О заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества 13 сентября 2013 г. в Бишкеке

13 сентября 2013 года в Бишкеке под председательством президента Киргизской Республики А.Ш.Атамбаева состоялось очередное заседание Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС). По традиции саммит открывала встреча в узком составе, на которой лидеры России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана обсудили актуальные темы многопланового взаимодействия в рамках ШОС.

Заседание в расширенном составе прошло с участием глав и высоких представителей государств-наблюдателей при ШОС и международных организаций. На ней присутствовали президент Исламской Республики Афганистан Х.Карзай, президент Исламской Республики Иран Х.Роухани, президент Республики Монголия Ц.Элбэгдорж, министр иностранных делРеспублики Индии С.Хуршид, советник премьер-министра Пакистана по вопросам национальной безопасности и международным делам в ранге министра С.Азиз, а также генеральный секретарь ШОС Д.Ф.Мезенцев и директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС Чжан Синьфэн, Специальный представитель генерального секретаря ООН по содействию Афганистану Я.Кубиш, председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ С.Н.Лебедев, Заместитель генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества А.В.Диянский, генеральный секретарь ОДКБ Н.Н.Бордюжа.

Повестка дня саммита ШОС была сконцентрирована на вопросах дальнейшего совершенствования деятельности ШОС, развития отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества, повышения роли объединения в международных делах. Состоялся обмен мнениями о мерах по наращиванию совместных усилий в области обеспечения безопасности и стабильности на пространстве ШОС, дальнейшем развитии экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках Организации.

По итогам встречи главами государств-членов ШОС подписан ряд решений и документов, основным из которых стала Бишкекская декларация, подтверждающая настрой государств-членов на углубление взаимовыгодного политического, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества, а также фиксирующая общие подходы государств-членов ШОС к ключевым вопросам региональной и глобальной повестки дня.

Важное место в Декларации занял региональный срез. В частности, в документе сформулирована консолидированная позиция государств-членов ШОС по вопросу афганского урегулирования. В очередной раз подтверждается поддержка государств-членов ШОС построению в Афганистане независимого, мирного, процветающего государства, свободного от терроризма и наркопреступности, а также подчеркивается, что национальное примирение в этой стране должно осуществляться под руководством афганцев и самими афганцами. Государства-члены призвали мировое сообщество к созданию условий для скорейшего установления мира и стабильности в этой стране при центральной координирующей роли ООН в международных усилиях по афганскому урегулированию.

Сирийский сюжет получил особое звучание, в том числе в связи с последними событиями в этой стране и вокруг нее. Так, выражена глубокая озабоченность текущим положением в Сирии и возможным не санкционированным Советом Безопасности ООН внешним силовым вмешательством. Государства-члены ШОС призвали к прекращению насилия в Сирии и запуску широкого политического диалога между властями и оппозицией без предварительных условий на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года. Для примирения и нормализации ситуации в Сирии государства-члены ШОС поддерживают усилия по созыву международной конференции, посвященной сирийскому урегулированию.

Сформулирована также общая позиция государств-членов по вопросу химического оружия Сирии. В частности, ШОС поддержала российскую инициативу о передаче оружия под международный контроль с его последующим уничтожением и присоединением Сирии к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Свое отражение в Бишкекской декларации глав государств-членов ШОС нашла ситуация вокруг Ирана и его ядерной программы. Заявлено о неприемлемости применения военной силы и односторонних санкций против этой страны. Государства-члены ШОС призывают отказаться от конфронтационного сценария развития событий вокруг Ирана и наладить переговорный процесс на основе принципов поэтапности и взаимности.

Отмечена важность развития эффективного регионального сотрудничества в экономической сфере. Расширению транспортно-коммуникационных возможностей, развитию региональной инфраструктуры, торговли, туризма, совместному освоению современных технологий должно способствовать привлечение к совместной работе экономической сфере государств-наблюдателей и партнеров ШОС по диалогу. Направления этой работы определены главами правительств государств-членов ШОС в Перечне мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности в рамках ШОС на период 2012-2016 гг. и Плане мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС.

В целях формирования магистральной линии развития ШОС с учетом новых реалий главы государств поручили Совету министров иностранных дел государств-членов ШОС подготовить проект Стратегии развития Организации до 2025 года. Речь идет о концептуальном политическом документе, призванного определить контуры дальнейшей эволюции ШОС с учетом последних тенденций в регионе и мире.

Ключевым решение, подписанным главами государств в Бишкеке, стало решение об утверждении Плана действий на 2013-2017 гг. по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между государствами-членами ШОС. План призван придать новое качество и динамику региональному взаимодействию по целому ряду направлений в области политики, безопасности, экономики, совместного противодействия чрезвычайным ситуациям и др.

Подводя общий итог встречи лидеров стран ШОС в Бишкеке, можно с уверенностью констатировать, что ШОС окончательно оформилась в качестве оптимальной площадки для поддержания конструктивного диалога и совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем. Организация стала действенным механизмом по обеспечению региональной безопасности и стабильности, противодействию современным вызовам и угрозам. Вместе с тем, очевидно, что ШОС, руководствуясь, прежде всего здравым смыслом, и опираясь на неконфронтационную логику международного взаимодействия, выступает с миротворческих позиций и призывает к решению наиболее острых международных проблем политико-дипломатическими средствами. Как показывают недавние события на Ближнем Востоке и Северной Африке, попытки силового решения наиболее острых проблем приводят к их дальнейшему усугублению, подрывая мир, безопасность и стабильность. Подход ШОС иной, он выражается в поиске взаимоприемлемых развязок на основе широкого политического диалога. Как представляется, такая линия будет способствовать дальнейшему укреплению международного авторитета этой организации.

52.49MB | MySQL:103 | 0,478sec