О франко-саудовском сближении

Чрезмерная активность Франции в сирийском кризисе только на первый  взгляд кажется неожиданной. На самом деле речь идет о целенаправленной политике Елисейского дворца по возвращению Франции статуса одной из системообразующих сил в третьем мире. Причем не согласимся, что полная поддержка американских планов в отношении военной операции против Сирии является исключительно попыткой президента Франсуа Олланда заявить о себе как о жестком политике. Такая позиция объясняется не личными амбициями, а ответом на запросы политической и экономической элиты страны. Такую политику проводил «правый» Н.Саркози (Ливия), ровно то же самое делает и «левый» Ф.Олланд (Мали и Сирия). При этом отметим, что нынешний французский лидер старается работать преимущественно в зонах традиционного французского влияния. Вопрос только в том, что пока эта политика больших и видимых дивидендов Парижу не приносит. Та же Ливия явилась для французского руководства и бизнеса самым большим разочарованием. Помимо намеков на заключение контрактов по строительству завода по изготовлению питьевой воды, а также ряда успехов французских фирм в сфере медицинского страхования пока в этой стране французскому бизнесу ничего значительного «не обломилось». Попытки договориться с Триполи об организации французской военной базы на ливийской территории чуть не закончились отставкой премьер-министра А.Зейдана и жесткой фрондой со стороны контролирующих основные государственные и законодательные органы Ливии исламистов. Попытки открыть ливийский рынок для французских оружейных фирм также закончились фиаско в силу продления эмбарго на поставки вооружения в эту страну. Нет большого прогресса в попытках «Тоталь» расширить зону своего интереса в Ливии. Более того, несколько резонансных убийств руководителей французских охранных фирм в этой стране выглядят очень символично, поскольку именно вхождение таких фирм в Ливию расценивался французским бизнесом как первый и необходимый шаг по расширению своего присутствия в Ливии.  И, судя по всему, такое положение дел сохранится еще очень долгое время.

Примерно такая же картина ждет Фрнцию и в Мали, что совершенно никоим образом не влияет на действия Парижа. Он продолжает оставаться самым верным сторонником жесткой линии  поведения в отношении Сирии. Что действительно отличает Ф.Олланда от Н.Саркози, так это выбор союзников среди аравийских монархий. В отличие от Саркози, который плотно ориентировался на Катар, для администрации Ф.Олланда характерно укрепление отношений прежде всего с Саудовской Аравии. При этом совершенно очевидно, что глобальная стратегия Парижа по возвращению себе былого величия в третьем мире очень сильно взаимосвязана с интересами крупного бизнеса. Это было явственно видно и на примере Ливии, когда Саркози пошел «ва-банк» только после того, как неудачей закончились его попытки «мирным путем» создать союз средиземноморских стран с привлечением к нему Ливии и Сирии. Интересно, что в случае с Сирией администрация Саркози была готова лоббировать предоставление  Дамаску  статуса ассоциированного члена ЕС взамен на вхождение в это сообщество, что является абсолютно беспрецедентным событием.

Таким образом, необходимо констатировать, что во главе угла новой политики Парижа стоит, прежде всего, интерес экономический. И в этой политике для Елисейского дворца важен союз с Эр-Риядом. Ожидается, что французский президент посетить с визитом КСА в ноябре с.г., в рамках которого будет заключено несколько глобальных экономических контрактов, что является неплохой платой за «правильную политику» Парижа на сирийском направлении. По  данным ряда экспертов, французы уже сейчас фактически выиграли контракты на поставку саудовцам  военных спутников наблюдения с соответствующим их запуском с космодрома в Гвиане. Заметим, что Эр-Рияд очень долгое время «подвешивал» эти контракты, явно торгуясь с французами. Парижу также даны очень многообещающие обещания на подписание контрактов по поставке и техническому обслуживанию стационарной системы ПВО. Также французам  обещаны подряды на строительство подземной железной дороги в Мекке и Медине. Идут очень перспективные переговоры о строительстве французскими фирмами заводов по обогащению урана для АЭС. Излишне сомневаться, что в случае успеха сами АЭС также будут строить французские фирмы. Пока в качестве аванса за свою готовность поучаствовать в свержении Б.Асада французы выиграли два очень выгодных контракта: Alstom получила подряд на 1,2 млрд долларов  на строительство метро в саудовской столице, а DCNS  выиграла контракт в 1 млрд долларов на модернизацию базы саудовских ВМС Аль-Мадинах.

Все это сближение происходит на фоне заметного охлаждения отношений Франции с Катаром. Во время трехсторонних франко-саудовско-катарских консультаций по ситуации в Египте в Париже на уровне министров иностранных дел в августе с.г. Ф.Олланд нашел время встретиться только с саудовским министром. Катарскому мининдел пришлось довольствоваться только рандеву с министром иностранных дел Франции Л.Фабиусом. По дипломатическим канонам это выглядит более чем красноречиво. Во время визита Ф.Олланда в Катар в июне с.г. его официальный обед с шейхом Тамимом длился «всего» полтора часа, а мать принца Моза отказалась от совместного протокольного ужина и прогулки с супругой французского президента В.Тривелье. Одновременно в ноябре с.г. ожидается ротация посла Катара в Париже М.аль-Кувари, который долгое время служил своеобразным «приводным ремнем» в поддержании доверительных отношений между Парижем и Дохой. Его заменит более нейтральная фигура Мешаль ат-Тани, который до этого работал в качестве посла в Брюсселе последние семь лет и представлял Катар в ООН. В этой связи эксперты говорят о том, что франко-катарские отношения перейдут в более спокойную фазу.

Единственно, что может омрачить франко-саудовское сближение – это непредсказуемость дальнейшего развития внутриполитической ситуации в КСА в свете обострившейся борьбы за власть между кланами Салмана и Наифа, которая занимает сейчас все свободное время саудовской верхушки. Об этих рисках в частности Ф.Олланда предупреждают его аналитики из военной разведки и МИДа, которые опасаются, что Эр-Риад может «остыть» к интенсификации двусторонних отношений по мере нарастания борьбы за власть. В свою очередь ими делается вывод о том, что в самой саудовской верхушке нет единства по вопросу нынешней тактики королевства в Сирии. А пока прогресс в двусторонних отношениях связан именно с сирийским направлением.

52.27MB | MySQL:103 | 0,532sec