Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-30 сентября 2013 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с сирийским конфликтом, а также с событиями в Египте. 27 сентября Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2118 по уничтожению химического оружия (ХО) в Сирии. Египетский суд 23 сентября наложил запрет на любую деятельность Ассоциации «Братья-мусульмане» и связанных с ней организаций.

Резолюция Совбеза ООН 2118 постановляет, что ни одна из сторон в Сирии не может разрабатывать, производить или иным образом приобретать, накапливать или хранить химоружие, а также передавать его кому-либо. При этом все государства-члены ООН «должны воздерживаться от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются разрабатывать, приобретать, производить, перевозить, передавать, использовать ядерное, химическое и биологическое оружие и средства его доставки или обладать ими». Совбез также выразил «твердую убежденность» в том, что те лица, которые виновны в применении ХО в Сирии, должны быть привлечены к ответственности. В резолюции отмечается, что в случае её невыполнения, в том числе нелегальной передачи химических вооружений и их применения кем бы то ни было в Сирии, будут приняты меры по главе 7-й устава ООН, предусматривающей меры, вплоть до военных, для обеспечения мира и безопасности. Совбез ООН приветствовал решение Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) о процедурах по уничтожению отравляющих веществ (ОВ) Сирии под международным контролем. Что касается прекращения сирийского конфликта, то в резолюции 2118 содержится призыв начать политический диалог властей САР и оппозиции. Причем СБ ООН «без каких-либо оговорок» одобряет коммюнике Женевской конференции по сирийскому урегулированию на уровне министров иностранных дел от 30 июня 2012 г. в качестве «платформы урегулирования» (речь идет о формировании переходного сирийского правительства с участием как властей, так и оппозиции). По словам генсека ООН Пан Ги Муна, на середину ноября в Женеве намечена новая конференция по сирийскому урегулированию. Оппозиция в лице Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии (НКОРС) объявила о своём согласии участвовать в работе конференции. Президент Сирии Б. Асад сообщил о готовности к переговорам в Женеве, «когда будут определены их критерии». Глава МИД САР В. Муаллем заявил, что Дамаск не согласится на план мирного урегулирования, предполагающий отставку президента Асада, на чем настаивает оппозиция.

Комментируя резолюцию 2118, глава МИД России С. Лавров подчеркивает, что она не допускает автоматического принятия принудительных мер, а «возможность реакции по главе 7 устава ООН вынесена в будущее, и это предполагает принятие новой резолюции, если факты будут убедительно, недвусмысленно доказаны». При этом резолюцию СБ ООН по ХО должны будут соблюдать не только власти САР, но и оппозиция, а на спонсорах сирийской оппозиции лежит ответственность за недопущение новых попыток применения боевиками химоружия. Со своей стороны, Россия готова участвовать в операции по уничтожению химоружия в Сирии «во всех ее компонентах». В то же время госсекретарь США Дж. Керри особый упор сделал на том, что принятие резолюции не исключает варианта использования военной силы против САР, что, по его словам «четко указано» в документе.

Исполнительный совет ОЗХО 27 сентября одобрил план по ликвидации химоружия в Сирии, а 1 октября международные эксперты начнут инспекцию сирийского арсенала ХО. Президент САР Б. Асад заявил о готовности Дамаска выполнить резолюцию СБ ООН, предупредив, что проблемой является обеспечение безопасности инспекторов при допуске на объекты. Этому могут помешать боевики оппозиции, чтобы обвинить правительство в нарушении соглашения. По мнению экспертов, тот факт, что большую часть имеющегося в распоряжении властей САР химического арсенала составляют компоненты для создания ОВ, а не готовое к применению химоружие, позволит значительно облегчить работу по уничтожению данного вида ОМУ на территории страны. Группа экспертов ООН 25 сентября вернулась в Сирию для продолжения расследования случаев применения ХО в стране.

25 сентября 13 повстанческих группировок в Сирии (преимущественно исламистских) заявили о непризнании оппозиционных групп, базирующихся в других странах, в том числе НКОРС, призвав «все военные и гражданские группировки объединиться в четком исламском контексте, основанном на законах шариата, сделав шариат единственным источником законодательства». Эксперты считают, что этим шагом исламисты фактически объявили себя «третьей полноценной силой, непосредственно задействованной в конфликте и, очевидно, способной помешать развитию диалога между двумя другими». Представитель командования «умеренной» Сирийской свободной армией ССА 28 сентября также объявил об отказе признавать НКОРС и действующий под его эгидой «генштаб» Высшего военного совета, объясним это «полным провалом в деятельности руководителей этих организаций, отклонившихся от революционного пути».

Тем временем в различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями  противников режима Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска, в северной провинции Алеппо и в южной провинции Дераа. На севере страны идут бои курдских отрядов с силами радикальных исламистов.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Египте. Несмотря на все усилия, армии и полиции АРЕ пока не удается полностью восстановить порядок в стране, особенно на Синайском полуострове. 23 сентября суд в Каире наложил запрет на любую деятельность «Братьев-мусульман» и на работу всех структур и организаций, учрежденных или находящихся в управлении исламистов, включая некоммерческие. Согласно судебному вердикту, подлежат аресту все финансовые активы и имущество организации и подконтрольных ей структур, включая офисы и представительства. Суд постановил создать специальный комитет под руководством правительства, который возьмет на себя управление имуществом «Братьев-мусульман». На основании судебного решения египетские власти уже начали процесс отчуждения объектов и учреждений, принадлежащих «братьям». Так, 25 сентября в Каире была закрыта редакция газеты «Свобода и справедливость», которая являлась печатным изданием исламистов и одноименной политической партии. «Братья-мусульмане» осудили постановление суда о запрещении своей деятельности, назвав его незаконным, «коррумпированным и политически мотивированным решением». При этом исламисты заявили, что их движение «не собирается уходить из Египта» и пригрозили начать новые акции неповиновения и забастовки в ответ вердикт суда. В целом, как видится, решение о запрете деятельности «Братьев-мусульман» может привести со временем к усилению политической напряженности в Египте.

В Каире, Порт-Саиде, Асьюте и некоторых других городах 27 сентября состоялись массовые демонстрации сторонников «Братьев-мусульман» и свергнутого президента М. Мурси. В различных городах Египта продолжаются столкновения между сторонниками и противниками Мурси.

Президент США Б. Обама заявил, что американская поддержка властям в Каире «будет зависеть от прогресса Египта на демократическом пути». По словам главы МИД АРЕ Н. Фахми, отношения между Египтом и США охладели и в настоящее время складываются «проблематично». Причем «отношение египтян к Вашингтону, как никогда, склоняется в более негативную сторону». Что касается американской помощи АРЕ, то Фахми считает, что «решения по данному вопросу никак не повлияют на нашу политику». Центробанк Египта получил от Кувейта депозит на два миллиарда долларов.

Власти Египта рассчитывают завершить переходный период в стране к весне 2014 г., заявил 28 сентября глава МИД АРЕ Н. Фахми.

На прошедшей неделе резко обострилась обстановка в Судане. Недавнее решение властей об отмене субсидий на топливо привело к резкому скачку цен на него. В ответ в столице страны Хартуме и ряде других областей страны начались массовые акции протеста, участники которых требовали отставки президента Судана О. аль-Башира и «падения режима». В Хартуме и некоторых других местах произошли беспорядки и столкновения с полицией, что привело к многочисленным человеческим жертвам. Более 600 человек арестовано. В столицу были введены войска. Манифестанты сожгли и разграбили штаб-квартиру правящей Партии национальный конгресс, расположенную в Омдурмане. В Хартуме блокирован доступ в интернет, закрыты школы, приостановлен выпуск ряда газет. Власти 29 сентября заявили, что не намерены отменять решение об отмене топливных субсидий, так как это «совершенно невозможно». Нынешние протестные выступления стали крупнейшими с 1989 г, когда к власти в Судане пришел О. аль-Башир.

На минувшей неделе впервые после исламской революции в Иране в 1979 г. имели место контакты между высшими руководителями двух государств. 27 сентября в Нью-Йорке состоялась встреча главы МИД ИРИ М. Д. Зарифа с госсекретарем США Дж. Керри, которую Зариф оценил как «положительную». По словам Керри, он дал понять иранцам, что до полной нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном еще далеко, а «США не будут отменять санкции, пока не появится верифицируемый, очень надежный и прозрачный механизм, благодаря которому мы будем в точности знать, что делает Иран со своей ядерной программой». Позже в этот же день президенту Ирана Х. Роухани, который находился в Нью-Йорке для участия в работе сессии Генеральной Ассамблеи ООН, позвонил президент США Б. Обама. В короткой беседе были затронуты вопросы двусторонних отношений и иранская ядерная программа. Ранее, в своем выступлении в ООН Обама подчеркнул, что США не допустят появления у Ирана ядерного оружия, но заверил, что Америка «не стремится к смене режима» в Тегеране, и склоняются к разрешению своих разногласий с ИРИ дипломатическим путем. Обама также отметил, что приветствует более умеренный политический курс, взятый Роухани. Президент ИРИ, со своей стороны, сообщил о готовности Ирана немедленно начать переговоры по своей ядерной программе и о настрое на диалог с США. Президент Франции Ф. Олланд 25 сентября первым из западных лидеров встретился с Роухани, заявив, что хотя его воодушевляют заявления нового иранского правительства, но он хотел бы увидеть за ними и действия. Великобритания и Иран начали переговоры о нормализации отношений. Уступки Ирана по ядерной проблеме должны сопровождаться снятием санкций, считает глава МИД России С. Лавров. Тем временем прибывший в США премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху намерен «пролить свет на истинную политику Ирана» и «снизить уровень эйфории» по этому поводу.

28 сентября под давлением нарастающих протестов оппозиции правительство Туниса, сформированное исламистской партией «Ан-Нахда», согласилось уйти в отставку. Ожидается, что об отставке кабинета министров будет объявлено в ближайшие дни сразу после начала переговоров с представителями светской оппозиции. Предполагается, что новое правительство займется подготовкой к парламентским выборам, намеченным на 2014 г.

Регион Феццан на юго-западе Ливии 26 сентября провозгласил себя автономной федеральной провинцией. Лидеры местных племен заявили, что они приняли данное решение из-за «плохой работы Всеобщего народного конгресса (парламента) и невыполнения в Феццане требований ливийского народа». К настоящему времени уже избран президент провинции, также намечено назначить военного руководителя региона. Напомним, что в июне о своей «независимости и самостоятельности» объявил восточный регион Ливии — Киренаика.

27 сентября в Бахрейне прошли крупнейшие за последние месяцы манифестации шиитской оппозиции, в которых участвовали свыше 10 тыс. человек. В целом акции протеста прошли мирно, но в отдельных местах имели место столкновения демонстрантов с полицией. В то же время 50 активистов оппозиции 29 сентября получили тюремные сроки от 5 до 15 лет за участие в антиправительственных выступлениях 11 февраля 2011 г.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях вооруженной оппозиции в Сирии

 

 

По оценкам зарубежных экспертов, в рядах противников режима Асада воюют представители «всех слоев сирийского общества: богатые и бедные, горожане и селяне, секуляризированные и религиозные, живущие по законам племен и урбанизированные, образованные и необразованные, бывшие военные и гражданские». Общая численность оппозиционных вооруженных формирований оценивается примерно в 100 тыс. человек, из них порядка 10 тыс. человек – иностранцы: граждане большинства арабских стран, Пакистана, Афганистана, Франции, Великобритании, России и др., «объединенные салафистской идеологией, призывающей к построению исламского государства на территории не только Сирии, но и всего исламского мира». Многие из них имеют боевой опыт Афганистана, Ирака, Ливии и Северного Кавказа.

В докладе британской военной информационной группы IHS Jane’s говорится, что боевики «разделены почти на тысячу разрозненных групп, бойцы половины из них — радикальные исламисты». Из них до 10 тыс. человек «входят в группу наиболее радикальных экстремистов», связанных с «Аль-Каидой». «От 30 до 35 тысяч разделяет идеологию исламского фундаментализма, но ставят своей задачей закрепление его принципов внутри Сирии, а не расширении международной борьбы». До 30 тыс. боевиков относятся к умеренным исламистам, а остальные к представителям светской и националистической оппозиции. Наиболее крупной радикальной группировкой является «Джабхат ан-нусра», связанная с «Аль-Каидой». Влияние радикальных элементов в сирийской оппозиции «резко выросло за последний год». Боевики экстремистских группировок хорошо организованы и идеологически мотивированы, «показывают себя наиболее эффективно» в боях с армией Асада. В последнее время усилился переход боевиков в ряды экстремистов. Это объясняется тем, что «в военном отношении они сильнее, чем прозападные группировки так называемых умеренных мятежников». Таким образом, «идея о том, что данный (сирийский, — авт.) конфликт ведут светские оппозиционные группы, не обоснована», считает автор доклада Ч. Листер.

Крупнейшей военной группировкой «умеренной» оппозиции является Сирийская свободная армия (ССА), созданная в 2011 г. бывшими военнослужащими правительственной армии, но в настоящее время её состав весьма разнообразен. Представитель командования ССА 28 сентября сообщил об отказе признавать Национальную коалицию оппозиции и действующий под её эгидой «генштаб» Высшего военного совета во главе с генералом С. Идрисом.

Отдельно стоят вооруженные формирования курдской самообороны, противостоящие радикальным исламистам и в некоторых случаях получающие поддержку от правительственных войск.

Организация и состав сил оппозиции весьма разнообразны. Многие отряды состоят из жителей конкретной деревни или города и, как правило, действуют только на «своей» территории» и не подлежат никакому контролю. Штаб ССА расположен городе Хатай (Турция). Ему подчинены штабы пяти «фронтов»: Северного, Южного, Западного, Восточного и фронта Хомс. В каждом «фронте» имеется несколько «дивизий», бригад и батальонов, численность, организация и вооружение которых сильно различаются и не сопоставимы с аналогичными структурами регулярной армии. Крупные группировки радикальных исламистов также состоят из бригад и батальонов. Часть этих группировок действует в составе Сирийского исламского фронта, Сирийского фронта освобождения, «Бригад Фарука» и др. В целом координация действий между различными группировками боевиков отсутствует, хотя в отдельных случаях им удается налаживать взаимодействие и создавать временные коалиции на региональном уровне.

В последнее время участились случаи боев между силами ССА и радикальными исламистскими группировками, что в значительной степени осложнило обстановку на севере и востоке САР. Соперничество, зачастую перерастающее в вооруженное противостояние, во многом обусловлено разными целями борьбы. Так, если «умеренные» повстанцы борются за свержение режима Асада, то джихадисты стремятся превратить Сирию в государство, живущее по самым суровым нормам ислама. Боестолкновения происходят и между боевиками различных исламистских группировок.

Зарубежные эксперты подчеркивают рост технической оснащенности сил вооруженной оппозиции, которые имеют на вооружении танки (Т-55, Т-62, Т-72), БМП-1, артиллерийские орудия калибра 122, 130 и 152 мм, минометы калибра 82, 120 и 160 мм, 107 и 122-мм РСЗО, самодельные ракеты, зенитные орудия и установки различных типов, включая «Шилку», разнообразные противотанковые средства: ПТРК, РПГ, безоткатные орудия. Растет число мин и различных самодельных взрывных устройств, имеющихся в распоряжении боевиков. Основная часть вооружения и боеприпасов к нему – это трофеи, захваченные у правительственных войск. Увеличиваются и поставки оружия от зарубежных спонсоров через территорию соседних государств. Налажен в небольших количествах кустарный выпуск отдельных видов оружия (120-мм минометов, небольших ракет и др.) и боеприпасов. Не исключено, что противники режима обладают отравляющими веществами. Улучшение технической оснащенности позволило повстанцам повысить боевые возможности в боях с армией Асада, проводить боевые операции более крупного масштаба и порой добиваться в них успеха, наносить правительственным войскам и поддерживающим их вооруженным формированиям ощутимые потери в личном составе и технике. Это наглядно проявилось в боевых действиях, начиная с весны 2013 г. В то же время у повстанцев нет крупных танковых и артиллерийских подразделений. Танки и артиллерия, как правило, используются в небольших количествах или даже единично. Возможности боевиков по борьбе с авиацией противника не достигли уровня, «когда они смогут серьезно воспрепятствовать её действиям». Таким образом, правительственная армия продолжает сохранять значительное превосходство в тяжёлом вооружении и имеет возможность использовать его массированно при поддержке боевой авиации, которая у противников режима отсутствует.

Западные аналитики отмечают, что «отсутствие объединенной политической оппозиции и эффективного централизованного военного командования не позволяет повстанцам выработать и реализовать чёткую военную стратегию», рационально использовать имеющиеся у них военные, людские и материальные ресурсы. Это «является проблемой перед лицом централизованного управления» у режима Асада. Вместе с тем, отсутствие единого командования и военного планирования ведёт к тому, что успехи правительственных войск на отдельных направлениях не «оказывают большого влияния на ход войны в целом», а уж тем более не ведут к перелому в ней в пользу правящего режима.

Как показывает опыт боевых действий в Сирии, силы оппозиции наиболее успешно действуют в обороне, умело используя особенности местности и «защищая свои собственные города и деревни». Отмечается умелое использование боевиками огня снайперов и противотанковых средств. Всё чаще они возводят прочные полевые оборонительные сооружения. В то же время «меньше умения» и тактического мастерства боевики проявляют в наступательных действиях, особенно против хорошо оборудованных позиций противника, имеющего средства огневой поддержки, что требует тщательного планирования боевых действий, четкой организации взаимодействия между различными силами и средствами. Здесь в наибольшей степени сказывается отсутствие у оппозиции хорошо подготовленных командиров и штабистов высшего звена, малочисленность профессиональных военных кадров среднего звена. Слабость материально-технического обеспечения не позволяет боевикам проводить длительные операции. Но и армия Асада испытывает значительные трудности при наступлении на укрепленные позиции повстанцев, что особенно хорошо видно на примере боевых действий в провинции Хомс и в районе Дамаска.

Власти сконцентрировали свои основные военные силы в районе Дамаска и в некоторых других важных районов страны, тогда как повстанцы активно действуют на большей части территории Сирии, причем их отряды более мобильны. Противники режима в состоянии сосредоточить крупные силы в наиболее важном для них на данный момент районе, как это случилось в провинции Латакия в августе с. г., и достичь успеха, хотя и временного.

Увеличение масштабов конфликта, усиление интенсивности боёв, широкое использование различных видов вооружений ведут к росту потерь как среди комбатантов, так и гражданского населения. В частности, в марте–июне с. г. оценочные среднесуточные потери убитыми у боевиков составили 52 человека, а у правительственной армии (без военизированных формирований) – 32 человека. Число раненых составило, соответственно 260 и 160 человек. При этом повстанцы имеют возможность не только восполнять понесенные людские потери, но и наращивать их за счет сирийцев и иностранных боевиков. В то же время возможности режима в этом вопросе ограничены.

52.19MB | MySQL:103 | 0,458sec