Правительственный кризис в Сомали

Хрупкая государственность Сомали вновь испытывается на прочность. На этот раз камнем преткновения стала борьба за власть между кланами и сомнения в способности исполнительной власти страны организовать генеральное военное наступление с целью окончательной ликвидации инфраструктуры радикальной исламистской группировки «Аш-Шабаб. По существующим планам оно должно начаться весной 2014 года. Если брать еще шире, то налицо вспышка очередной межплеменной розни, главными оппонентами в которой являются президент Хасан Шейх Мохамуд и премьер-министр Ади Фарах Ширдон. Речь идет в данном случае о формировании нового более расширенного кабинета министров (25 членов правительства), в который на данный момент входит 10 министров. После долгих согласований и уговоров президента пойти на такое реформирование Ширдон 8 ноября с.г. наконец-то представил новый список будущего кабинета министров, и тогда разразился скандал.

В список не попали министр иностранных дел Фаузи Юсеф Адан и министр по президентским делам (читай: руководитель администрации главы государства) Фарах Шейх Абдулкадир. Формальным поводом для такого решения были неприязненные отношения между двумя этими фигурами, что вредило проведению сбалансированной внешней политики. Это противостояние достигло такого уровня, что даже привело к драке между ними  в парламенте 11 ноября с.г. Ф.Ш.Абдулкадир, который принадлежит к малочисленному клану шейхал, тем не менее является ключевой фигурой в выстраивании внешней и внутренней политики страны. Это объясняется, прежде всего, тем, что члены клана шейхал компактно проживают в районах кенийско-сомалийской границы, благодаря чему Абдулкадир превратился в ключевую фигуру, через которую Могадишо контролировало эту жизненно важную зону. Сам министр имеет помимо сомалийского еще и кенийское гражданство, что предопределяет его очень тесные и доверительные связи с руководством Кении. Через него же проходили и основные решения по противодействию радикалам из «Аш-Шабаб» и проведение консультаций с Найроби по вопросу образования в районе Кисмайо нового автономного образования Джубаленда. Являясь при этом доверенным человеком президента, Абдулкадир планировал в самом скором времени занять пост министра по международному сотрудничеству. Решение Ширдона, таким образом, грубо нарушало предварительные договоренности и фактически означало ультиматум Х.Ш.Мохамуду.

В этой ситуации Ширдон старается заручиться поддержкой именно тех племенных кланов, которые недовольны достигнутыми договоренностями по образованию  Джубаленда. Собственно и само расширение кабмина подразумевает интеграцию во власть представителей большего числа племенных кланов, размывание тем самым базы поддержки президента и увеличение числа своих сторонников среди племенной верхушки. Во главе этого процесса естественно находится и клан самого премьера дарод/марехан. Именно опираясь на эту поддержку в парламенте, Ширдон планирует провалить инициированный президентом вотум недоверия себе лично и перехватить инициативу в рамках широкой кампании в законодательном органе по вопросу обоснованности договоренностей по Джубаленду. Устраняя Абдулкадира из кабинета министров, глава правительства фактически объявил президенту войну на выживание. Сейчас многие депутаты сомалийского парламента, которые постоянно проживают в Найроби, собираются в Могадишо для участия в предстоящем голосовании по вопросу вотума доверия нынешнему премьеру. Президент по конституции обязан пройти эту процедуру, заручившись поддержкой как минимум 120 депутатов из 150. Сейчас он всячески старается сделать Ширдона ответственным за все неудачи правительства. При этом необходимо отметить, что и личная популярность президента неуклонно снижается, что обещает жаркие дебаты в парламенте. Тем не менее, решимость Мохамуда сместить мятежного премьера остается неуклонной, о чем и свидетельствуют недавние заявления пресс-секретаря президента о том, что скоро произойдут «кардинальные изменения во внешней и внутренней политике».

Нынешний правительственный кризис происходит на фоне продолжающихся серьезных экономических проблем. Правительство сейчас контролирует только от 15 до 20% территории Сомали, большинство из которых были отбиты у радикалов из «Аш-Шабаб с помощью штыков воинского контингента AMISOM, действующего в стране согласно резолюции ООН 2124, объективно являющегося по- настоящему реальной военной силой центрального правительства и единственной гарантией его существования в принципе. Согласно той же резолюции ООН количество военных миротворческого контингента должно быть доведено до 22 000 с нынешних 4 400. И главную роль в этом «довеске» должна сыграть Эфиопия, которая вновь активизировалась на сомалийском направлении. Именно эфиопским военным предстоит сыграть одну из «главных скрипок» в предстоящем генеральном наступлении  на позиции радикалов в следующем году. Как мы уже говорили, оно планируется весной-летом и подразумевает наступление стразу же с четырех направлений одновременно. По мнению военных аналитиков, это не позволит радикалам перегруппировать свои силы и сконцентрировать их на одном направлении, а также контратаковать наступающих с фланговых направлений. Пока готовящееся наступление наталкивается, прежде всего, на логистические сложности и проблемы воздушного прикрытия, что в географических реалиях Сомали является определяющем фактором. Пока африканские миротворцы располагают только лишь 12 вертолетами, что естественно далеко не достаточно. Кроме того, аналитики предупреждают и о предстоящих сложностях в вопросах координации и синхронизации наступающих частей. Данное обстоятельство может очень спокойно свести на нет все выигрыши от одновременного наступления с четырех разных фронтов. Ну и плюс ко всему нынешний правительственный кризис в Могадишо, который вполне возможно может перерасти и в гораздо более серьезные вещи, нежели невинный мордобой между министрами в парламенте.

52.3MB | MySQL:103 | 0,450sec