Ситуация в Марокко: октябрь 2013 г.

10 октября король Мохаммед VI назначил новое правительство Марокко, которое вновь возглавил представитель исламистской Партии справедливости и развития (ПСР) Абдельилла Бенкиран. Таким образом завершился правительственный кризис, начавшийся в июле с.г. после решения национал-консервативной Партии Истикляль (ПИ) выйти из правительственной коалиции, в составе которой она имела шесть портфелей. В составе коалиции ПИ заменила партия Национальное объединение независимых /НОН/. Главная перестановка в новом кабинете коснулась ключевого поста главы МИД. Отныне это ведомство вместо исламиста Саадэддина Османи возглавит лидер НОН Салахеддин Мезуар. Еще один итог перестановок – исламисты отныне составляют меньшинство в правительстве. Другое отличие – в составе нового кабинета – 6 женщин вместо единственной в прежнем.

Лидера проберберской партии НД Мохсена Лаенсара на посту главы МВД сменил представленный «технократом» Мохаммед Хассад. Министром-делегатом при МВД стал еще один беспартийный – Шерки Драисс. Оба они ранее занимали высокие посты в этом ведомстве.

До этого старые союзники (ныне – противники) ПСР и ПИ сошлись в схватке за депутатский мандат на довыборах в Палату представителей (нижняя палата марокканского парламента) в избирательном округе Мулай Якуб в духовной столице королевства городе Фес. Там победу одержал представитель ПИ Лахсен Шехби, опередивший пятерых конкурентов, в том числе исламиста Мохаммеда Юсефа. Ранее, в феврале с.г. в этом избирательном округе победил представитель ПСР, однако результат выборов был аннулирован Конституционным советом из-за «участия иностранцев» на одном из предвыборных митингов (под иностранцами подразумевались приглашенные на митинг палестинцы).

Главный инициатор выхода ПИ из правительственной коалиции – лидер партии и мэр Феса Хамид Шабат. Он же стал главным критиком кабинета, которого националисты обвиняют в бездеятельности.

Довыборы прошли также в провинции Сеттат (50 км к востоку от Касабланки). Там, также как в феврале, вновь был избран представитель входящей в правительственную коалицию НД Хишам Хаарами.

В ноябре 2011г. в контексте «арабской весны» ПСР одержала победу на парламентских выборах, однако не смогла получить абсолютного большинства голосов. Поэтому исламисты были вынуждены взять себе в «попутчики» ПИ, НД и Партию прогресса и социализма (ППС). Правительственный кризис задержал реализацию непопулярных мер, связанных с реформой т. н. Компенсационной кассы, благодаря которой в Марокко долгое время искусственно поддерживались относительно низкие цены на товары первой необходимости. В 2012 г. государство израсходовало на эти цели 4,9 млрд евро, что составляет 6% ВНП. Государство приступило к реформе Компенсационной кассы в сентябре, частично сняв субсидирование цен на нефтепродукты.

Еще до формирования нового кабинета А.Бенкиран направил в профильные министерства письмо относительно бюджета на 2014 год, в котором подтвердил намерение «ускорить реализацию важных структурных реформ».

В октябре в очередное турне по странам Северной Африки отправился спецпредставитель генсека ООН по Западной Сахаре Кристофер Росс. 14 октября он начал переговоры с марокканскими официальными лицами в Рабате, и в частности, с новым главой МИД С.Мезуаром и спикерами двух палат парламента. Эта поездка К.Росса стала первой после того, как весной с.г. Совет Безопасности ООН продлил мандат Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso), развернутой в сахарских провинциях в 1991 г.

Спецпредставителю вряд ли удастся решить задачу урегулирования западносахарской проблемы из-за разных подходов к ней заинтересованных сторон. Как известно, Марокко предлагает сахарским провинциям самую широкую автономию, Алжир и сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО требуют проведения под эгидой ООН референдума о самоопределении.

В 2012 г. Марокко выступило против продолжения миссии К.Росса, обвинив его в отсутствии беспристрастности в вопросе западносахарского урегулирования.

Весной 2013 г. Марокко в штыки восприняло американское предложение расширить мандат Minurso, поручив Миссии контроль за соблюдением прав человека в сахарских провинциях. Принятая тогда Советом Безопасности ООН резолюция ограничилась требованием к королевству «улучшить ситуацию» с правами человека.

Как признал в выступлении в парламенте 11 октября король Мохаммед VI, «ситуация (вокруг сахарских провинций-авт.) тяжелая, ничего не решено, и маневры противников нашего территориального единства не прекратятся». Он повторил прием своего отца, покойного Хасана II, призвав «всех марокканцев к мобилизации». «Вместо того, чтобы ждать атак наших противников, а затем отвечать на них, надо заставить их перейти к обороне», — заявил он.

К визиту К.Росса в Эль-Аюн – административный центр сахарских провинций – несколько сотен сторонников их независимости попытались провести 19 октября манифестацию. Она была пресечена силами безопасности. В завязавшихся столкновениях ранения получили пятеро полицейских и десятки местных жителей. На следующий день аналогичные инциденты имели место в г.Смара (200 км к юго-востоку от Эль-Аюна). Что касается К.Росса, то он провел в Эль-Аюне встречи с местными властями, а также с представителями гражданского общества – сторонниками и противниками независимости сахарских провинций. В дальнейшем он должен был посетить Мавританию и Алжир.

30 октября Марокко отозвало «для консультаций» своего посла в Алжире, отреагировав таким образом на заявление президента АНДР Абдельазиза Бутефлики относительно сахарских провинций, названное Рабатом «провокационным» и «чрезвычайно агрессивным». Заявление от имени А.Бутефлики было озвучено двумя днями ранее на международной конференции в Абудже. В нем он указал на «настоятельную необходимость учреждения международного механизма по контролю за соблюдением прав человека в Западной Сахаре». В ответ марокканское официальное информационное агентство МАП обвинило Алжир в стремлении «установить свою гегемонию в регионе». В ходе встречи с представителями СМИ министр информации Марокко Мустафа Хелфи заявил, что «назвав Марокко страной – оккупантом», президент Алжира «перестал быть нейтральным».

В Алжире решение Рабата об отзыве посла назвали «необоснованным». Там не стали прибегать к аналогичной ответной мере. Как отмечалось в заявлении МИД по этому поводу, «принципиальная позиция Алжира о необходимости завершения процесса деколонизации Западной Сахары никогда не изменялась». «В этой связи речь, произнесенная министром юстиции в Абудже, только напомнила об этой позиции, которая не просто известна, а пользуется широкой поддержкой Африканского союза, Европарламента, а также ряда международных актеров», — утверждалось в заявлении. «Бесконечная кампания очернения Алжира, с остервенением проводимая частью марокканской политической элиты и раздуваемая государственными СМИ этой страны, противоречит отношениям братства, сотрудничества и добрососедства между двумя странами», — подчеркивалось в заявлении.

В октябре сложной оставалась обстановка на границах двух испанских анклавов Сеуты и Мелильи. 16 октября несколько сотен иммигрантов из африканских стран минуя проволочные заграждения, установленные испанцами вдоль границы Сеуты, попытались массовым броском проникнуть в анклав по автодороге. По данным префектуры анклава, испанским пограничникам удалось не допустить прорыва. Иммигранты попытались повторить попытку прорыва на следующий день, но на сей раз им дорогу преградили подразделения марокканских вспомогательных сил (аналог Внутренних войск). В завязавшихся столкновениях ранения получили по меньшей мере 7 военнослужащих. Марокканские власти арестовали до 100 иммигрантов. Как сообщило позднее МВД Марокко, всего в попытках прорыва на территорию анклава приняли участие до 700 африканцев.

Уже 28 октября марокканские власти объявили об аресте 93 африканских иммигрантов близ Сеуты, которые намеревались преодолеть Гибралтарский пролив на надувных лодках.

В сентябре — октябре марокканские власти резко отреагировали на размещение журналистом Али Анузлой в арабоязычной версии информационного сайта Lakome ссылки, через которую можно было выйти на 40-минутный видеоролик «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКМ) под названием «Марокко – королевство коррупции и деспотизма». Журналист был арестован еще 17 сентября по обвинению в «апологетике и побуждении к терроризму». Подобную реакцию властей наблюдатели связали с опасениями Рабата относительно ожидаемого возвращения на родину тех марокканцев, которые отправились воевать в Сирию. Их число оценивается в 1 тысячу человек. Согласно официальным данным, примерно 90 из них погибли в Сирии. Процесс возвращения уже начался, причем марокканские джихадисты возвращаются, получив хорошую военную подготовку и заряд более радикальной идеологии. Что касается журналиста, то 25 октября он получил временную свободу.

ВМС Марокко приняли участие в прошедшей в период с 4 по 9 октября близ побережья Алжира 2-й фазе военно-морских учений «ALMED-13», организованных в рамках группы «5 плюс 5» (пять стран Северной Африки – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис и пять стран Южной Европы – Испания, Италия, Мальта, Португалия, Франция). Во 2-й фазе маневров были представлены Турция и НАТО. Первая фаза маневров прошла еще в 2008 г, т.е. задолго до «арабской весны». От Франции во 2-й фазе учений принял участие фрегат УРО «Сюркуф». Запланированы еще две фазы маневров. Объявленная цель учений – отработка вопросов взаимодействия в борьбе против незаконной торговли и организованной преступности.

Как представляется, новая правительственная коалиция будет существовать ровно столько, сколько этого захочет дворец. Как только он почувствует, что недовольство готовящимися реформами достигло пика, он развалит коалицию, что откроет дорогу к досрочным парламентским выборам. И ПСР, на которую свалят ответственность за реформы, вряд ли вновь победит на них.

52.36MB | MySQL:103 | 0,514sec