Ливия: нефтедобыча и племенной фактор

Племенной фактор все активнее и активнее начинает влиять на объемы добычи и экспорта нефти из Ливии. Племенная верхушка недовольна своим положением стороннего наблюдателя в этом процессе и стремится получить свою долю от природной ренты. В ливийских реалиях это называется плата за охрану, как самих нефтяных месторождений, так и нефтепроводов и всей инфраструктуры в целом.

Слабость государственной вертикали привела к тому, что уже с середины лета с.г. племена надежно блокируют нормальную работу нефтяных месторождений и терминалов в стране. Наиболее явственно этот процесс можно наблюдать на юге и востоке страны. Так, племенной шейх племени мхарба Ибрагим аль-Джардан блокирует нефтяные месторождения Эс-Сидер, Рас Лануф, Марса Аль-Харига с июля с.г. Триполи пока не торопится выполнять его требования о выплате «достойной оплаты», несмотря на то, что племя мхарба контролирует значительную часть побережья на востоке страны и представляет собой довольно серьезную военную силу. В этой связи в заявлениях И.аль-Джардана все более настойчиво проступают настроения о полной автономии от центра.

Этот племенной шейх родом из г.Адждабийя на границе между Триполитанией и Киренаикой и имеет непростую историю взаимоотношений с властями. Сейчас ему только тридцать лет. В 2005 году он был арестован «за связи с оппозиционерами за границей». Судя по всему, ему были вменены в вину  и его родственные тесные связи с соплеменниками в Чаде. Из столичной тюрьмы Абу Салим он вышел только за два дня до начала восстания против Каддафи и сразу же примкнул к его противникам. После свержения лидера Джамахирии вошел в число сторонников т.н. «федерального устройства» страны. Сейчас его вооруженная милиция составляет 3000 бойцов. Напомним, что в настоящее время он все более открыто выступает за предоставление статуса автономии контролируемой им территории. В 2012 году он уже блокировал нефтетерминалы в Харудже и Сидре, требуя равноценного количества депутатских мест для трех регионов страны в новом парламенте. Сейчас ливийский парламент -Всеобщий народный конгресс строится на системе квотирования в пропорциональной зависимости от количества населения регионов. В результате федеральными властями с ним был достигнут компромисс.   И.аль-Джардана получил под свою официальную «охрану» центральные районы страны вместе с нефтяными месторождениями. В этой связи им даже был сформирован из племенного ополчения т.н. Petroleum Facilities Guard. Однако в марте с.г. конфликт с Триполи  возобновился. По утверждению И.аль-Джардана, министр нефти страны А.аль-Аруси не выплачивал ему положенную зарплату за охрану нефтяных месторождений. Переговоры властей с его двумя старшими братьями Салемом и Халидом пока результата не дали.

И.аль-Джардан также имеет очень неплохие отношения с племенными группами тубу на юге Ливии. По некоторым данным, они уже направили 225 своих бойцов в город Адждабийя для поддержки отрядов И.аль-Джардана. Несмотря на малое количество бойцов в своем племенном ополчении, тубу несомненно могут блокировать юго-западные нефтяные поля  Элефант, Мурзуг и Шарара, которые они сейчас охраняют. Ситуацию еще обостряет и тот момент, что после падения режима М.Каддафи тубу начал открытые боевые действия с лояльными  диктатору племенами звай. Последние,   в свою очередь, имеют союз с племенами каддафа и барази. Все это является серьезной предпосылкой к возникновению в этом районе серьезного вооруженного противостояния уже в самом скором времени.

Центральные власти в этой связи предпринять ничего реального не могут. Делегация посредников из Триполитании и Джабаль Нафуса в конце сентября с.г. посетила штаб-квартиру И.аль-Джардана в Адждабии, но вернулась ни с чем. Военные возможности у Триполи  также недостаточные. Руководитель специальных сил Киренаики Ванис Букмада почел за благо не выполнять распоряжения премьера А.Зейдана разблокировать терминалы.

Президент ВНК и член «Братьев-мусульман» Нури Али Абусамэйни привлек к этому вопросу депутата от Себха  председателя энергетического комитета ВНК, также исламиста Наджи Мухтара. Последний передал И.аль-Джардану 4 млн динар якобы за снятие блокады. Позднее он, однако, заявил, что это были его собственные деньги. Ряд экспертов в этой связи указывают, что эта сумма была передана полевому командиру в обмен на его молчание в отношении ряда высокопоставленных деятелей «братьев», которые активно участвуют в незаконной торговле нефтью. То есть нефть продолжает отгружаться, но только минуя государственные каналы. Собственно и «нейтральность» местных силовиков в этом случае вполне объяснима.

Таким образом, налицо серьезный кризис властных структур в сегодняшней Ливии, что мы косвенно почувствовали на примере эпизода с нападением на российское посольство в Ливии. Идет борьба за нефтяные ресурсы, причем участников этой борьбы в разы больше, чем самих нефтяных месторождений. Когда эта система номализуется, сказать очень сложно. Особенно если учесть то, что, как теперь становится известно, значительная часть нефтяного экспорта осуществляется «втемную» в интересах отдельных лиц. И довольно влиятельных. В этой связи говорить о том, что  хаос в стране скоро завершится, было бы неправильным, поскольку он устраивает наиболее мощных игроков в политической и племенной верхушке Ливии.

52.47MB | MySQL:103 | 0,547sec