Багдад и Эрбиль: нефтяные споры

Согласно новой энергетической стратегии Ирака, власти этого арабского государства рассчитывают до 2030 г. продать нефти и газа на 6 трлн долларов. Причем к следующему году суточную добычу «черного золота» планируется увеличить до 4,5 млн баррелей, а к концу текущего десятилетия производство сырья, как ожидается, удвоится, достигнув 9 млн баррелей в сутки.

Кроме того, в долгосрочной перспективе Багдад планирует выйти на уровень в 12 млн баррелей в сутки, что превысит нынешние показатели России и Саудовской Аравии, которые уверенно лидируют в мире по объемам нефтедобычи.

Для достижения поставленных целей Ирак готов инвестировать в нефтегазовую отрасль 620 млрд долларов в течение 20 лет.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что страна собирается развивать и другие отрасли экономики. При этом ожидается, что к 2020 г. несырьевой сектор государственного хозяйства будет развиваться быстрее, чем нефтегазовая индустрия.

Тем не менее определенным ингибитором эффективного осуществления обозначенных планов являются напряженные отношения Багдада с Эрбилем. Ранее центральное правительство согласилось с тем, что курдская автономия будет сбывать нефть через Багдад, а прибыль – делиться поровну.

Однако позже Эрбиль заявил, что Багдад не перечисляет финансовые средства, и начал самостоятельный экспорт. Так, курдская сторона подписала с властями Турции соглашение о прямом экспорте газа и нефти без согласования с центральным правительством. В ответ на это Багдад пригрозил судом компаниям, сотрудничающим с Эрбилем.

Не секрет, что главным препятствием эффективного политико-экономического диалога Ирака и Иракского Курдистана являются вопросы, связанные с добычей и экспортом нефти.

Согласно Конституции Ирака, Курдистан имеет статус федерального района и очень широкие полномочия даже для субъекта федеративного государства: право на собственное законодательство (при условии не противоречия федеральной Конституции); собственную систему законодательной, исполнительной и судебной власти; собственные силы безопасности, собственные представительства при иракских посольствах за рубежом.

К исключительной сфере полномочий федерации относятся только такие основные вопросы, как внешние сношения, оборона, финансовая и фискальная политика, торговля между регионами Ирака и управление водными ресурсами, поступающими из-за пределов страны.

Все остальное относится к сфере совместной компетенции или к исключительной компетенции регионов. При этом даже в вопросах, относящихся к совместной компетенции, законы регионов имеют приоритет перед федеральными.

Положения Конституции Ирака, касающиеся эксплуатации богатейших нефтяных ресурсов страны, намеренно сделаны предельно расплывчатыми. Нефть и газ признаются собственностью всего иракского народа, а управление добычей нефти из существующих на данный момент месторождений будет осуществляться федеральным правительством совместно c добывающими регионами и провинциями.

Доходы от экспорта нефти будут справедливо делиться между частями страны в соответствии с демографическим распределением населения.

Следует особо подчеркнуть, что, согласно Конституции Ирака, федеральное правительство и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую политику по развитию нефтяного сектора с целью получения максимальной выгоды для иракского народа, используя самую современную технологию и поощрение инвестиций.

Примечательно, что Иракский Курдистан, носящий конституционно закрепленный статус федерального района, принял в 2006 г. региональный закон «Об иностранных инвестициях», положение которого гласит, что иностранный инвестор не имеет прав собственности на земельные участки, в недрах которых находятся залежи газа, нефти и других минеральных ресурсов.

Важно заметить, что в действующем законодательстве Ирака отсутствует четкое определение порядка разработки вновь открытых месторождений. Он, по всей видимости, должен быть определен иракским рамочным законом об углеводородах, проект которого вот уже шесть лет активно обсуждается в парламенте страны.

Стоит отметить, что споры различных этнических и конфессиональных групп Ирака по поводу нефтяных запасов месторождения Киркук явились одним из факторов, который до сих пор не позволил принять долгожданный закон. Притязания на это богатейшее месторождение имеют помимо курдов, еще и арабы-сунниты, на территории которых в настоящее время отсутствуют действующие нефтяные месторождения.

Как представляется, в ближайшей перспективе «битва за Киркук» не позволит иракскому парламенту договориться и принять закон, который так ждут потенциальные иностранные инвесторы. Тем не менее работа в этом направлении все-таки ведется. Комитет по пересмотру Конституции Ирака официально назвал свои долгожданные рекомендации относительно конституционных поправок. Однако он оставил решение многих вопросов, включая распределение доходов от экспорта энергоносителей, на усмотрение политических лидеров, которые разрешат их в интересах государства и смогут гарантировать соблюдение прав всех сторон.

Представители курдской автономии в Комитете выступали за право региональных властей заниматься вопросом распределения нефтедолларов. Сунниты и шииты, в свою очередь, поддерживали идею контроля над получением и распределением доходов со стороны центрального правительства.

Принципы и механизмы, посредством и при помощи которых должны собираться и распределяться доходы, все еще остаются спорными. Тем не менее большинство зарубежных обозревателей сходится во мнении, что юридическая форма справедливого распределения нефтедолларов решающе важна для экономического развития и политической стабильности Ирака в будущем.

Ранее центральное правительство согласилось с тем, что Иракский Курдистан будет продавать нефть через Багдад, а прибыль будет делиться между сторонами. Вскоре после этого в  курдском руководстве заявили, что центр не перечисляет полагающиеся им денежные средства, и начали самостоятельный экспорт.

Реакция Багдада на  действия Эрбиля была ожидаемо жесткой. В частности, иракское правительство заявило, что любой экспорт углеводородов по заключенным независимо от Багдада соглашениям с Эрбилем считается контрабандой и расхищением собственности иракского народа. Однако это не смутило курдское руководство, а, скорее, наоборот подстегнуло к дальнейшим действиям. Так, по заявлению Министерства природных ресурсов Иракского Курдистана, курдской стороной самостоятельно, без поддержки Багдада, ведется строительство нефтепровода  в Турцию.

Стоит напомнить, что впервые курдская автономия начала самостоятельный экспорт нефти со своей территории задолго до 2012-2013 гг. Однако в течение последних нескольких лет Эрбиль постоянно спорил с Багдадом по поводу своей доли в рамках общего объема доходов от нефтяного экспорта.

В 2010 г. центральное правительство Ирака подписало соглашение с курдским региональным правительством, позволяющее экспорт нефти на внешний рынок. Годом ранее Багдад уже пошел на уступки Эрбилю. По причине экономических трудностей, вызванных снижением цен на нефть и, как следствие, падения доходов, курдской автономии было разрешено экспортировать 60 тыс. баррелей нефти ежесуточно. Однако ситуация кардинальным образом не поменялась, так как Эрбиль самовольно осуществлял поставку энергоносителей, не дожидаясь юридического разрешения от федеральной власти.

Совершенно очевидно, что в сложившейся обстановке, когда де-факто Эрбиль экспортирует топливо в обход запретам Багдада, для иностранного бизнеса представляется возможным начать вести полномасштабную деятельность на севере Ирака.

В 2013 г. курдская сторона подписала с властями Турции соглашение о прямом экспорте углеводородов с собственной территории без согласования с Багдадом. Центральное правительство, в свою очередь, пригрозило судом компаниям, сотрудничающим с курдами.

Невзирая на недовольство Багдада, Эрбиль продолжает отстаивать свою экономическую и энергетическую автономность, предпринимая конкретные шаги на этом пути. Например, после заключения американо-турецкого соглашения о совместной разведке нефти на территории Иракского Курдистана правительство курдской автономии намерено построить очередной нефтепровод для поставок сырья в Турцию.

Как ожидается, через эту магистраль будет вестись экспорт 500 тыс. баррелей тяжелой нефти в сутки с месторождений, расположенных в районах Акра, Шейхан и Бардараш. Трубопровод станет дополнением к еще одному нефтепроводу в Турцию с мощностью 400 тыс. баррелей в сутки, строительство которого уже почти завершено.

Состоявшийся весной 2013 г. визит премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в США, в ходе которого он заявил о достигнутых договоренностях с американским концерном ExxonMobil в Иракском Курдистане, стал своеобразным катализатором укрепления энергетических связей Эрбиля и Анкары.

В частности, сторонами предусмотрено, что Турция получит доли курдского регионального правительства в совместных с ExxonMobil проектах. Другие подробности договора не уточняются.

Курдская автономия готова экспортировать 250 тыс. баррелей сырья в сутки. По прогнозам, объемы поставок могут увеличиться до миллиона баррелей в сутки к 2015 г. и 2 млн баррелей в сутки к 2019 г.

Стоит напомнить, что Турция ранее отказывалась от сотрудничества с Иракским Курдистаном. Анкара опасалась, что поддержка этого региона приведет к тому, что турецкое курдское меньшинство также потребует самостоятельности. Однако в последнее время Турция пересмотрела свою внешнюю и энергетическую политику по отношению к Эрбилю в связи с необходимостью получить доступ к более дешевой нефти.

В начале года сообщалось, что Иракский Курдистан уже начал поставки нефти в Турцию. Первую партию сырья доставили к турецкому средиземноморскому порту Мерсин автотранспортом. Как удалось выяснить из достоверных источников, объем этой поставки составил более 12 тыс. т. При этом курдская сторона заявила, что рассчитывает интенсифицировать поставки. По заявлению министра природных ресурсов Иракcкого Курдистана Ашти Хаврами, к 2019 г. более 3 млн баррелей нефти в сутки будут поставляться через северный энергетический коридор из Ирака в Турцию и на международный рынок.

Если энергетические связи Эрбиля и Анкары окажутся удачными, то курдская автономия в перспективе может стать самостоятельным игроком на мировом рынке углеводородов и использовать полученные средства для поддержки движения за автономию в составе Ирака.

С этим стоит согласиться, добавив один ключевой момент: это станет возможным лишь при помощи крупных зарубежных нефтяных компаний, имеющих уникальные технологии и не стесненных в финансовых средствах.

Сегодня доказанные запасы нефти в Ираке составляют около 150 млрд баррелей, что позволяет стране занять пятую строчку в мире по этому показателю. Иракский Курдистан обладает внушительными потенциальными залежами «черного золота» — около 45 млрд баррелей. Кроме того, бурение новых скважин способно повысить этот объем до 115 млрд баррелей.

Если несколько лет назад желающих попытать счастье в курдских недрах было немного, то сегодня, по заявлению Ашти Хаврами, на территории курдской автономии ведут свою деятельность 50 иностранных компаний, занятых в углеводородной сфере. По словам курдского министра, они инвестируют от 15 до 20 млрд долларов в разведку нефти и природного газ. Чем же обусловлен столь высокий интерес зарубежного бизнеса к курдской нефти?

Инвестиционный климат Иракского Курдистана вполне благоприятный для вложения инвестиционных средств. Степень различных рисков, с которыми могут столкнуться потенциальные инвесторы, гораздо ниже, чем в других районах и провинциях государства, особенно учитывая высокий уровень безопасности в иракской автономии.

Высокую инвестиционную привлекательность энергетического рынка Иракского Курдистана доказала одна из крупнейших в мире нефтяных компаний ExxonMobil, которая начала сотрудничество с курдской стороной, при этом лишившись права на работу с Багдадом.

Несмотря на влияние США на политико-экономическую жизнь Ирака, Багдад наложил определенные санкции на этот концерн, отстранив его от участия в четвертом аукционе по лицензированию иракских недр (май 2012 г.).

Причиной стали двусторонние сделки с Иракским Курдистаном, заключенные  ExxonMobil в обход центральной власти Ирака. Багдад также заявил, что не признает соглашение между американской и курдской сторонами легитимным и в ответ на подобные действия может разорвать контракт с компанией на разработку «Западной Курны-1». В итоге, несмотря на предостережения центральных властей, ExxonMobil все же сообщила  о намерении продать свою долю в этом проекте.

В конце 2011 г. компания подписала контракт на разведку и разделение продукции в шести углеводородных блоках, расположенных в Иракском Курдистане. В настоящее время сторонами подписаны дополнительное соглашение по строительству базового лагеря для работ в Иракском Курдистане.

Примеру ExxonMobil  последовали другие крупные зарубежные нефтяные компании, среди которых следует назвать Total и Chevron, подписавшие контракты на разработку курдских месторождений.

Кроме того, официальный представитель одной британской сервисной компании заявил, что доволен работой в Иракском Курдистане, которая заключается в предоставлении услуг компаниям, ведущим бурение, добычу, экспорт и транспортировку «черного золота».

В ответ на это Багдад отреагировал следующим образом: Ирак может выдать компании BP разрешение на добычу нефти на месторождении Киркук для увеличения объемов нефтепроизводства в стране. В этой связи в скором времени ожидаются переговоры с британской нефтяной компанией о заключении соответствующей многомиллиардной  сделки.

В свою очередь, Эрбиль считает спорными территории где находится данное месторождение и выступил против этого решения центральных властей, мотивировав свою позицию тем, что Багдад нарушает закон, поскольку не позволяет курдской стороне расширить мощности добычи нефти.

Учитывая названные выше иракские политико-экономические и правовые хитросплетения, автор полагает разумным предложить несколько собственных рекомендаций иностранным инвесторам, желающим закрепиться на рынке этого арабского государства.

Зарубежным компаниям стоит начать вести переговоры не только с региональной властью Иракского Курдистана, но и с представителями крупного курдского бизнеса. Сейчас очень важно налаживать двустороннее сотрудничество как на политическом, так и на предпринимательском уровне.

Иностранным игрокам следует наиболее продуктивным образом осуществить демонстрацию своих технологических разработок, оборудования и услуг, а также завязать необходимые контакты с курдскими правительственными организациями и наладить связи с потенциальными партнерами по бизнесу.

Однако для полноценного и эффективного двустороннего сотрудничества крайне необходима консолидация бизнес-кругов самого Иракского Курдистана с тем, чтобы они стали партнерами в реализации совместных будущих проектов с иностранной стороной. Сделать это будет нелегко, поскольку инфраструктура Иракского Курдистана находится в ранней стадии развития, поэтому требует солидных вложений на протяжении нескольких лет.

52.14MB | MySQL:103 | 0,534sec