Ситуации в Ливане: октябрь 2013 г.

Основной политической проблемой Ливана в октябре 2013 года оставался затяжной кризис, связанный с формированием правительства. Ливанские газеты отмечают, что Таммам Салам, которому в апреле президентом Мишелем Сулейманом было поручено формирование нового кабинета министров, побил рекорд, установленный в 1969 году Рашидом Караме. Страна живет без правительства уже 7 месяцев.

Затянувшийся правительственный кризис, не позволяющий решить ни проблемы безопасности страны, ни острые экономические вопросы, вызывает все большее недовольство, проявляющееся даже у представителей духовенства различных конфессий. 18 октября суннитский муфтий Ливана шейх Мухаммед Рашид Каббани в своей проповеди, посвященной празднику Ид аль-Адха, подверг ливанских политиков резкой критике, назвав их «главной бедой Ливана». Шейх, в частности, отметил: «Наши политики настолько погружены в свои амбиции, что забыли об ответственности перед гражданами страны. После войны, в девяностые годы мы надеялись, что им удастся построить в Ливане сильное государство. Вместо этого они нарушили все запреты, все табу. Даже не отдавая себе отчета, они принимают участие в разрушении государства и дискредитировали само понятие демократии. Ничто так не разделяет ливанцев как их политики, некоторые из которых служат Западу, а другие видят свой интерес на Востоке». В этих условиях, подчеркнул Каббани, многие ливанцы «поставлены перед выбором: либо эмигрировать из Ливана, часто с риском для жизни, как наши сыновья из Аккара (намек на недавнюю гибель ливанцев-эмигрантов у берегов Австралии) либо медленно умирать в этой стране». Шейх призвал всех арабов «не доверять проекту нового Ближнего Востока с разделением стран по религиозному признаку, при котором Израиль выступит в роли главного колонизатора».

С похожими инвективами в адрес политических сил страны выступил и духовный глава друзов Ливана шейх аль-акль Наим Хасан. На проповеди, посвященной празднику Ид аль-Адха, он заявил: «Те, кто сидят на ответственных постах, вовлечены в конфликты, расколы и фракционные сговоры, основанные на их личных эгоистических интересах или приверженности иностранным покровителям. Наши политики жадны и эгоистичны. В стране нет настоящего парламента, нет правительства и законодательной власти. Нет настоящих выборов. Но есть обструкция, соперничество и политический торг. Необходимо срочно начать реформу, прежде чем коррупция не парализует самый верх государственной пирамиды». Духовный глава друзов призвал народ Ливана доверять армии и государственным службам безопасности и оказывать им всяческое содействие в борьбе с терроризмом и установлении гражданского мира.

Основная интрига заключается, как и прежде в принципе формирования правительства. «Хизбалла» и ее союзники настаивают на формуле 9+9+6, при которой по девять министров назначаются соперничающими Коалициями 8 и 14 марта и имеют право вето, в то время как 6 министров представляют нейтральные силы. В то же время Коалиция 14 марта продолжает настаивать на формуле 8+8+8, при которой соперничающие политические силы и нейтралы имеют по восемь постов в кабинете и ни одна из партий, формирующих кабинет, не имеет права вето.

Эту позицию в очередной раз озвучил один из лидеров Коалиции 14 марта, председатель партии «Ливанские силы» Самир Джаджа, выступая на партийной конференции 17 октября с.г. Он заявил о том, что формирование правительства по принципу 9+9+6 сделает невозможным эффективное выполнение распоряжений президента и премьер-министра и подорвет работу кабинета министров. Джаджа в очередной раз обрушился с резкой критикой в адрес Сирии, обвинив спецслужбы этой страны в организации террористических актов в Триполи в конце августа этого года. Он потребовал от президента Ливана немедленно отозвать ливанского посла из Дамаска и выслать посла Сирии из Бейрута. Неготовность Коалиции 14 марта к компромиссам или отказу от своей позиции подтвердил и лидер суннитского движения «Аль-Мустакбаль» («Будущее»), бывший премьер-министр Фуад Синьора на встрече со спикером парламента Ливана Набихом Берри.

Между тем у «Хизбаллы» неожиданно появился новый союзник в лице лидера Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП) Валида Джумблата. Давно отмечено, что Джумблат является чутким барометром ситуации. Его жесткая антисирийская позиция, берущая отсчет с «кедровой революции» 2005 года сменилась в августе 2009 года курсом на примирение с Дамаском. В 2011 году этот ветеран ливанской политики вновь перешел к непримиримой антисирийской риторике, заявив, что в нынешнем конфликте в Сирии он скорее на стороне «Джабхат ан-нусры», чем Асада. 14 марта в интервью газете «Ас-Сафир» он неожиданно заявил, что поддерживает предложение «Хизбаллы» о формировании кабинета министров по принципу 9+9+6. Джумблат также отметил, что выступает категорически против разоружения «Хизбаллы» и вытеснения этого движения из ливанской политики. Лидер ливанских друзов поддержал идею конференции «Женева-2», заявив, что при всем его резко отрицательном отношении к Башару Асаду, с ним пока нельзя не считаться, а слухи о его политической смерти оказались преждевременными. Ничего удивительного в этом повороте нет. Джумблат прежде всего озабочен выживанием своей партии и своей общины, а значит будет иметь дело с любыми политическими силами, способствующими реализации его интересов. Следует отметить, что его позиция часто является критически важной, несмотря на малый удельный вес его общины (180 тысяч друзов живет в Ливане). Без одобрения ПСП формирование нового правительства просто невозможно, за что Джумблат получил среди ливанских политиков прозвище «делателя королей». Кроме того, несмотря на постоянную резкую критику Башара Асада, Джумблат продолжает поддерживать с сирийским руководством канал связи через своего сына Тимура, постоянно без особой рекламы посещающего Дамаск.

Такое поведение ливанского политика сразу же заслужило похвалу спикера ливанского парламента Набиха Берри, отметившего, что при всех колебаниях Джумблат всегда был реалистом и настоящим патриотом Ливана. «Он никогда не переступал за линию, за которой начинается пренебрежение национальными интересами», — отметил Берри. В то же время Самир Джаджа подверг позицию Джумблата резкой критике, отметив, что теперь Коалиции 14 марта тем более не стоит соглашаться на предложение о формировании правительства, исходящего от «Хизбаллы», так как тогда в новом правительстве будет уже не девять, а одиннадцать министров от Коалиции 8 марта, учитывая министров от ПСП.

Еще одним доказательством того, что «Хизбалла» продолжает сохранять свои сильные позиции, является то, что Евросоюз, невзирая на бойкот ее военной организации (чисто декоративная мера), продолжает рассматривать ее как значимую политическую силу в Ливане. 12 октября депутаты от движения «Хизбалла» Али Файяд и Али Баззи были вместе с делегацией ливанских политиков приняты в Париже министром иностранных дел Франции.

Последняя неделя октября в Ливане была отмечена новой вспышкой насилия в г.Триполи. В результате межконфессиональных столкновений там погибли 14 человек, 57 получили ранения. Впрочем, эксперты из ливанской газеты «Аль-Ахбар» полагают, что силы, противодействующие «Хизбалле» из числа суннитской общины, симпатизирующие Сааду Харири, не смогут создать равновесные этому движению вооруженные формирования. У суннитских боевиков отсутствуют дисциплина и боевой опыт. Кроме того их положение затрудняется личным соперничеством между генералом Ашрафом Рифи, бывшим руководителем одной из ливанских спецслужб, формирующим по призыву Харири суннитскую милицию на севере Ливана, и командиром военного крыла движения «Мустакбаль», бывшим полковником ливанской армии Амидом Хаммудом.

Не исчезла полностью и террористическая угроза в Бейруте. 12 октября в южном шиитском пригороде ливанской столицы силами ливанской армии быль обезврежен автомобиль «Гранд Чероки», начиненный сотней килограммов взрывчатки.

Позитивными итогами октября в сфере безопасности стало освобождение девяти ливанских паломников-шиитов, захваченных ранее сирийским антиправительственными группировками и ответное освобождение ливанскими шиитами двух пилотов «Турецких авиалиний». Урегулированием кризиса занимался руководитель Ливанской службы общей безопасности (Surete generale) генерал Аббас Ибрагим, считающийся ставленником «Хизбаллы». Разрешению кризиса предшествовали неоднократные поездки генерала в Анкару, где он встречался со своим коллегой Хаканом Фиданом и в Дамаск. По мнению журналистов ливанской газеты Daily Star, не последнюю роль в освобождении заложников сыграл и нынешний эмир Катара, заинтересованный в урегулировании ливанской ситуации и недопущении слишком резкого усиления саудовских позиций в этой стране. Вдохновленный успехом Ибрагима, Патриарх Антиохийской православной церкви Юханна Язиджи уже провел с генералом консультации о содействии в освобождении двух сирийских православных епископов, удерживаемых, по некоторым данным, боевиками  Сирийской свободной армии (ССА).

Большие надежды возлагаются в Ливане на наметившееся разблокирование американо-иранских отношений. Многие ливанские политики понимают, что ключи от ливанского кризиса лежат в Эр-Рияде, Вашингтоне и Тегеране. 2 октября спикер ливанского парламента Набих Берри, присутствовавший на Межпарламентской ассамблее в Женеве, встретился со спикером иранского Меджлиса Али Лариджани. Он призвал Тегеран нормализовать отношения с Эр-Риядом, что благотворно скажется на региональной стабильности и обстановке в Ливане.

В целом октябрьская динамика показывает, что острый внутриполитический кризис, начавшийся в Ливане весной этого года, остается непреодоленным. Обстановка в Ливане продолжает сильно зависеть от сирийского конфликта, а относительная стабильность в стране держится на хрупком консенсусе основных политических сил. Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от хода конференции «Женева-2» по Сирии и изменений в позициях ведущих региональных акторов.

52.32MB | MySQL:103 | 0,576sec