После того, как ряд стран Запада достаточно жестко отреагировали на заявление 28 октября по западно-сахарскому вопросу президента АНДР Абдельазиза Бутефлики, алжирское руководство несколько снизило активность нападок на Марокко.
Однако это не означает, что оно отказалось от осуществления прежней жесткой политики по вопросу о Западной Сахаре. Напротив, активность принимаемых им мер по разным направлениям свидетельствует о том, что делать видимые уступки и тем более отступать руководство АНДР здесь не намерено.
Между тем, после традиционно промарокканской реакции ряда западных государств относительно нынешнего обострения между Рабатом и Алжиром алжирские власти демонстрируют готовность изменить параметры сотрудничества с ними. Это может коснуться участия алжирской стороны в средиземноморских программах Франции и неизбежно скажется на активности Алжира в организации Союз арабского Магриба, которую Париж видит важным инструментом в выстраивании собственной политики в регионе.
Кроме того, алжирское руководство сигнализирует, что поддержка Марокко по западно-сахарскому вопросу может стоить Западу контрактов с Алжиром. Так, алжирское руководство намекает на возможность пересмотра масштабов торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. В частности, речь может идти о заключении новых и выполнения уже заключенных контрактов.
Так, Минобороны Алжира допустило утечку относительно проявленного им интереса к заключению с Россией контракта на поставку трех корветов 20380 «Стерегущий» на сумму 0.7 млрд долларов и продемонстрировало готовность вернуться к отложенному еще в 2010-11 гг. варианту приобретения у России фрегатов проектов 11356 и 22350.
Тогда алжирское руководство отдало предпочтение более дорогостоящим французским фрегатам FREMM. Стоимость одного такого корабля колеблется в диапазоне 400-600 млн евро. Теперь же источники в алжирском оборонном ведомстве дали понять, что предпочтение может быть отдано более дешевым российским кораблям.
Следует напомнить, что если бы подобная сделка стала реальностью, это было бы серьезным прорывом России в военно-морском сегменте ВТС двух стран. И дело даже не в том, что поставка Алжиру российских корветов стала бы первым соглашением на зарубежную поставку подобных кораблей.
А в данном случае бросается в глаза то, что руководство АНДР открыто дает понять остальным российским конкурентам, что оно готово снова «впустить» Россию в военно-морской сегмент ВТС, откуда её за последнее десятилетие фактически вытеснили другие страны, включая Германию, Италию, КНР и др.
Разумеется, в этом случае Москва должна была бы воспользоваться трудностями в диалоге между Алжиром и западными странами для максимального извлечения собственной выгоды. Впрочем, пока считать эту сделку достигнутой не следует. Поведение алжирского руководства далеко не всегда в столь важных вопросах отличалось последовательностью и нередко его предпочтения менялись из-за тех или иных политических и конъюнктурных моментов.
Нельзя исключать, что алжирская сторона сознательно организует появление подобных утечек с целью добиться снижения уровня «антиалжирской направленности» действий стран вроде Франции и предупредить подобное со стороны США. Разумеется, такие меры могут быть болезненными для бизнес-кругов этих стран, но это не значит, что их руководство тут же кардинально изменят свой курс.
Более того, те же Франция и ЕС регулярно напоминают алжирскому руководству о наличии в их арсенале средств, применение которых может заставить его быть более сговорчивым и не делать резких телодвижений в отношении энергетических, оружейных и иных контрактов. Например, это наличие продолжающегося дела Халеда Неззара о военных преступлениях в 1990-е гг. в ходе войны против исламистов в Алжире, непосредственно затрагивающего деятельность высшего руководства АНДР.
Также неслучайно, что источники в Париже заявляют о направлении в конце ноября 2013 г. в Алжир для проведения дополнительных следственных действий по делу об убийстве французских монахов в Тиберине в 1996 г. специальной комиссии, хотя алжирское руководство на тот момент не давало официального разрешения на её работу на своей территории. Следует напомнить, что во Франции в причастности к организации этого преступления подозреваются высшие представители алжирских спецслужб.
Однако ожидать того, что руководство АНДР, отличавшееся несговорчивостью в вопросах, сопряженных с осуществлением на него международного давления, откажется от своего курса, не приходится. И дело даже не в том, что в условиях нарастания кризисных моментов в алжирской экономике оно пытается отвлечь внимание усилением акцентирования на тех или иных внешнеполитических проблемах. Приближаются президентские выборы (апрель 2014 г.), в условиях которых ни президент А.Бутефлика, ни его возможные соперники не смогут физически пойти на смягчение своей твердой позиции относительно развития отношений с Марокко и по западно-сахарскому вопросу.
Между тем, представители руководства АНДР склонны действовать в отношении разных западных стран сообразно их поведению. Например, с «колеблющимися» алжирские лидеры намерены работать более гибко, что доказывает развитие ситуации на этом направлении в последние дни.
С одной стороны в «проармейской» газете «Аль-Ватан» появлялись сообщения с намеками относительно возможной замены США их конкурентами по широкому спектру контрактов в гражданской и военной сфере (в том числе в пользу КНР).
Однако в отличие от Парижа, в отношении которого подобное поведение действительно нельзя исключать, в направлении Вашингтона Алжир действует несколько более осторожно.
Так, алжирская политическая элита не считает реакцию США в отношении последних событий между Алжиром и Марокко выражением безусловной поддержки Рабата. Тем более, что далеко не все представители американской политической элиты поддерживают версию о «первородном грехе» АНДР в этом споре. Важным свидетельством тому служит появившаяся 8 ноября статья в авторитетной газете The New-York Times с заголовком «Политически дрейфуя, Алжир цепляется за старое». В ней, несмотря на довольно жесткую критику руководства страны, содержатся откровенные указания на то, что высшее руководство США не намерено возлагать на алжирских лидеров ответственность за произошедшее.
Определенным индикатором здесь служит и то, что глава Госдепа США Джон Керри отменил свои визиты в Марокко и Алжир (были запланированы на 9 ноября) под предлогом необходимости присутствия в Женеве при переговорах по иранской ядерной программе. Следует заметить, что с момента женевских консультаций прошла почти неделя, однако пока американская сторона не сообщила о точной дате переноса этого визита.
«Выжидательное» поведение США обусловлено и нежеланием впутываться в региональные споры между двумя странами: американская администрация в данном случае не может пожертвовать отношениями с одним государством в пользу другого.
Важной причиной подобного поведения служит стремление Вашингтона избежать односторонних действий, чтобы, с одной стороны, не ухудшить свои связи с уже традиционным союзником в лице Марокко, а с другой стороны, не сорвать наметившееся сближение с Алжиром.
Тем более, что в Вашингтоне осознают, что проблемы с нарушениями прав человека в той или иной мере исходят как от Алжира, так и от Марокко. В этой связи сложилось понимание, что никакого «соломонова решения» в обозримой перспективе этого спора не предвидится.
Примечательно, что, несмотря на утверждения марокканских СМИ относительно неизменности американской поддержки Рабата, открыто и жёстко критиковать алжирское руководство администрация Обама не спешит, несмотря на соответствующее обращение к нему самого короля Мохаммеда VI.
Подобное волнение со стороны Его Величества наблюдается по причине того, что появление последнего апрельского доклада Госдепартамента США о правах человека в Западной Сахаре вызвало определенную напряженность в отношениях между Рабатом и Вашингтоном и даже привело к переносу даты совместных военных маневров.
Алжирские СМИ особо указывают, что в его тексте, одобренном самим Джоном Керри, есть ссылки на «многочисленные нарушения прав человека в Сахаре»: отсутствие гарантий свободы выражения мнения для сторонников независимости демонстрантов, аресты их активистов за соответствующую пропаганду, блокирование неугодных марокканским властям интернет-сайтов.
В связи с этим представители Рабата опасаются того, что в результате США могут в том или ином виде поддержать в апреле 2014 года инициативу Бутефлики относительно расширения полномочий МООНРЗС (Миссии Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре).
А это, фактически, означает отказ Вашингтона от односторонней ставки на союз с Рабатом. Во многом именно с этим связано то, что марокканский король добился официального визита в США 22 ноября.
Следует заметить, что подобная тенденция стала наблюдаться после ухода из Госдепа Хиллари Клинтон, в лице которой Мохаммед VI потерял своего союзника, фактически разделявшего идею последнего относительно сохранения Западной Сахары в составе королевства путем предоставления ей автономии, в отличие от которой Джон Керри настроен не столь односторонне.
Важно и то, что сейчас алжирское руководство также пытается воздействовать на Вашингтон, используя все имеющиеся в его распоряжении рычаги и механизмы, включая своих лоббистов из числа видных представителей американской политической элиты для минимизации марокканского влияния и достижения собственных целей.
Подобное поведение лидеров АНДР не случайно. Своими действиями они пытаются избежать создания против себя единого западного фронта. В этой связи более жёсткие ответы Франции могут, напротив, чередоваться с активными консультациями с США. Представители алжирского руководства рассчитывают на то, что важность усилий в рамках антитеррористической борьбы и перспектива заключения выгодных контрактов рано или поздно склонит чашу весов в алжиро-марокканском споре на сторону Алжира.