О «новой» политике КСА в сирийском вопросе

Неожиданное решение президента США Барака Обамы, принятое им 31 августа 2013 года об отказе нанесения военного удара по Сирии и прекращения оказания значимой поддержки оружием сирийскому сопротивлению, побудили Саудовскую Аравию заметно усилить поддержку вооруженной сирийской оппозиции. Пока еще рано говорить насколько независимой (от США) и субстантивной  может оказаться новая политика королевства в сирийском вопросе. Общие параметры этой политики выражаются ни много, ни мало в стремлении КСА сформировать «национальное сопротивление» в Сирии независимое от Высшего военного совета (Салим Идрис), который долгое время активно поддерживался США.

На самом деле, как продемонстрировал недавний визит в КСА госсекретаря США Дж.Керри, «амбициозные» планы Эр-Рияда в отношении сирийского сопротивления могут вовсе и не идти вразрез политике США в сирийском вопросе.

В первой декаде августа 2013 года Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) заявила о совместных с Сирийской свободной армией (ССА) планах по созданию объединенной войсковой группировки численностью до 6 тысяч человек, чтобы взять под контроль ряд освобожденных территорий, преимущественно на юге Сирии. Не случайно данное заявление было сделано главой коалиции Ахмедом Джарба, который в начале 2013 года усилиями КСА был «пролоббирован» на это пост. По словам некоторых членов НКОРС эта войсковая группировка сформирует костяк будущей национальной армии. Ее численность  на первых порах должна составить около 10 тысяч человек, из которых 6, 5 тысяч являются перебежчиками из асадовской армии, которые нашли себе прибежище на территории Турции и Иордании. Одновременно военные инструкторы из США, Франции и Пакистана в течение нескольких месяцев должны были оказывать содействие в процессе формирования этой структуры в тренировочных лагерях на территории Иордании.

Однако данный процесс оказался нарушен начавшимся процессом «химического разоружения» сирийского режима в результате достигнутой договоренности между руководством России и США, который сопровождался попытками двух стран организовать новый тур переговоров режима и оппозиции («Женева-2»).

В октябре 2013 года в Париже на встрече с президентом Франции министры иностранных дел КСА, Иордании и ОАЭ договорились усилить международную поддержку  «демократических сил в сирийском сопротивлении», чтобы дать им возможность противодействовать атакам на них со стороны режима. Согласно достигнутой договоренности предполагалось оказать поддержку главным образом НКОРС (А. Джабра) и  Высшему военному совету (С. Идрис). Однако дальнейший ход событий в Сирии, на развитие которых все более активно стало влиять КСА, несколько изменил вектор данной поддержки и само ее содержание.

В это же время на севере Сирии 13 отрядов сирийской вооруженной оппозиции объявили о создании нового вооруженного альянса. Данный шаг был во многом продиктован растущим влиянием в этих районах иракского филиала «Аль-Каиды» Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), что было ясно продемонстрировано в ходе событий в пограничном  с Турцией городке Азаз откуда  ИГИЛ (аль-Багдади) выбило другие отряды сирийского сопротивления. С другой стороны, формирование указанного военного союза отразило растущее в рядах сирийских повстанцев недовольство деятельностью НКОРС, ВВС и США. К тому же в конце сентября 2013 года 40-50 отрядов сирийского вооруженного сопротивления, действующих в районах провинции Дамаск, заявили о создании еще одного военного союза для объединения усилий с целью защиты своих позиций и формирования благоприятных условий для штурма сирийской столицы. Новая коалиция получила название «Аль-Джейш аль-Ислам» (Армия ислама). Во главе этой военизированной структуры встал Захран Аллюш, который одновременно являлся генеральным секретарем партии Исламского освобождения Сирии (ИОС) со штаб-квартирой в Саудовской Аравии.

Необходимо отметить, что З.Аллюш является выходцем из восточных пригородов Дамаска. Он представляет достаточно известную  семью провинциальных салафитских улемов, тесно связанную с королевстом. После освобождения из сирийской тюрьмы в 2009 году, он основал в конце 2011 года  «Лива’а аль-Ислам» (Исламская бригада), которая набрав силу к лету 2012 года прославилась взрывом здания  Совета национальной безопасности в Дамаске в июне 2012 года.

В настоящее время Саудовская Аравия оказалась перед непростым выбором в вопросе поддержки сирийского сопротивления. Королевству предстоит решить, кому оказывать поддержку: Высшему Военному Совету или «Джейш аль-Ислам», превратив эту структуру в ключевой элемент организации нового национального сопротивления в Сирии. В середине октября саудовская военная делегация посетила Париж в рамках ранее достигнутых договоренностей о поддержке Сирийской свободной армии, а также провела переговоры о возможной поддержке  вновь созданных вооруженных союзов.

В вопросе организации нового национального сопротивления КСА столкнулась с определенными трудностями «пространственного» характера. Бригады сопротивления, действующие на севере и северо-востоке Сирии слабо связаны с «Джейш аль-Ислам», базирующейся в пригородах Дамаска.

С другой стороны,  вскоре после своего создания  сама «Джейш аль-Ислам» подверглась фракционным тенденциям. Ряд отрядов сопротивления, действующих в составе Сирийского исламского фронта  освобождения  (СИФО), отказались присоединиться к «Джейш аль-Ислам» и вышли из совместного оперативного командования, создав свой альянс в начале октября 2013 года. За рамками «Джейш аль-Ислам» оказались еще несколько отрядов сопротивления: «Хабиб аль-Мустафа», «Бригады Сахеля» и «Характ Ахрар аш-Шам аль-Исламийя (ХАШИ)». Последнее объединение салафитского толка «Исламское движение освобождения Леванта» было создано летом 2011 года А. Абдаллой аль-Хамави. Набралв силу к зиме 2012 года, оно стало активно действовать в районах Идлиба, Хамы и Халеба (Алеппо) и на сегодняшний день является достаточно крупным отрядом вооруженного сопротивления общей численностью от 15 до 25 тысяч бойцов. К тому же З.Аллюш умудрился испортить отношения с группами светского гражданского сопротивления, которые создали свою структуру для защиты Думы (пригород Дамаска), пытаясь вытеснить оттуда исламистов в лице «Джейш аль-Ислам».

Наряду с «пространственными» трудностями саудовцы испытывают чисто логистические проблемы в снабжении повстанцев оружием. Основным путем переправки оружия отрядам, действующим на юге Сирии, служат каналы на границе с Иорданией. Однако поскольку данные районы в той или иной мере подвергаются мониторингу со стороны американских военных, саудовцы опасаются, что США не желая портить отношения с Россией, будучи совместно с Москвой озабочены организацией «Женевы-2», могут на каком-то этапе перекрыть этот канал поставки оружия. Соответственно и иорданские власти, опасающиеся за безопасность своей территории, не горят желанием оказывать саудовцам поддержку в этом вопросе.

Однако как свидетельствуют некоторые данные, КСА не намерено отказываться от вооруженной поддержки повстанцев, и готово предпринять активные шаги по реализации своего плана. Недавний визит  главы саудовской разведки принца Бандера бен Султана в Иорданию и циркулирующая в последнее время информация о планах саудовцев привлечь к данной инициативе Пакистан и его военных инструкторов, демонстрируют, как минимум, решительный настрой саудовского руководства в данном вопросе.

52.35MB | MySQL:106 | 0,772sec