Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 ноября 2013 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Сирии, Египте и Ливии. Ведущая организация сирийской оппозиции — Национальная коалиция оппозиционных и революционных (НКОРС) объявила 11 ноября о своем согласии (хотя и с оговорками) участвовать в международной конференции «Женева-2» по урегулированию конфликта в Сирии. В Египте 12 ноября было объявлено об отмене режима чрезвычайного положения. В столице Ливии Триполи происходили крупнейшие со времени свержения в 2011 г. режима М. Каддафи вооруженные столкновения между силами, верными правительству, и вооруженными группировками.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска, в северной провинции Алеппо и в провинции Хомс в центральной части страны. В этих регионах правительственная армия при поддержке боевиков ливанской «Хизбаллы» активизировала наступательные действия против повстанцев и экстремистских исламистских группировок. Лидер «Хизбаллы» Х. Насралла заявил 14 ноября, что боевики его движения останутся в Сирии «столько, сколько потребуется». Правительство Турции попросило НАТО продлить конца 2014 г. нахождение в стране ЗРК «Пэтриот» для защиты от возможных ракетных ударов из Сирии.

Совместная миссия Организации по запрещению химического оружия и ООН утвердила план ликвидации сирийского химоружия (ХО), сообщив, что намерена завершить работу в Сирии к 30 июня 2014 г. Вместе с тем, по-прежнему не ясно, в какую страну будет вывозиться ХО и где будет происходить его уничтожение. Так, правительство Албании отказалось принять сирийское ХО для его последующей утилизации.

11 ноября НКОРС объявила о готовности участвовать в мирной конференции «Женева-2», «базовым вопросом которой станет передача власти (в Сирии) руководящему органу переходного периода». Кроме того, коалиция потребовала «освобождения политических заключенных, а также гарантий того, что в осажденные правительственными силами районы будет доставляться гуманитарная помощь». Однако главным требованием НКОРС остается «уход Асада с поста президента». 16 ноября в руководстве коалиции заявили, что «не видят предпосылок для успеха конференции «Женева-2»». Категорически отвергли участие в мирной конференции экстремистские исламистские группировки, составляющие основу вооруженных формирований, воюющих против режима Асада. Министр информации Сирии У. аз-Зуаби заявил, что условия, выдвинутые оппозицией для участия в конференции «Женева-2», «нереалистичны». В НКОРС 17 ноября сообщили, что лидер коалиции А. Джабра «готов вести серьезные переговоры с Россией».

НКОРС 12 ноября сформировала временное правительство во главе с А. Тоума, которое 15 ноября приступило к работе в турецком городе Газиантеп. В то же время вакантными остаются посты глав МВД, министерств образования и здравоохранения. Временное правительство заявило, что будет управлять территориями, которые находятся под властью повстанцев. Однако на деле большую их часть контролируют группировки радикальных исламистов, которые не признают НКОРС. О поддержке кабинета Тоума заявили Турция и Саудовская Аравия, которая пообещала выделить 300 млн долларов для налаживания работы на подконтрольной оппозиции территории.

Также 12 ноября сирийские курды объявили о создании переходной автономной администрации на контролируемых территориях на северо-востоке Сирии. Администрацию возглавила Партия демократический союз (ПДС). НКОРС обвинила ПДС в сепаратизме и «поддержке режима Асада в ущерб революции». Негативно отнеслись к инициативе ПДС Турция и глава иракской курдской автономии М. Барзани.

14 ноября впервые за два года по российской инициативе состоялся телефонный разговор президентов РФ и САР В. Путина и Б. Асада. «Путин акцентировал предпринимаемые Россией совместно с партнерами усилия по подготовке конференции «Женева-2», дал позитивную оценку готовности Асада направить на это мероприятие правительственную делегацию. Выражена надежда, что основные группы оппозиционных сил проявят конструктивный подход и примут участие в конференции». Также обсуждался ход уничтожения сирийского ХО. Большое внимание было уделено вопросам гуманитарной обстановки в САР. Асад поблагодарил руководство России за оказываемую помощь и поддержку сирийскому народу. По итогам разговора с Асадом по указанию Путина 17 ноября в Сирию была доставлена партия российской медицинской помощи.

Заместитель главы МИД РФ М. Богданов 13 ноября в Стамбуле обсудил с генеральным секретарем НКОРС Б. Джамусом и другими членами руководства коалиции вопросы подготовки конференции «Женева-2».

Власти Египта, несмотря на сложную ситуацию, сохраняющуюся в стране, 12 ноября объявили об отмене режима чрезвычайного положения, введенного в августе с. г. в 14 провинциях страны. В то же время глава МВД АРЕ М. Ибрагим заявил, что главные улицы, площади и места массового скопления людей в египетских городах будут по-прежнему патрулироваться силами безопасности в усиленном режиме.

16 ноября альянс исламистских партий во главе с «Братьями-мусульманами» призвал власти страны, «все революционные силы и политические партии вступить в основательный диалог по выходу из нынешнего кризиса». Характерно, что в обращении исламистов отсутствует прямое требование восстановить во власти президента М. Мурси. Исламисты потребовали «прекратить кровопролитие, восстановить конституционную законность и положить конец военному перевороту». Перед началом диалога они настаивают на «освобождении политзаключенных и возобновлении работы всех исламских средств информации», прекращении «репрессий и преследования» исламистских активистов. Кроме того, было заявлено об отказе «признавать посаженное армией новое правительство», поддержке «отвергающей путч народной революции», необходимости возвращения «к легитимности и демократическому пути с участием всех политических сил без исключения и без монополизации этого процесса одной из сторон». Также было подчеркнуто, что «мирная оппозиция является единственным способом положить конец перевороту и вернуться на демократические рельсы».

Главным внешнеполитическим событием для Египта на прошедшей неделе стал визит в Каир 13-14 ноября министров иностранных дел и обороны России С. Лаврова и С. Шойгу, их переговоры с руководителями АРЕ. В ходе диалога была «достигнута договоренность о продолжении тесного взаимодействия между Москвой и Каиром в целях разрешения острых региональных проблем. Были детально и предметно рассмотрены узловые вопросы российско-египетских отношений. Приоритетными определены задачи энергичного продвижения взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, военной и военно-технической сферах. Значительное внимание было уделено наращиванию гуманитарных связей, включая туризм». Стороны обсудили конфликт в Сирии и арабо-израильское урегулирование. Было отмечено, что «российско-египетские встречи в формате «два плюс два» дают возможность обеим странам лучше развивать двустороннее сотрудничество». Глава МИД АРЕ Н. Фахми заявил 17 ноября: «Мы не собираемся заново проживать одну и ту же историю. Ни Египет, ни Россия. Мы собираемся строить будущее», причем для развития двустороннего сотрудничества «нет никаких препятствий». Фахми также подчеркнул, что улучшение отношений с Россией никак не повлияет на двусторонние связи АРЕ с США.

Президент России В. Путин обсудил 16 ноября по телефону с временным президентом АРЕ А. Мансуром ситуацию в Сирии и итоги российско-египетских переговоров в Каире.

На минувшей неделе резко обострилась обстановка в столице Ливии Триполи, где с 15 ноября происходят крупнейшие со времени свержения режима М. Каддафи вооруженные столкновения. 15 ноября боевики из города Мисурата расстреляли мирных демонстрантов, требовавших от них покинуть пределы столицы. Погибли 15 и получили ранения до 130 человек. В ответ вооруженная группа напала на штаб мисуратской «бригады» в Триполи. На следующий день военнослужащие ливийской армии совместно с проправительственными ополченцами начали штурм базы мисуратской «бригады» в Триполи. Со своей стороны, боевики из Мисураты, прибывшие на помощь своим сторонникам, захватили военную базу в пригороде столицы и вывезли оттуда оружие, а также пытались прорваться в Триполи. 17 ноября ливийские власти ввели в Триполи режим чрезвычайного положения сроком на двое суток. Бои на улицах Триполи продолжаются. Число погибших уже превысило 50 человек, около 500 человек ранено.

11 ноября Иран и МАГАТЭ подписали соглашение о сотрудничестве для решения оставшихся проблем по ядерной программе Тегерана. В его рамках ИРИ будет «своевременно предоставлять МАГАТЭ информацию о своих ядерных объектах», а агентство «согласилось учитывать интересы Ирана в области национальной безопасности, в том числе за счет использования регулируемого доступа и защиты конфиденциальной информации». Соглашение должно быть реализовано в трехмесячный срок. Оно предоставляет международным инспекторам больший диапазон для действий. Так, они смогут провести проверки на комбинате по изготовлению тяжелой воды в Араке и на урановом руднике в Гачине, которые прежде были недоступны для проведения полноценных инспекций. Тегеран должен предоставить данные о расположении всех 16 площадок для строительства АЭС и всех исследовательских реакторов. МАГАТЭ ожидает от Ирана «разъяснения по дополнительным обогатительным предприятиям и в отношении развития технологии лазерного обогащения урана» и информацию о новых исследовательских реакторах.

Иран за последние три месяца значительно замедлил расширение своих мощностей по производству обогащенного урана, говорится в докладе МАГАТЭ. Тем не менее, за три месяца Иран на 5 процентов увеличил запасы высокообогащенного урана, доведя его количество до 196 кг. Иран не устанавливал дополнительных центрифуг на ядерных объектах с августа этого года. В настоящее время в стране функционируют только 4 центрифуги нового поколения в центре в Натанзе.

Президент США Б. Обама 12 ноября продлил еще на один год действие американских санкций в отношении Ирана, обосновав свое решение, в частности, тем, что «наши отношения с Ираном пока еще не нормализованы». В то же время Обама призвал Конгресс не водить новые санкции против Ирана, но заявил, что США и их союзники не допустят появления ядерного оружия у Тегерана.

17 ноября по прибытию в Израиль президент Франции Ф. Олланд заявил, что его страна сохранит санкции в отношении Ирана до тех пор, пока Тегеран не откажется от ядерного оружия.

13 ноября премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отдал распоряжение Министерству строительства страны пересмотреть планы по возведению нового жилья в израильских поселениях на Западном берегу реки Иордан. Премьер сказал, что недавнее объявление о планах расширения поселений вызвало «ненужный конфликт» с международным сообществом. По словам Нетаньяху, планы строительства «не внесут никакого вклада» в развитие поселений и только повредят им. Как следует из заявления премьера, Министерство строительства готово выполнить требование Нетаньяху.

Совбез ООН 12 ноября продлил срок пребывания совместной с Африканским союзом миротворческой миссии в Сомали (АМИСОМ) до конца 2014 г., запросив временное увеличение численности контингента с 17 тыс. до максимально уровня в 22,1 тыс. военнослужащих. Силы АМИСОМ были развернуты в Сомали в 2007 г. для защиты от исламистов созданного при поддержке стран Запада временного правительства. Обстановка в Сомали продолжает оставаться сложной как в гуманитарной сфере, так и в области безопасности, что также подчеркивается в резолюции Совбеза ООН.

Приложение

 

 

О влиянии сирийского конфликта на обстановку в Ливане

 

 

Продолжающееся в Сирии с весны 2011 г. противостояние между оппозиционными силами и режимом президента Б. Асада, переросшее в полномасштабную гражданскую войну с активным участием в ней различных иностранных вооруженных формирований, негативно сказывается положение дел в соседнем Ливане. Ливанские власти с большой настороженностью относятся к событиям в Сирии, правомерно опасаясь, что вооруженный конфликт у соседа может перекинуться на Ливан. Официально в Бейруте пытаются придерживаться политики нейтралитета в отношении сирийских событий, считая такую линию «разумной и необходимой». Однако стремление ливанского руководства не допустить превращения страны в «поле боя или базу подрывной деятельности против Сирии» не было, да и не могло быть практически реализовано. В итоге Ливан превратился в «территорию активного воздействия на Сирию».

Сирийский конфликт изначально расколол ливанское общество на два враждебных политических лагеря. Один из них, во главе с влиятельным радикальным шиитским движением «Хизбалла», встал на сторону нынешних дамасских властей и оказывает им разноплановую помощь. Другой лагерь, во главе с ориентирующимся на Запад и Саудовскую Аравию «Движением 14 марта», поддерживает противников Асада как политически, так и практическими действиями. При этом оба лагеря жестко конфликтуют друг с другом.

Конфликт в Сирии обострил «традиционную межобщинную напряженность» в Ливане. В стране участились случаи насилия, терактов и столкновений, в том числе вооруженных, между представителями различных религиозных конфессий. Зарубежные эксперты считают, что в Ливане «нарушен хрупкий баланс межобщинных отношений», установившийся после окончания в 1990 г. гражданской войны, продолжавшейся 15 лет. Прежде всего, речь идет об отношениях между двумя крупнейшими общинами страны – шиитской и суннитской. Причем участие боевиков «Хизбаллы» в боях на стороне армии Асада заметно усилило шиитско-суннитские трения, вызвало ответную реакцию ливанских суннитских исламистов, стало «подпиткой» для активизации экстремистских суннитских группировок, усилило их милитаризацию. Участились вооруженные столкновения между боевиками «Хизбаллы» и ливанскими сторонниками сирийской оппозиции.

В настоящее время несколько тысяч боевиков «Хизбаллы» принимают непосредственное участие в боевых действиях в Сирии на стороне правительственной армии. Во многом именно с их помощью войска Асада смогли за последние месяцы провести ряд успешных операций против сил оппозиционеров и экстремистских исламистских группировок в районе Дамаска, в центре и на севере Сирии. Очень важным является и то, что боевики «Хизбаллы» восполняют острый дефицит живой силы, который испытывает армия сирийского режима. Боевики «Хизбаллы» осуществляют также прикрытие границы Ливана с САР, что позволило уменьшить транзит оружия и боевиков для противников Асада. По информации израильских СМИ, потери «Хизбаллы» в Сирии составляют порядка 250 человек убитыми и свыше тысячи ранеными. «Это меньше, чем предполагалось раньше, но, тем не менее, существенно для организации, чей боевой потенциал составляет 20 тысяч человек».

Отметим, что масштабное участие «Хизбаллы» в сирийском конфликте во многом происходит по прямому указанию и поддержке Ирана. Так, после посещения в апреле с. г. Тегерана лидером шиитских исламистов Х. Насраллой военное присутствие «Хизбаллы» в Сирии заметно усилилось. Не менее важны и собственные интересы «Партии Аллаха», руководство которой отчетливо понимает, что в случае падения нынешнего сирийского режима «Хизбалла» окажется наедине с могущественными и превосходящими силами противниками. Х. Насралла согласен с тем, что участие руководимого им движения в сирийской войне вызывает ответные «враждебные действия» со стороны противников шиитских исламистов в Ливане. Против этого вступают и в ливанском руководстве. Так, президент М. Сулейман неоднократно вступал с прямым осуждением действий «Хизбаллы» в Сирии.

В то же время ливанские салафиты, главным выходцы из северных районов страны, воюют на стороне сирийских радикальных исламистских группировок, хотя масштаб их участия в войне во много раз меньше чем у «Хизбаллы». Отметим также, что ряд мест в Ливане превратились в тыловые базы сирийских повстанцев, где они отдыхают, лечат раненых и даже обучают пополнение. Не перекрыты полностью и маршруты снабжения противников Асада через Ливан. Ливанская территория периодически подвергается обстрелам и ударам с воздуха со стороны сирийской правительственной армии. Удары по Ливану наносят и сирийские повстанцы. Кроме того, сирийские боевики, базирующиеся стране, подвергают также обстрелам населенные пункты, где проживают ливанские сторонники Асада. Президент Ливана М. Сулейман в июне 2013 г. в своем послании в ООН и ЛАГ подчеркивал, что «все стороны, вовлеченные в сирийский конфликт, нарушают суверенитет Ливана». В июле с. г. Совет Безопасности ООН выразил озабоченность участием ливанских сторон в боевых действиях в Сирии и призывал политические силы в Ливане воздержаться от участия в сирийском конфликте.

Очагом постоянной конфронтации стал Триполи — крупнейший город на севере Ливана, что, безусловно, стало «логичным продолжением сирийского противостояния». В городе перманентно происходят вооруженные столкновения между местными алавитами, поддерживающими Асада, и суннитскими радикальными исламистами. В то же время действия ливанской армии по стабилизации обстановки в городе приводят лишь к временному прекращению кровопролития. Суннитско-шиитское вооруженное противостояние периодически вспыхивает и в других районах страны, в том числе в Бейруте.

События в Сирии обострили политический кризис в Ливане, принявший хронический характер. В марте 2013 г. в отставку ушло правительство Н. Микати, а Т. Салам, которому глава государства поручил сформировать новый кабинет министров, до сих пор не смог этого сделать из-за серьезных разногласий между основными ливанскими политическими силами по вопросам распределения власти и путей дальнейшего развития ливанской государственности. По этим же причинам с июня 2013 г. на ноябрь 2014 г. перенесен срок проведения парламентских выборов. Затянувшийся правительственный кризис не позволяет в полной мере и своевременно решать проблемы безопасности и многие насущные экономические вопросы, а также целый ряд других важных для страны проблем. Всё это вызывает растущее недовольство в ливанском обществе.

Сирийский кризис оказал крайне негативное воздействие на ливанскую экономику. Дефицит государственного бюджета в 2013 г. достиг 4 млрд долларов. Полностью подорванными оказались такие статьи доходов как торговля и туризм. Закрытие транзитных путей через сирийскую территорию резко снизил уровень ливанского экспорта и реэкспорта в страны Персидского залива, Ирак и Иорданию. Значительные трудности имеются в электро- и водоснабжении, главным образом в сельских районах, а также в сфере школьного образования и государственного медицинского обеспечения. Растет безработица. Кроме того, аравийские монархии пригрозили применить санкции по отношению к ливанцам (в первую очередь к шиитам), работающим на их территории, а это вместе с членами семей составляет несколько сотен тысяч человек.

На фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает проблема сирийских беженцев, содержание которых требует огромных расходов (в Бейруте называют цифру 2,6 млрд долларов). Число беженцев постоянно растет. По состоянию на 15 ноября их количество, по официальной статистике, составило 814 тыс. человек. По неофициальной информации, в Ливане находятся примерно 1,4 млн сирийских беженцев. Ливанские власти не справляются с этим потоком и принимают меры по ограничению приема сирийцев. Так, 2 августа правительство Ливана решило запретить въезд в страну сирийским гражданам с испорченными или недействительными (просроченными) удостоверениями личности. Также запрещается въезд в Ливан сирийских беженцев более одного раза (некоторые беженцы регулярно курсируют через границу по семейным, деловым и иным причинам).

В августе-сентябре с. г. ливанское руководство выражало повышенную обеспокоенность в связи с возможным военным ударом США по Сирии и его негативными последствиями для Ливана. В Бейруте заявили о нецелесообразности военной акции и подвергли сомнению заявления Запада и аравийских монархий о применении сирийскими правительственными войсками химического оружия. Отмена нападения на Сирию вызвала явное облегчение во всех слоях ливанского общества. Одновременно в стране заметно повысился престиж России.

55.79MB | MySQL:115 | 0,796sec