армянском языке много заимствований из персидского на разных этапах его развития. Однако культурные связи оборвались после того, как Восточная Армения в начале ХIХ в. вошла в состав Российской империи. Но практически полностью прямые связи народов двух стран прекратились, когда Армения вошла в состав Советского Союза, став союзной республикой вначале в составе Закавказской Федерации, а потом и напрямую. Связи остались лишь на диаспоральном уровне, потому что достаточно многочисленная армянская диаспора в Иране продолжала существовать, и ее связи с Арменией никогда не прерывались.

Иран был одной из первых стран, признавших государственную независимость Республики Армения. Официальное признание датируется 25 декабря 1991 г. Еще через полтора месяца – 9 февраля 1992 г. в столице Ирана — Тегеране — была подписана официальная Декларация об установлении дипломатических отношений между двумя странами и Декларация о целях и принципах отношений, подтверждающая намерение сторон об установлении дружеских отношений. В том же году были открыты первые дипломатические представительства Ирана и Армении: в апреле 1992 г. в Ереване состоялась торжественная церемония открытия посольства Исламской Республики Иран, которое в качестве Временного поверенного возглавил Бахрам Касеми, а в декабре было открыто посольство Республики Армения в Тегеране во главе с Ваганом Байбурдяном. В 2007 г. подписано соглашение об образовании и открытии Генеральных консульств на территории двух стран.

Кстати, устанавливая отношения с Ираном, Республика Армения восстанавливала то, что уже было наработано во время первой буржуазной республики, существовавшей в 1918-1920 гг. Две страны установили тогда между собой конструктивные отношения, а с января 1920 г. в Тегеране работал полномочный представитель Армении Овсеп Аргутян, который назначил консульских представителей или служащих во многих регионах тогдашней Персии. Как писал американский историк армянского происхождения Ричард Ованнисян, «Персидское правительство громко рекламировало свою дружбу с Арменией, превозносило вековые связи между двумя соседствующими народами и выражало надежду, что скоро представится возможность для более тесных политических и экономических отношений». Падение буржуазной Республики Армения и ее последующая советизации отодвинули возможность реализации таких планов на более чем семь десятилетий.

За истекшие два с лишним десятилетия сформировалась и стабилизировалась концепция внешнеполитической деятельности Республики Армения. Ее главная задача — укрепление безопасности страны. Исходя из этого, внешняя политика страны способствует обеспечению благоприятных условий для развития государства. Учитывая специфику географического расположения Армении, закрытость ее границ с Турцией и Азербайджаном, ее выход во внешний мир целиком зависит от иранских и грузинских транзитных путей. В этом контексте и нужно оценивать роль Ирана, являющегося некой отдушиной. Отметим, что и в период республики 1918-1920 гг. Иран так же воспринимался как важнейшее окно во внешний мир, и последнее правительство тех лет в полном составе ушло и укрылось на территории Ирана, эмигрировав затем во Францию. Недолгая история существования первой Республики Армения демонстрирует вполне добрососедские связи с Ираном, характеризовавшиеся высоким уровнем взаимопонимания.
Для современной Армении политический образ Ирана является максимально прагматизированным. Иранцы не пытаются вести пропаганду достижений Исламской Республики в идеологическом плане, они понимают, что чересчур велик разрыв в культурно-цивилизационном плане, и армянские христиане не готовы к восприятию идей исламской революции, ибо для этого в Армении нет культурно-религиозной почвы.

Сотрудничество двух стран базируется на сходных стратегических интересах партнеров. В Ереване понимают и принимают такие реалии иранского видения ситуации на Южном Кавказе как незаинтересованность в усилении Азербайджана и трансформации Турцию в основного политического игрока на Южном Кавказе. Иран не раз заявлял о несогласии с проникновением сюда НАТО. Армения солидарна с ним, хотя по сути не является антизападным государством. Учтем также продолжающийся конфликт Армении с Азербайджаном и неурегулированность ее отношений с Турцией.

На нынешнем этапе армяно-иранские отношения характеризуются высокой интенсивностью визитов на высшем уровне. Так, трижды, начиная с 1992 г., Тегеран посетил первый президент Республики Армения Левон Тер-Петросян, дважды – нынешний президент Серж Саргсян, один раз – президент Роберт Кочарян. С официальными визитами бывали в Тегеране премьер-министры страны Грант Багратян и Тигран Саргсян, главы МИД и парламента, члены правительства, другие политические и государственные деятели. В Ереване находились с официальными визитами иранские президенты Сейед Мохаммад Хатами – в 2004 г., и Махмуд Ахмадинежад – дважды в 2007г. и в 2011 г. Многократно посещали Ереван главы иранского МИДа Али-Акбар Велаяти, Камал Харрази, Манучехр Моттаки и Али-Акбар Салехи, другие государственные и политические деятели ИРИ. В Ереване хорошо знают только что приступившего к своим обязанностям президента Хасана Роухани.

За прошедшие два с лишним десятилетия разработана и реализуется солидная правовая база двусторонних армяно-иранских отношений. Начало ей было положено подписанными еще в 1992 г. такими базовыми документами как Декларация между РА и ИРИ об установлении двусторонних отношений, совместное Заявление РА и ИРИ о сотрудничестве и дружеских отношениях, Соглашение о сотрудничестве по консульским вопросам, Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Начиная с 1993 г. формируется пакет соглашений о сотрудничестве в разных сферах народного хозяйства. Он охватывает такие области как торговля и связь (1993), пограничная торговля, наука, культура, образование, спорт, туризм (1994), сельское хозяйство, строительство газопровода и высоковольтной линии электропередач Иран-Армения, сооружение совместной ГЭС на р.Аракс, международные грузовые перевозки (1995), здравоохранение и таможенная служба (1996), охрана природы, дорожное строительство, взаимное признание научных степеней и выпускных сертификатов вузов (2001), в сфере энергетики (2003), региональное сотрудничество в аграрной сфере (2004), в области образования (2005), создание образовательных и культурных центров, юридическое сотрудничество в области гражданского и уголовного кодекса, взаимная экстрадиция граждан (2006). В последние годы установлено сотрудничество в сфере радио и телевидения, спорта, банковского надзора, строительстве прямой железнодорожной линии между двумя странами, введении режима свободной торговли, в области науки и технологий, труда и социальных вопросов, С 1995 г. работает специальная Межправительственная Комиссия по координации армяно-иранских отношений, которая к настоящему времени провела 9 заседаний.

Важной сферой сотрудничества является торгово-экономическая. Основные импортируемые Арменией из Ирана товары представляют собой продукты питания, изделия горнодобывающей промышленности, продукцию химической промышленности, изделия из камня, гипса, автомобили, различное промышленное оборудование, промышленные товары. Что касается экспорта, то он включает в себя продукцию горнодобывающей промышленности, древесину, продукты питания, электроэнергию. Показатели товарооборота за последние годы выглядят следующим образом: в 2008 г. экспорт Армении в Иран составил 25 млн долларов, а импорт – примерно 223 млн долларов, 2009 г. – соответственно 33 млн и 162 млн, 2010 г. – 85 млн и 200 млн, 2011 — 108 млн и 217 млн. В 2012 г. товарооборот между Арменией и Ираном превысил 380 млн. долларов. По данным председателя Ирано-армянской торгово-промышленной палаты Левона Агароняна, две страны планируют повысить этот показатель до 1 млрд долларов. Одновременно, как видно из приведенных выше цифр, заметна тенденция постепенного преодоления диспропорции в сфере внешней торговли.

Важно отметить, что несмотря на достаточно скромные цифры армяно-иранского товарооборота, согласно данным Организации развития торговли Ирана, Армения относится к странам, которые позиционируются как приоритетные экспортные рынки. По данным 2012 г. Иран вел внешнюю торговлю со 197 зарубежными странами. Однако в список приоритетных экспортных рынков включены лишь 40 стран, в том числе – Армения. Из наиболее крупных и существенно важных объектов двустороннего армяно-иранского технико-экономического сотрудничества следует назвать такие как  введенный в 1996 г. в эксплуатацию мост на приграничной реке Аракс, газопровод Иран-Армения. Он был торжественно открыт в марте 2007 г. с участием президентов двух стран. Одновременно с его пуском в эксплуатацию было подписано двустороннее Соглашение по сотрудничеству в области строительства и эксплуатации ГЭС на р. Аракс. Связь между двумя важными объектами армяно –иранского сотрудничества – газопроводом и строительством ГЭС — достаточно проста и очевидна: дело в том, что Армения реализует платежи за газ в виде экспорта своей электроэнергии. Последнее по времени соглашение «Электроэнергия в обмен на газ» заключено в феврале 2011 г. На основании этого документа Армения обязалась поставить в Иран 2,4 млрд кВт/ч электроэнергии. Иран в свою очередь должен поставить 801 млн куб. м газа. Уже в ближайшее время Армения будет получать из Ирана около 1,1 млрд кубометров газа в год. Учтем, что ее годовое потреблении составляет 1,8 млрд, из которых иранский газ пока составляет 0,35 млрд кубометров. Остальной газ Армения получает из России, которая при этом периодически повышает цены. В 2007 г. началась эксплуатация альтернативной автодороги Иран-Армения (Капан – Мегри) длиной 91 км, повысившей транспортную безопасность Республики Армения. По итогам визита в Армению в 2007 г. иранского президента М.Ахмадинежада будет продолжено строительство газопровода Иран-Армения, железной дороги между двумя странами, возведена третья высоковольтная линия электропередач Иран-Армения, реализовано строительство нефтепродуктопровода между двумя соседними странами.

Успешно развивается и культурное сотрудничество. Обратимся к подписанной 19 апреля 2013 г. в Ереване Программе действий по сотрудничеству в этой сфере на 2013-2016 гг. Из документа следует, что обе стороны окажут содействие в проведении недель культуры, в участии представителей своих стран в международных фестивалях, конкурсах и выставках. Будет реализовано и сотрудничеству в сфере кинематографии. Оно коснется совместных работ, а также показов фильмов армянскими и иранскими кинопрокатными организациями. Интенсивное взаимодействие предусмотрено в области музейного и библиотечного дела, где намечены взаимные визиты специалистов, студентов и экспертов, проведение семинаров и конференций. Помимо этого, будет углублено сотрудничество между Национальной библиотекой Армении и Национальной библиотекой и архивом Исламской республики Иран. Для подписания Программы сотрудничества в Ереване находилась иранская делегация во главе с министром культуры и исламской ориентации Ирана Сейедом Мохаммадом Хосейни. Как пример важной акции в сфере двустороннего культурного сотрудничества следует назвать презентацию 10 апреля 2013 г. в Союзе писателей Армении в Ереване книги «Армянское книгопечатание в Иране (1638-2011)». Ее написали иранские армяне Аршалуйс Агаян и Баграт Тертерян. Мероприятие организовали Союз писателей Армении, Центр культуры при посольстве ИРИ в Армении и Культурно-общественная организация возвратившихся на родину иранских армян .

52.29MB | MySQL:103 | 0,431sec