Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9-15 сентября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями, происходившими вокруг конфликта в Сирии. 14 сентября в Женеве после трех дней напряженных переговоров Россия и США достигли соглашения, предусматривающее вывоз из Сирии и последующее уничтожение всех запасов химического оружия (ХО), имеющихся в этой стране.

9 сентября Россия призывала руководство Сирии «не только договориться о постановке мест хранения химического оружия под международный контроль, но и о последующем уничтожении, а также о полноценном присоединении к организации по запрещению химического оружия». Это предложение было передано через находившегося в Москве главу МИД САР В. Муаллема и было поддержано Дамаском. Президент Сирии Б. Асад 12 сентября подтвердил, что его страна готова отказаться от ХО и подписать соглашение о его запрещении. Асад особо отметил, что принял такое решение не из-за давления и угроз со стороны США, а из-за позиции России по этому вопросу. Как видится, руководство САР пошло на этот шаг, чтобы избежать силового решения кризиса. 12 сентября Сирия передала генсеку ООН письмо о готовности соблюдать Конвенцию по запрещению химического оружия.

В Женеве 12 сентября начались российско-американские переговоры по Сирии. Делегации сторон возглавляли глава МИД РФ С. Лавров и госсекретарь США Дж. Керри. По итогам трехдневного диалога было достигнуто соглашение, предусматривающее вывоз и уничтожение за пределами Сирии всех запасов ХО до середины 2014 г., а сам процесс, по мнению Лаврова, может начаться в течение месяца. Для этого Сирия «в течение одной недели должна представить всеобъемлющий список этого оружия», — сообщил Керри. Оборудование и мощности по производству ХО в Сирии предполагается уничтожить уже к ноябрю этого года. Согласно плану, международные инспекторы по химоружию должны прибыть в Сирию не позднее ноября 2013 г., а правительство САР обязано предоставить им полный и беспрепятственный доступ ко всем объектам. По словам Лаврова, главная ответственность за обеспечение безопасности инспекторов ООН ложится на правительство Асада, но повстанцы также должны без исключения уважать достигнутые договоренности. По мнению Керри, часть ХО может находиться в руках оппозиции. Поэтому «необходимо установить контроль над всем химическим оружием на территории Сирии». Практические вопросы уничтожения сирийского ХО будет решать Международная организация по запрещению химического оружия (ОЗХО), а к финансированию процесса привлекут международных доноров. США и РФ намерены в течение ближайших дней подготовить и представить предложения по химоружию Сирии в ОЗХО. По мнению Лаврова, реализация плана позволит избежать военного удара по Сирии. Со своей стороны, Керри отметил, что США и РФ согласны разработать в Совбезе ООН жесткий проект резолюции в случае, если Сирия не выполнит обязательств. По его словам, конкретные меры наказания виновных в применении ХО в Сирии также будут дополнительно обсуждаться в СБ ООН.

Кроме вопросов по химоружию в Женеве на встрече С. Лаврова, Дж. Керри и спецпредставителя ООН по Сирии Л. Брахими «было подтверждено консолидированное мнение о том, что политическое урегулирование сирийского кризиса на основе реализации всех положений Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. является единственным реальным путем скорейшего прекращения насилия в Сирии». Также была подтверждена «приверженность скорейшему запуску межсирийского диалога в Женеве между представителями правительства Сирии и основных отрядов сирийской оппозиции».

Голосование в Сенате США по резолюции, санкционирующей применение американцами военной силы против Асада, было перенесено с 11 сентября на более позднюю дату. Президент Б. Обама приветствовал соглашение в Женеве, но заявил, что США продолжат угрожать Дамаску военной операцией, пока не убедятся в серьезности намерения Асада отказаться от химического оружия. В Москве же считают, что реализация договоренностей по сирийскому ХО может быть успешно реализована только при условии отказа США от военной акции против режима Асада.

Российско-американские договоренности по Сирии получили положительную оценку Китая, Ирана, Германии, Великобритании, Франции и целого ряда других стран, а также генсека ООН, Евросоюза и НАТО. Германия заявила о готовности оказать техническую помощь в уничтожении сирийского ХО. В Дамаске соглашение между РФ и США назвали «победой Сирии». Негативную позицию в отношении соглашения первоначально заняла непримиримая сирийская оппозиция, однако 15 сентября она призвала международное сообщество наряду с химоружием запретить режиму Асада использование баллистических ракет и полеты боевой авиации над населенными пунктами, а также вывести из городов танки и другое тяжёлое вооружение.

В целом достижение договоренностей между Россией и США несколько снизило остроту напряженности вокруг САР. В то же время многие эксперты и политики отмечают многочисленные трудности на пути практической реализации химического разоружения Сирии. Не исключено, что США и САР будут по-разному трактовать положения женевских договоренностей.

Тем временем в Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои шли в районах, прилегающих к Дамаску, в северной провинции Алеппо и южной провинции Дераа. На северо-востоке Сирии бои велись между отрядами курдской самообороны и боевиками экстремистской группировки «Джабхат ан-нусра». 14 сентября на заседании в Стамбуле сирийская оппозиция избрала «умеренного» исламиста А. Тумеха в качестве своего «временного» премьер-министра.

Сложная обстановка сохраняется в Египте. 12 сентября власти АРЕ продлили на два месяца режим чрезвычайного положения в стране, действующий с 14 августа. Напомним, что режим чрезвычайного положения предоставляет самые широкие полномочия армии и силовым структурам, в том числе по задержанию подозреваемых в совершении преступлений. Администрация США настаивает на том, чтобы египетское правительство незамедлительно отменило режим чрезвычайного положения. В Египте продолжаются аресты активистов «Братьев-мусульман», которых обвиняют в пропаганде сопротивления полиции. На прошедшей неделе было принято решение о закрытии 2200 мечетей, которые являются основным местом пропаганды исламистов. Кроме того, введен запрет на деятельность 55 тысяч имамов мечетей. Власти сообщили о формировании специального комитета, задачей которого станет «мониторинг того, что происходит в крупнейших мечетях» страны, чтобы «проповеди в мечетях не использовались в политических целях».

На севере Синайского полуострова не прекращаются войсковые операции египетской армии против боевиков экстремистских исламистских группировок. В Каире обвинили радикальное палестинское движение ХАМАС, контролирующее граничащий с Синаем сектор Газа, в подготовке боевиков для египетских исламистских группировок. Руководство ХАМАСа эти обвинения категорически отвергает.

13-14 сентября сторонники «Братьев-мусульман» и свергнутого военными президента М. Мурси провели в Каире, Александрии и некоторых других городах массовые демонстрации протеста против нынешней власти в стране. В ряде мест демонстрации перерастали в столкновения с полицией. Также происходили столкновения сторонников «Братьев-мусульман» с активистами проправительственных движений. Одновременно в Каире прошла демонстрация в поддержку египетской армии. Остающийся на свободе член руководства «братьев» И. аль-Арьян в эфире катарского телеканала «Аль-Джазира» призвал сторонников Мурси начать «повсеместные уличные выступления и перейти к кампании неповиновения властям». Вместе с тем, 15 сентября Р. Хабиб — действующий лидер Партии свободы и справедливости (политическое крыло «Братьев-мусульман») не исключил участия исламистов в предстоящем референдуме по новой конституции Египта.

Египет и Иран будут стараться улучшить свои отношения, однако результат будет зависеть от переговоров по региональным проблемам, заявил министр иностранных дел АРЕ Н. Фахми.

Президент Ирана Х. Роухани заявил 10 сентября, что «иранский народ имеет полное право на мирное использование энергии атома и новое правительство Исламской Республики не отступится ни на шаг от этого права». В то же время, по словам Роухани, Тегеран ни в коем случае не намерен использовать ядерные технологии в военных целях. По словам Роухани, Иран может за короткое время дать гарантии мирного характера своей ядерной программы «при наличии политической воли, взаимоуважения, обеспечения общих интересов и только при реализации прав иранского народа» на реализацию ядерной программы. Со своей стороны, глава МАГАТЭ Ю. Амано заявил, что недостаточное сотрудничество со стороны Ирана не позволяет организации определить характер и цели его ядерной программы.

13 сентября в Бишкеке на саммите Шанхайской организации сотрудничества состоялась первая встреча президента России В. Путина с Х. Роухани. Глава российского государства подчеркнул, что наша страна рассчитывает на плодотворное сотрудничество с Ираном, который «остается ее добрым соседом». Путин также заявил, что Иран имеет право на развитие мирной атомной программы. Сообщается, что В. Путин посетит Иран при первой возможности.

Президент США Б. Обама 15 сентября сообщил, что обменялся письмами с Х. Роухани и желает задействовать возможности Тегерана в сирийском урегулировании. Обама также подчеркнул, что угроза применения силы в Сирии и последующий переход к дипломатическим мерам должны стать для Тегерана «уроком» при решении иранской ядерной проблемы.

На минувшей неделе в Турции вновь прошли массовые антиправительственные демонстрации. Акции протеста имели место в Стамбуле, Анкаре, Бурсе, Эскишехире, Мерсине, Измире и Чанаккале. В ряде случаев полиция применила слезоточивый газ и водометы для разгона манифестантов, скандировавших антиправительственные лозунги и требовавших отставки премьер-министра Р. Т. Эрдогана. Кроме того, в Анкаре вспыхнул конфликт между алавитами и суннитами.

На минувшей неделе Россию посетил глава МИД Ливии М. Абдель-Азиз. В Москве он поблагодарил Россию за ее позицию в отношении многих проблем, которые касаются Ливии. По итогам переговоров с Абдель-Азизом министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил о намерении возобновить военно-техническое сотрудничество с Ливией, в частности, по поставкам вооружения и техники, а также по подготовке кадров для ливийской армии и полиции. Абдель-Азиз сообщил, что в Триполи изучают возможность передачи Москве задержанных в Ливии двух граждан России

12 сентября Российский фонд прямых инвестиций и Департамент финансов Абу-Даби подписали соглашение о выделении до 5 млрд долларов на инфраструктурные проекты в России: строительство дорог, портов и аэропортов. Президент России В. Путин выразил благодарность за это решение наследному принцу Абу-Даби М. аль-Нахайяну, с которым он провёл встречу в Москве. Путин назвал Нахаяйна «давним и надежным другом России», отметив, что ОАЭ являются одним из ведущих торгово-экономических партнеров нашей страны на Ближнем Востоке.

Президент Алжира А. Бутефлика 11 сентября провел перестановки в правительстве страны, сменив ряд ключевых министров, в том числе руководителей МИД и МВД. Так, главой МИДа назначен карьерный дипломат Р. Ламамра, а руководителем МВД и местных органов самоуправления стал председатель Конституционного суда Т. Бельазиз. Заместителем министра обороны назначен генерал А. Г. Салах, который сохранил за собой и пост начальника штаба Национальной народной армии. Напомним, что по конституции Алжира пост министра обороны занимает президент республики. По оценкам аналитиков, нынешние изменения в кабинете являются «попыткой Бутефлики усилить свой контроль над алжирским правительством».

Приложение

 

 

О состоянии египетско-американского военного сотрудничества

 

 

Смещение египетскими военными с поста президента страны М. Мурси, произошедшее 3 июля с. г., и последующие события в АРЕ, связанные с жесткими мерами новых властей в отношении сторонников «Братьев-мусульман» и Мурси, осложнили египетско-американские отношения, что сказалось и на состоянии военного и военно-технического сотрудничества между Каиром и Вашингтоном.

После июльских событий в АРЕ в американских СМИ появились многочисленные сообщения о том, что администрация президента Б. Обамы рассматривает вопрос о приостановке военной помощи Египту. Вместе с тем, официальных заявлений на этот счет пока не имеется, а в Госдепартаменте США сообщили, что говорить «о каком-либо политическом решении» по данному вопросу, «было бы некорректно». Принципиальным здесь является то, что формальное объявление о приостановке помощи означало бы, что США расценивают произошедшее в Египте как военный переворот. Однако подобной оценки событиям в АРЕ официальные лица в правительстве США до сих пор не дали.

В этой связи напомним, что согласно действующему американскому законодательству администрации США не разрешается осуществлять военные поставки иностранным государствам, где произошли перевороты со свержением демократически избранных правительств. Здесь же отметим, что в связи с неоднократно раздававшимися угрозами прекратить военную помощь Египту Израиль довел до сведения США, что категорически возражает против этого.

Тем не менее, 24 июля Обама объявил о приостановке поставок Египту четырех тактических истребителей F-16C/D Блок 52 (всего по контракту 2010 г. ВВС АРЕ должны получить 20 самолетов этого типа, из которых четыре уже поставлены). 15 августа глава Белого дома сообщил об отмене запланированных на осень текущего года очередных крупнейших совместных американо-египетских учений «Брайт стар-2013», которые проводятся с 1980 г. Причем оба раза в Вашингтоне было особо подчеркнуто, что о полном свертывании военного сотрудничества с Египтом речь не идет. Под вопросом остается поставка египтянам десяти модернизированных боевых вертолетов АН-64 «Апач Лонгбоу». В то же время продолжаются поставки комплектующих для танков «Абрамс», окончательная сборка которых производится на египетском предприятии. В общей сложности по контракту 2011 г. АРЕ должна получить комплектующие для сборки 125 танков, что позволит довести число «Абрамсов» в вооруженных силах АРЕ до 1130 единиц. Не была прекращена реализация и некоторых других американских программ военно-технической помощи Египту

Министр обороны США Ч. Хейгл 28 августа заявил, что он выступает против сокращения помощи Египту по военной линии, подчеркнув важность для интересов Америки сохранить многолетние тесные партнерские отношения с АРЕ. Подобная позиция Хейгла объясняется тем, что американская помощь Египту является «одним из инструментов обеспечения национальной безопасности США». Немаловажно и то, что Пентагон «глубоко вовлечен в снабжение египетских военных» и не заинтересован в прекращении многопланового сотрудничества с Каиром. Эксперты американского Министерства обороны, говоря о необходимости сохранения военных связей с Египтом, указывают, в частности, на важность для вооруженных сил США возможностей использования египетского воздушного пространства (свыше двух тысяч самолето-пролётов в 2012 г.) и Суэцкого канала (примерно 40 проходов военных кораблей ежегодно). Так, проход через Суэцкий канал на две недели и на 6 тыс. морских миль короче перехода вокруг Африки. Американские военные отмечают особую значимость египетского воздушного пространства, аэродромов и морских коммуникаций для военных кампаний США в Ираке и Афганистане.

В то же время в Вашингтоне и Пентагоне говорят и о наличии «глубокой зависимости» «каирских генералов» от получения американской безвозмездной военной помощи – 1,3 млрд долларов ежегодно. Американцы правомерно считают, что установление отношений стратегического партнерства с США предоставило Египту возможность на постоянной основе приобретать современное оружие и снаряжение. В свою очередь, переоснащение национальной армии позволило египтянам «вернуть стране роль лидера в Арабском мире» и «политической силы», которые были утрачены Каиром после подписания в 1979 г. мирного договора с Израилем. Кроме того, наличие современных, технически хорошо оснащенных вооруженных сил придает Египту дополнительную уверенность в отношениях с аравийскими соседями, особенно с Саудовской Аравией.

Египет с конца 1970-х гг. является крупнейшим получателем американской безвозмездной военной помощи на Арабском Востоке. В 1988 г. АРЕ первая среди арабских государств получила статус «союзника США вне НАТО». На постоянной основе происходят военные консультации, встречи руководства Министерств обороны двух государств. После революционных событий в Египте в 2011 г. регулярно происходит обмен мнений по политической ситуации в АРЕ между руководством Пентагона и высшим командованием египетских вооруженных сил.

Американская военная помощь Египту на сегодняшний день включает в себя поставку до 13,5 тыс. наименований различных видов вооружения, военной и вспомогательной техники, снаряжения, оборудования, материалов и др., а также предоставление разнообразных технических и иных услуг. Однако при этом американцы жестко настаивают на преимущественном приобретении египтянами оружия в США, что существенно ограничивает возможности АРЕ по налаживанию военно-технических связей с другими государствами. К тому же Вашингтон, оказывая военную помощь Каиру, стремится не допустить достижения египетского военно-технического превосходства над Израилем.

По информации американских источников, на сегодняшний день почти половина средств (49%), ежегодно выделяемых Соединенными Штатами в качестве безвозмездной военной помощи Египту, идет на оплату поставок боевой техники (авиационной, бронетанковой, артиллерийской, ракетной, военно-морской, а также армейских грузовиков и санитарных машин). Примерно 15% средств выделяется на поставки снаряжения, обмундирования, медицинского оборудования и медикаментов, различных инструментов и оборудования, а также идет на оплату услуг по транспортировке военных грузов в Египет. Примерно 10% помощи – это оплата поставок средств связи и различной радиоэлектронной техники, включая РЛС, а также систем обеспечения безопасности, спасательных средств и техники. До 9% средств расходуется на оплату услуг, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием переданной американцами техники, главным образом авиационной и ракетной. Также примерно 9% средств выделяется на оплату поставок стрелкового оружия, запчастей к поставляемой технике, различных видов боеприпасов и взрывчатых веществ. И, наконец, до 8% помощи расходуется на сооружение и модернизацию объектов, предназначенных для обеспечения боевой подготовки войск и подготовки военных кадров, различных объектов военной инфраструктуры, а также на обучение египетских военнослужащих.

К настоящему времени благодаря помощи со стороны США в Египте созданы одни из самых крупных и мощных ВВС на Ближнем Востоке и единая система управления силами и средствами ПВО страны, в значительной степени обновлен состав вооружения сухопутных войск, корабельный состав и вооружение ВМС. В целом основу боевой техники египетских вооруженных сил составляют американские образцы, правда, не всегда самые современные.

На регулярной основе проводились совместные учения вооруженных сил США и АРЕ, в ходе которых отрабатывались вопросы взаимодействия армий двух государств, а также их союзников в возможных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке и в Африке. Значительная помощь оказана американцами в деле дальнейшего развития египетской военной промышленности и совершенствования военной инфраструктуры страны, в подготовке национальных военных кадров различного уровня и профиля.

Особую значимость для Египта имеет безвозмездный характер масштабной американской военной помощи, что позволяет решать основные задачи технического оснащения армии и флота в условиях очень сложного финансово-экономического положения страны. Причем реальной замены этого источника получения помощи на мировом рынке вооружений попросту не существует. Именно поэтому, как видится, в Каире приложат все усилия для сохранения тесного военного сотрудничества с Вашингтоном. В то же время США могут пойти на новые ограничения военной помощи АРЕ, что во многом будет зависеть от развития внутриполитической ситуации в Египте.

52.21MB | MySQL:103 | 0,537sec