О развитии ситуации в Египте

Последняя шумиха вокруг событий в Сирии оттеснила на второй план ситуацию в Египте, которая по-прежнему чревата большими осложнениями. Арест военными одного из главных «моторов» египетских «Братьев-мусульман» М.аль-Бельтаджи, который пытался перебраться и осесть в Ливии, знаменует собой наступление нового этапа развития ситуации. «Ливийское направление» в данном случае не случайно, мы говорили ранее, что именно территория этого государства станет основной «площадкой» для формирования и выстраивания структур подпольного сопротивления исламистов в самом Египте. Нынешняя Ливия, в которой запредельно влияние «Братьев-мусульман», имеет протяженную границу с Египтом, а также обильный «черный рынок» оружия. Естественно, что египетские «братья» серьезно рассчитывают на поддержку ливийцев и стоящих за ними катарцев. При этом, что бы ни говорили о том, что новый эмир Катара Тамим в основном сосредоточен на внутрикатарских проблемах, египетское и ливийское «досье» по-прежнему будет оставаться в центре его внимания. Еще одним доказательством этому является организация в Ливии при полной финансовой и технической  катарской поддержке телекомпании «Аль-Наба». Фактически она является «клоном» «Аль-Джазиры». В ближайших планах Дохи и организация крупного печатного издания, которое сможет составить достойную конкуренцию саудовской «Аль-Хаят». Так что «египетское предательство» саудитов в Дохе не забыли, и вся эта история только лишь стимулировала традиционное противостояние между двумя этими ваххабитскими государствами за право влияния в мусульманском мире.

При этом напомним, что отношения между Триполи и Каиром в период недолгого правления президента М.Мурси не были безоблачными. Достаточно вспомнить конфликт по вопросу экстрадиции родственника М.Каддафи М.Каддафадама. Но сейчас эти «мелочи» ушли в прошлое пред решением основной стратегической задачи – возвращение «братьев» в реальную политическую жизнь. И роль Дохи в этом процессе определяющая.

Арест М.аль-Бельтаджи ничего в этой схеме не меняет, движение в самом скором времени выдвинет новых полевых лидеров, причем они будут на порядок жестче и агрессивней арестованных лидеров «Братьев-мусульман». Но пока, ни в Дохе, ни сами «братьями» решено не отказываться от относительно мирных форм сопротивления военным. Тактический перелом наступит тогда, когда «братья» будут отстранены от предстоящих парламентских и президентских выборов. Тем самым они будут выведены из легитимного политического поля, и у них не останется иного выбора.

Вторым плацдармом для инфильтрации сторонников «братьев» в Египет, по идее должен стать Судан. Хартум не успел раскачаться и установить с Мурси действительно добрососедские и партнерские отношения. Справедливости ради надо сказать, что серьезным камнем преткновения для этого оставались преследования со стороны суданского руководства признанного авторитета в среде «братьев-мусульман» одного из основателей «Зеленого интернационала» Х.ат-Тураби. Хотя до этого оставался буквально один шаг, а суданский президент О.аль-Башир уже запланировал свой визит в Каир. «Суданское направление» при этом будет второстепенным. Прежде всего, в силу отдаленности от основных крупных египетских городов. И не надо сбрасывать со счетов «природную осторожность» самого О.аль-Башира. Таким образом, через суданскую территорию пойдет, прежде всего, контрабандное оружие в зону Синая.

Теперь о «третьей» силе, которая всячески подчеркивает свою идеологическую родственность с египетскими «братьями».  Мы имеем в виду ХАМАС, который оказался на распутье. Ставка на Мурси провалилась – он не успел (да и не захотел) кардинально решить вопрос с разблокированием сектора Газа. Катар после смены власти также умерил прыть на палестинском треке. По крайней мере, о многомиллионных катарских инвестициях в инфраструктурные проекты в Секторе, которые были обещаны прежним эмиром, сейчас никто не вспоминает. Захочет ли Доха вновь оживить «палестинскую карту» — большой вопрос, особенно с учетом того, что ХАМАС был использован саудитами для обучения подконтрольных им отрядов джихадистов в Сирии. Излишне говорить, что это пришлось не по вкусу Дохе. По крайней мере, значение Х.Машаля с учетом осторожного дистанцирования новых властей Катара от сирийского направления очевидно понизилось.

Это вынуждает лидеров ХАМАСа прежде всего в Секторе  лихорадочно искать новых союзников и спонсоров. А вернее – попытаться реанимировать серьезно нарушенные связи с Тегераном. В частности, руководитель «проиранской фракции» в ХАМАСе Имад Аллами посетил в начале августа с.г. иранскую столицу. Одновременно с этим руководитель хамасистов  в Ливане Али Барака провел несколько встреч с лидером «Хизбаллы» шейхом Насраллой. Примечательно, что на этих встречах присутствовал и посол Ирана в Ливане . Пока, по данным ряда экспертов, руководство «Хизбаллы» отказало ХАМАСу в восстановлении прежнего уровня сотрудничества. Помимо предательства палестинцев, которые использовали навыки и методику обучения ливанских шиитов, для тренировки джихадистов в Сирии, руководству ХАМАСа ставится в вину и организация двух взрывов автомашин в шиитских кварталах Бейрута 09.07. и 15.08 с.г..  Особую ярость у Насраллы вызывает и передача сирийским джихадистам «ноу-хау» по строительству подземных укрытий  и тоннелей, что особенно стало очевидно после взятия сирийской армией и шиитскими ополчением города Эль-Кусейр.

Таким образом, говорить в настоящее время о каком-то реальном сближении ХАМАСа и ИРИ не приходится. В Тегеране откровенно ставят на ячейки «Хизбаллы» на Синае и боевиков «Исламского джихада». Да и те в настоящее время стараются не раздражать Израиль провокациями и запусками ракет. Это укладывается в стратегию Тегерана, Дамаска и «Хизбаллы» по концентрированию основных своих усилий чисто на внутрисирийском направлении.

52.23MB | MySQL:103 | 0,481sec