Молодежный фактор в протестном движении шиитов в Восточной провинции Саудовской Аравии.

Одной из примечательных составляющих протестного движения шиитов в Восточной провинции (Аш-Шаркии) явилась возросшая политическая активность местной молодежи. На протяжении последних двух лет «арабской весны» шиитская молодежь все более демонстрирует свое желание принимать непосредственное участие в борьбе за свои права, и это становится все более заметным фактором в политической жизни Восточной провинции, который руководство движения «Аль-Исляхия» во главе с шейхом Хасаном ас-Сафаром не может уже игнорировать. Тем более, «прибрать к рукам» протестную энергию молодого поколения не прочь ее конкуренты из других шиитских течений, включая проиранскую «Ансар хат аль-Имам», а также другие радикальные группы «непримиримых». Как считают аналитики, такая возросшая активность молодежи демонстрирует наметившийся кризис в самой «Аль-Исляхии», руководители которой не смогли «перестроиться» и выбрать новую стратегию по отстаиванию прав шиитского меньшинства, а также не совсем учитывают изменившеюся геополитическую ситуацию в регионе. В целом руководство «Аль-Исляхии» предпочитает следовать прежней схеме, т.е. ведению «мирного без насилия» диалога с властями, с целью добиться от него дальнейших уступок в рамках «процесса реформ», а также избегать по возможности прямой конфронтации.

Однако, как показывают опросы, это становится неприемлемым для молодежи, которая со свойственным ей максимализмом, подвергает критике «устаревший» метод лидеров общины. Кроме того, молодежь полагает, что многие из них за последние годы «вписались в структуру политической системы королевства», т.к. вся их деятельность ограничивается в основном участием в форумах «Национального диалога», а также других подобных встречах на региональном уровне, которые фактически превратились в бесконечные дискуссии о «преодолении разногласия между мазхабами», необходимости социальных реформ, укреплении единства саудовской нации и т.д. Поэтому молодежь все чаще выражает явное недовольство тем, что движение «Аль-Исляхия», как им кажется, постепенно сдает свои позиции, не добившись ощутимых улучшений жизни шиитской общины, а также не смогло положить конец всем дискриминационным ограничениям для шиитов в КСА, что особенно актуально для образованной молодежи, которая нацелена на дальнейший карьерный рост. Все больше опрошенных представителей молодежи не доверяют своим общинным лидерам: «Прежде мы слушали наших шейхов в течение долгого времени, но теперь мы этого больше не делаем». Такие тревожные тенденции, наметившиеся среди молодежи, признает и шейх Хасан ас-Сафар, отмечая, что молодое поколение сейчас крайне нетерпеливо, если «предыдущие поколения терпели», то «нынешнее поколение другое». Кроме того, шиитская молодежь также выражает недовольство позицией официального Эр-Рияда и ролью местных властей провинции в этом диалоге, когда они «как обычно, говорят, что готовы рассмотреть наши требования, но нет никакого ответа вообще, поэтому у нас сейчас нет никакого доверия к правительству».

Однако не стоит считать, что протестная активность местной шиитской молодежи связана исключительно с уравниванием в правах шиитов и суннитов в Саудовской Аравии. Многие молодежные активисты, особенно с высшим образованием или получающие его, заинтересованы не только в полной свободе вероисповедания, но и в расширении светских прав и свобод. Причем, на этом фоне даже отмечается активизация диалога со своими суннитскими единомышленниками, особенно в социальных сетях. Кроме того, часть молодежи старается дистанцироваться от религиозно-правовых дебатов, которые определяли основную политическую активность шиитов в королевстве. Заметим, что некоторые молодежные активисты шиитской общины расценивали себя как «постидеологическое», «неконфессиональное» поколение, что напоминает ситуацию начала «арабской весны» и идеологию площади Тахрир в Египте, когда коптская и мусульманская молодежь выступала вместе против режима Мубарака под едиными лозунгами. Такой подход нашел свое отражение в выборе марджа ат-таклид (т.е. духовного авторитета в вопросах джафаритского фикха и богословия), что всегда являлось одним из главных источников разногласий между «Ансар Хат аль-Ислам» и «Аль-Исляхией». В данном случае, подобно старшему поколению «Аль-Исляхии», молодежь сделала свой выбор не в пользу аятолл из Кума, чтобы тем самым не давать лишний раз обвинить в проиранской ориентации, а «светского марджа» — аятоллы Али ас-Систани из Неджефа, который не является сторонником хомейнисткой концепции «велаят-е-факих».

Однако у лидеров «Аль-Исляхии» все же имеются серьезные опасения, что молодежь постепенно уходит из-под ее влияния, когда своеобразным символом «шиитской весны» и «культовой фигурой» бескомпромиссного борца с саудовским режимом стал шейх Нимр ан-Нимр. Причем это наблюдается не только в районах его традиционной поддержки — Аль-Авамия и др., но и в самом Эль-Катифе. Его фотографии, где он лежит окровавленный на заднем сидении автомобиля во время задержания саудовскими спецслужбами в июле прошлого года, помещены на всех шиитских оппозиционных сайтах и страницах в социальных сетях как «Твиттер» и «Фейсбук». Хотя не все, прежде всего секуляризированная молодежь, являются сторонниками его радикальных идей, касающихся сепаратизма, а также открытого силового противодействия династии Аль Сауд.

Напомним, что его задержание полицией в июле 2012 г. чуть не спровоцировало во многих городах и поселениях в Восточной провинции массовые молодежные беспорядки, которые могли перерасти в прямые столкновения с властями, что повлекло бы за собой, несомненно, многочисленные жертвы. К счастью, удалось избежать дальнейшей эскалации конфликта, когда группа из 40 представителей шиитского духовенства Восточной провинции, включавшей в себя весь политический спектр от «Аль-Исляхии» до «Ансар Хат аль-Имам», выступила «единым фронтом», призвав шиитскую молодежь воздержаться от каких-либо протестных акций и избегать насилия, чтобы не провоцировать власти на жесткие меры по подавлению волнений. Тем не менее, когда первая волна эмоций прошла, ситуация в провинции, и особенно в Эль-Катифе, все же была далека от полного спокойствия, что заставило девять шиитских клириков 19 августа 2012 г. выступить с особым заявлением: «Мы просим людей этого города твердо встать против насилий и всех его форм и методов, и осудить преступления против жизни и имущества». Однако даже в этом разумном подходе некоторые молодые активисты увидели уловку со стороны режима и соглашательство лидеров общины, чтобы задушить любые молодежные протесты подобного рода: «Их заявление было такое же, как линия правительства – «прекратите протестные акции, вы сеете смуту (фитну)». Тем не менее, такой ореол мученика только увеличивает число сторонников шейха Нимра ан-Нимра, требования о его немедленном освобождении звучат за последний год на всех демонстрациях и протестных акциях с участием молодежи, а его портреты занимают видное место среди баннеров и плакатов.

Помимо уличных акций, протестная активность наблюдается, как уже говорилось, и в социальных сетях интернета. Прежде всего, в «Твиттере» и «Фейсбуке» создаются сообщества, специальные микроблоги, которые в какой-то мере компенсируют отсутствие собственного саудовского «Тахрира». Напомним, что в королевстве существует запрет на проведение любых подобных акций не только со стороны МВД КСА, но с начала «арабской весны» это также санкционировано особой фетвой Верховного Совета улемов со ссылкой на прецеденты в исламском праве, запрещающем распространение «фитны». Однако, по мнению наблюдателей, такая активность шиитской молодежи, хотя и объединенной в отдельные группы и структуры, тем не имеет четких программ, лидеров, и скорее объединяет участников этих сообщество не столько общность целей, сколько неприятием нынешнего режима и желанием изменить ситуацию, а также для выброса протестной энергии. В данном случае применяется опыт их коллег из соседнего Бахрейна, где социальные сети активно использовались во время шиитских волнений для координации уличных протестов, привлечения единомышленников, распространения критических антиправительственных материалов и т.д. Отметим, что в марте 2012 некоторые оппозиционные саудовские шиитские интернет-сообщества — «Day of Qatifi Rage for the Release of Forgotten Prisoners», «Eastern Province Revolution», «Free Dignity Movement», «Free Youth Movement», «Youth Reform Movement» и др. объединились в одну группу «the Freedom and Justice Coalition», созданной по образу образцу бахрейнской «Bahraini February 14 Youth Coalition». Конечно по понятным причинам, многие активные блогерры и участники действуют под вымышленными никами, скрывая размер своих групп и членство, опасаясь репрессий со стороны властей, т.к. по имеющимся данным в сентябре 2012 года, один из ее основателей — активист Хамза аль-Алави Шакури вынужден был покинуть страну. Несмотря на то, что деятельность этой группы направлена в основном на аудиторию в Восточной провинции, с целью «освещения новостей продемократического движения в Аш-Шаркии», она также пользуется поддержкой подобных групп из некоторых других регионов (Хиджаз и др.). Власти осознают важность социальных сетей в настоящее время, поэтому не без их участия были созданы «альтернативные» группы в тех же социальных сетях с целью дискредитировать деятельность шиитских групп в Восточной провинции как исключительно сепаратистские и проиранские. По мнению ряда наблюдателей, властям даже удалось добиться определенного стратегического успеха, т.к. именно этим частично объясняется причина провала протестных акций в королевстве, а шиитскому движению не удалось получить поддержку суннитов, поэтому «арабская весна» в Саудовской Аравии вопреки всем первоначальным прогнозам, не случилась.

Таким образом, трудности взаимоотношения, а также несогласия с целями и методами в борьбе за свои права, между «поколением отцов и детей» шиитской общины Аш-Шаркии явно имеют место. Представители старшего поколения, несмотря на положительные оценки такого «революционного энтузиазма» среди своей молодежи, тем нее весьма критично относятся к подобным методам. Они полагают, что такая поспешность, горячность, а иногда и наивность, когда молодежь желает действовать по примеру своих ровесников поколения «арабской весны» из других стран, не совсем подходит для ситуации в Восточной провинции. По их убеждению протестные акции не могут «вдохновить» аналогичный процесс по всему королевству, сопоставимый с египетским протестным движением. За долгие годы политической деятельности «отцы» накопили уже значительный опыт и реально оценивают свои силы «Мы в меньшинстве, мы провинция, мы не можем спровоцировать революцию».

Кроме того, шииты по-прежнему остаются в глазах суннитского большинства КСА мятежным религиозным меньшинством с сепаратистскими настроениями, «пятой колонной» Ирана и т.д. Как показывает обзор саудовской прессы, даже многие либеральные журналисты — сунниты, критиковавшие салафитские устои саудовского государства, в отношении шиитов были предельно жестки, призывая навести порядок в провинции «железной рукой». Однако властям все же придется извлечь уроки из сложившейся ситуации и начать реальные реформы по достижению религиозного компромисса, а также изменения ситуации с правами человека. Очевидно, несмотря на все попытки «выровнять» ситуацию в Восточной провинции, снизить накал протестных акций пока не удается. Несомненно, что Эр-Рияд беспокоит, что «фитну» пытается использовать Тегеран, который с началом «арабской весны» активизировал применение «мягкой силы» для усиления своего влияния на события не только в Королевстве Бахрейн, но и в Восточной провинции, причем особое внимание обращается именно на молодежь. Серьезную роль на «информационном фронте» играют арабоязычный иранский канал «Аль-Алям», а также ливанский «Аль-Манар», на которых текущие события в регионе освещаются под «шиитским» углом зрения. Именно эти два канала, согласно опросам, пользуются особой популярностью у шиитского населения Аш-Шаркии и Бахрейна в качестве альтернативы официальным «Аль-Арабии» и «Аль-Джазире». Это особенно должно волновать Эр-Рияд в связи с ситуацией вокруг Сирии, которую  часть радикализированной шиитской молодежи рассматривает как прямое межконфессиональное противостояние.

52.27MB | MySQL:103 | 0,663sec