Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 ноября 2013 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Ираном и Афганистаном. В ночь на 24 ноября в Женеве после трудных пятидневных переговоров «шестерка» международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия) и Иран подписали временное соглашение по иранской ядерной программе. В Кабуле 24 ноября Совет старейшин (Лойя джирга) Афганистана одобрил проект договора с США о сотрудничестве в сфере безопасности.

Соглашение, подписанное в Женеве между «шестеркой» международных посредников и Ираном, в качестве первого этапа урегулирования ядерной проблемы ИРИ предусматривает приостановку Тегераном всех работ в ядерной сфере сроком на шесть месяцев, существенное расширение возможностей для контроля за деятельностью иранских ядерных объектов со стороны инспекторов МАГАТЭ и частичное ослабление международных санкций, введенных в отношении Исламской Республики. Иран отказался от обогащения уран выше уровня в 5 процентов и должен нейтрализовать весь запас имеющегося у него урана со степенью обогащения 20 процентов. Для мониторинга женевского соглашения создается совместная комиссия из представителей «шестерки» и Ирана. Одновременно продолжатся переговоры по согласованию окончательного всеобъемлющего соглашения, «которое закроет все проблемы, связанные с иранской ядерной программой».

Президент России В. Путин 24 ноября заявил, что «в итоге переговоров по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы удалось приблизиться к развязке одного из самых сложных узлов мировой политики». Президент США Б. Обама назвал женевское соглашение «важным первым шагом» в решении иранской ядерной проблемы, но отметил, что если в течение полугода мировое сообщество не увидит выполнения Тегераном его условий, то санкции будут восстановлены в полном объеме. США продолжат добиваться от ИРИ договоренности, которая полностью снимет обеспокоенность международного сообщества и устранит любые сомнения по поводу мирного характера иранской ядерной программы. Госсекретарь США Дж. Керри заявил, что соглашение стало возможным благодаря жестким санкциям, введенным против ИРИ со стороны США и Евросоюза. Достижение соглашения приветствовали Верховный руководитель ИРИ А. Хаменеи и президент Ирана Х. Роухани. По заявлению министра иностранных дел Ирана М. Зарифи, право Ирана на обогащение урана было признано, но Тегеран сможет его реализовать только на последней стадии реализации договоренностей с «шестеркой». Резко негативно оценил женевские договоренности Израиль. Премьер-министр страны Б. Нетаньяху назвал его «исторической ошибкой».

Что касается санкций в отношении Ирана, то их основная часть, в том числе в нефтяной, финансовой и банковской сферах, остается в силе. При этом новые санкции в течение ближайших шести месяцев вводиться не будут. Приостанавливается запрет для Ирана на торговлю золотом и драгоценными металлами, продукцией автомобильной промышленности и нефтехимии, что может дать ИРИ примерно 1,5 млрд долларов. Ряд иранских авиакомпаний сможет провести с помощью западных специалистов ремонт и проверку безопасности своих самолетов. Ирану будет разрешено продолжить торговлю нефтью на нынешнем уровне, который на 60 процентов ниже, чем два года назад. Позже, при условии выполнения своих обязательств, ИРИ сможет получить 4,2 млрд долларов из средств, полученных от продажи нефти за этот период. Правительству Ирана разрешается использовать 400 млн долларов на поддержку своих студентов за рубежом. Открываются каналы гуманитарной помощи населению Ирана, в том числе для поставок продовольствия и медикаментов. В то же время основная часть иранских активов на сумму около 100 млрд долларов, замороженных за рубежом, по-прежнему будет недоступна для Тегерана. По информации СМИ Ирана, 24 ноября США разморозили иранские активы на сумму в 8 млрд долларов.

На минувшей неделе США согласовали с Афганистаном текст договора о сотрудничестве в сфере безопасности, который предусматривает нахождение в Афганистане после ухода из страны в конце 2014 г. войск НАТО контингента вооруженных сил США, который будет заниматься подготовкой местных сил безопасности. Также в стране останутся подразделения американского спецназа для ведения «поиска и обезвреживания боевиков «Аль-Каиды» и проведения антитеррористических операций». По словам госсекретаря США Дж. Керри, договор предусматривает сохранение американского военного присутствия в Афганистане до 2024 г. Речь идет о 10 тысячах американских военнослужащих, которые будут дислоцированы на девяти военных базах США. Как и настаивали в Вашингтоне, пакт предоставит американским военным иммунитет от судебного преследования со стороны местных властей и право в чрезвычайных ситуациях входить на частные афганские территории. По словам президента Афганистана Х. Карзая, в случае подписания договора в стране после 2014 г. могут остаться до 15 тыс. иностранных военнослужащих, причем не только американских, но и контингентов из других стран, «в том числе Турции и других мусульманских государств». Кроме того, в документе заложен план многомиллиардной иностранной помощи афганскому правительству. В целом, как считает Карзай, договор с США поможет обеспечить Афганистану «переходный период для достижения стабильности в ближайшие пять лет». В то же время афганский президент признал: «Я не доверяю американцам, а они не доверяют мне. В течение последних десяти лет я боролся с ними, а они вели пропаганду против меня».

24 ноября Лойя джирга, специально собравшаяся в Кабуле, единогласно одобрила проект договора с США о сотрудничестве в сфере безопасности. В то же время между Кабулом и Вашингтоном остаются разногласия о сроках подписания этого документа. Так, Карзай 24 ноября заявил, что не будет подписывать договор до тех пор, пока США не обеспечат безопасность в Афганистане. По мнению же Вашингтона, договор должен быть подписан «как можно скорее — во всяком случае, до конца текущего года». Иначе «США и их союзники не смогут реально готовиться к тому, что будет происходить в Афганистане после вывода основного контингента иностранных войск к концу 2014 года».

Госсекретарь США Дж. Керри опроверг сообщения СМИ, которые утверждали, что администрация Обамы намеревается принести извинения афганцам за ошибки, допущенные в ходе борьбы с талибами.

В Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районе Дамаска и на севере провинции Дамаск.

Продолжаются политико-дипломатические усилия по созыву международной конференции «Женева-2» по мирному урегулированию сирийского конфликта. Министр иностранных дел России С. Лавров 18 ноября сообщил, что Москва и Вашингтон условились делать все, чтобы созвать эту конференцию до конца текущего года. Президент В. Путин 22 ноября заявил: «Нам бы очень хотелось, чтобы конференция состоялась и состоялась как можно быстрее. Россия брала на себя обязательства убедить в этом сирийское руководство. Мы свою часть работы выполнили. Дело за нашими партнерами, которые должны убедить в том же самом оппозицию». На прошедшей неделе делегация сирийского правительства, во главе с заместителем главы МИД САР Ф. Мекдадом и советником президента по политическим вопросам Б. Шаабан, провела в МИД РФ переговоры по подготовке женевской конференции. В Москве выразили удовлетворение готовностью Дамаска принять участие в «Женеве-2» без предварительных условий. В Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии утверждают, что ее руководство не против отношений с РФ и «даже приветствует любые встречи с представителями России, особенно если они будут иметь положительный характер». Саудовская Аравия заявила, что ее позиция по сирийскому конфликту остается неизменной, а информация о готовности Эр-Рияда содействовать проведению конференции «Женева-2» не соответствует действительности.

Тем временем 22 ноября было объявлено о создании «Исламского фронта», в который вошли семь вооруженных формирований «умеренных» исламистов, действующих на территории Сирии. Речь идет о группировках «Ахрар аш-Шам», «Джейш аль-Ислам», «Сукур аш-Шам», «Лива ат-Таухид», «Аль-Хак», «Ансар аш-Шам» и «Сирийский курдский фронт» (курдские исламисты). Оценочно, общая численность боевиков нового объединения составляет до 45 тыс. человек. Основными целями «Исламского фронта» провозглашены «свержение режима Асада», «создание шариатского государства» в Сирии, а также «противодействие», связанным с «Аль-Каидой» группировкам «Джабхат ан-нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта».

Сложная обстановка сохраняется в Египте. На минувшей неделе в Каире и некоторых других городах страны вновь прошли протестные выступления, организованные «Братьями-мусульманами» и их сторонниками. В ряде случаев эти выступления переросли в беспорядки и столкновения с противниками исламистов. Имеются человеческие жертвы. Напряженная ситуация сохраняется на Синайском полуострове, где продолжают активно действовать экстремистские исламистские группировки. Так, 21 ноября в результате теракта, совершенного недалеко от города Эль-Ариш, погибли 11 и получили ранения 35 военнослужащих. В египетских силовых структурах считают, что исламисты взяли курс на насилие, пытаются посеять в стране хаос, используя, в частности, тактику поджогов. Власти АРЕ 21 ноября предоставили полиции право входа на территории студенческих городков для пресечения беспорядков. 24 ноября временный президент Египта А. Мансур подписал закон «О праве на собрания, шествия и мирные демонстрации», который запрещает проведение несанкционированных властями акций протеста. В случае проведения акции без предварительного согласования с полицией, последняя получает право на её силовой разгон. Египетские правозащитники осудили этот закон, назвав его «репрессивным».

Обострились отношения между Египтом и Турцией. На прошедшей неделе стороны взаимно объявили персонами нон грата послов Каире и Анкаре. При этом египетская сторона возложила на Турцию ответственность за ухудшение двусторонних отношений, а премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил 23 ноября: «Я никогда не буду уважать тех, кто пришел к власти посредством военного путча».

Обстановка в столице Ливии Триполи постепенно стабилизируется. Несколько группировок бывших повстанцев сдали оружие властям и покинули город, где они находились с момента его взятия противниками Каддафи в августе 2011 г. В частности, столицу оставили наиболее крупные и хорошо вооруженные «революционные бригады» из Зинтана и Мисураты, контролировавшие ряд районов города. Обеспечивать безопасность в Триполи теперь будут полиция и правительственная армия.

22 ноября Россию с визитом посетил премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган, принявший участие в заседании Совета стратегического сотрудничества на высшем уровне Россия-Турция, по итогам которого было подписано пять соглашений и меморандумов о двустороннем сотрудничестве. Эрдоган отметил, что Россия для Турции является экономическим партнером номер один. В. Путин и Р. Т. Эрдоган обсудили также сирийское урегулирование, ситуацию на Ближнем Востоке, в Египте и на Южном Кавказе. При этом российский президент подчеркнул, что позиция Москвы и Анкары по отдельным проблемам может не совпадать, «но это не мешает нам сообща искать приемлемые подходы к разрешению острейших международных кризисов».

21 ноября правительство Судана и действующие в западном регионе страны Дарфур повстанцы из Движения за справедливость и равенство при посредничестве Африканского союза и ООН подписали соглашение о безопасности, предусматривающее «разоружение, демобилизацию и реинтеграцию» повстанцев в ряды суданских вооруженных сил.

Приложение

 

 

О мароккано-испанских отношениях

 

 

Два соседних государства — Марокко и Испания, несмотря на имеющиеся между ними противоречия и неурегулированные проблемы, на протяжении длительного времени поддерживают прочные связи в политической, экономической, военной, культурной и других областях. В Рабате и Мадриде целенаправленно действуют в направлении укрепления взаимного доверия, подчеркивают, что мароккано-испанское партнерство является образцом для всех стран Средиземноморья. Руководители двух государств заявляют, что отношения между ними должны строиться на основе «взаимной лояльности, постоянного взаимопонимания и диалога». Дружественные личные отношения поддерживаются между двумя монархами – марокканским Мохаммедом VI и испанским Хуаном Карлосом.

В 1989 г. Марокко и Испания подписали договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. До этого ни одна африканская или арабская страна не была связана с Испанией подобного рода соглашением. Рабат и Мадрид заключили также соглашения о военном и научно-техническом сотрудничестве, о гарантиях двусторонних капиталовложений, о борьбе с нелегальной миграцией и др. На регулярной основе проходят мароккано-испанские встречи на высшем уровне, на которых обсуждается весь спектр двусторонних отношений.

Для Марокко, стремящегося к укреплению и расширению связей с Евросоюзом, отношения с Испанией имеют особое значение. Кроме того, развитие многоплановых отношений с Мадридом в Рабате рассматривают в качестве важного фактора поддержания стабильности в Западном Средиземноморье.

Марокко и Испания взаимодействуют в рамках Евросредиземноморского партнерства (Барселонского процесса), который охватывает вопросы политики, безопасности, борьбы с терроризмом, экономики, финансов, социальную и гуманитарную сферу, культуру. Две страны участвуют в диалоге между НАТО и средиземноморскими странами: Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом, в ходе которого рассматриваются вопросы налаживания сотрудничества Североатлантического альянса с перечисленными государствами. Ещё одним важным направлением совместной международной деятельности является участие Рабата и Мадрида в группе «пять плюс пять»: пять стран Южной Европы (Испания, Италия, Мальта, Португалия, Франция) и пять стран Магриба (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис). В рамках этого механизма страны-участницы развивают сотрудничество в сферах региональной безопасности, обмена и совместного использования опыта и информации по вопросам обороны, борьбы с терроризмом и нелегальной миграцией, контрабанды наркотиков и оружия, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности на море, подготовки кадров во всех перечисленных областях.

Испания поддерживает процесс политических преобразований демократической направленности, начатый в 2011 г. в Марокко королем Мохаммедом VI.

Что касается Западной Сахары — важнейшей для Марокко внешнеполитической проблемы, то Рабат и Мадрид достигли определенного согласия относительно того, что ее решение должно быть выработано в рамках ООН.

Динамично развивается торгово-экономическое сотрудничество. Испания является вторым, после Франции торговым партнером Марокко, а Марокко — девятым по значимости рынком для испанской экономики. Причем марокканский рынок рассматривается испанцами как «приоритетный и стратегический». В 2012 г. Испания стала крупнейшим экспортером в Марокко. Между двумя странами действуют три линии электропередачи. В Испании на постоянной или сезонной работе занято свыше 800 тыс. марокканцев. Преимущественно через испанскую территорию осуществляется транзит в страны Западной Европы марокканских рабочих. В 2005 г. стороны договорились о строительстве межконтинентального туннеля через Гибралтарский пролив от марокканского Танжера до испанского Альхесареса.

На регулярной основе проводятся совместные учения вооруженных сил двух государств. Крупнейшим из них является ежегодное учение ВВС и частей ПВО «Атлас», в ходе которого отрабатываются вопросы обороны зоны Гибралтарского пролива, а также проведения поисково-спасательных работ. Марокко вместе с Испанией участвует в различных многосторонних военно-морских учениях по линии НАТО в Атлантике и в Средиземном море, в натовской операции «Активные усилия» по защите судоходства от террористов в Средиземном море и Гибралтарском проливе. В то же время военно-техническое между двумя странами значительного развития не получило.

Марокко и Испания совместно противодействуют угрозе неконтролируемой нелегальной миграции из стран Африки в Европу, масштабы которой неуклонно увеличиваются. Испания настаивает на том, чтобы Марокко принимало более жесткие меры для ограничения потока африканских нелегальных мигрантов через морские пути. Между двумя странами действует соглашение, предусматривающее принятие марокканскими властями нелегальных мигрантов, которые арестовываются правоохранительными органами на территории Испании.

Наряду с перечисленными позитивными явлениями в мароккано-испанских отношениях имеется целый ряд серьезных нерешенных проблем. Главная из них — вопрос о принадлежности средиземноморских анклавов Сеута и Мелилья, которые Марокко стремится вернуть под свой контроль. В Рабате эти территории называют не иначе, как «оккупированными». При этом марокканское руководство, учитывая то, что анклавы включены в единое оборонное пространство НАТО, исключает силовое решение проблемы Сеуты и Мелильи, заявляя, что она должна быть урегулирована исключительно путем переговоров. Испания, со своей стороны, категорически отвергает марокканские притязания на анклавы, считая их исторически необоснованными. В Сеуте и Мелильи размещены сильные испанские гарнизоны, имеющие на вооружении танки, артиллерийские орудия и боевые вертолеты. Испанцы возвели вдоль сухопутных границ городов инженерные заграждения для противодействия проникновению незаконных иммигрантов. В последние годы ситуация на границе Марокко с испанскими анклавами остается очень сложной. Ведь Сеута и Мелилья – это единственные места, где Европа имеет сухопутную границу с Африкой. Мигранты из Африки, желающие обосноваться в европейских странах, регулярно идут на штурм испанских пограничных заграждений.

Мадрид и Рабат периодически выступают с взаимными обвинениями в содействии пограничной мафии в деле нелегальной иммиграции и наркоторговле. Вместе с тем, «Испания и Марокко имеют слишком много жизненно важных интересов для того, чтобы оставить в горячем состоянии проблему анклавов, которая может отравить стратегическое сотрудничество в борьбе с джихадистским террором, незаконной иммиграцией, а также в торгово-экономической сфере». К тому же, как полагают эксперты, «похоже, про проблему анклавов Рабат вспоминает всякий раз, когда ему нужно добиться каких-то уступок Мадрида по другим вопросам».

Помимо Сеуты и Мелильи Марокко претендует на остров Аль-Баран вблизи Мелильи (здесь тоже размещен испанский гарнизон), острова Чафарикос, находящиеся недалеко от границы с Алжиром, а также некоторые другие мелкие острова у марокканского побережья Средиземного моря, которые испанцы считают своей территорией. В настоящее время стороны продолжают диалог по принадлежности спорных островов. При этом позиция Рабата заключается в том, что после возвращения в 1956 г. в состав королевства Испанского Марокко все эти острова автоматически стали его территорией.

Информация о наличии крупных месторождений нефти в морской зоне может привести к обострению спора о линии прохождения морской границы между испанскими Канарскими островами и марокканским прибрежным регионом Тарфия. Как видится, переговоры по урегулированию этого вопроса будут достаточно сложными.

Между двумя странами сохраняются противоречия по вопросам распределения зон рыболовства в Средиземном море и в Атлантическом океане. Так, Испания хотела бы в двустороннем порядке решить проблему возвращения своих рыболовецких судов в марокканскую экономическую зону, поскольку блокирование в декабре 2011 г. Европарламентом соглашения между ЕС и Марокко по морскому рыболовству сильно ударило по отрасли. В свою очередь, Марокко добивается ратификации соглашения с ЕС в области сельского хозяйства. Испания выступает против этого соглашения, опасаясь, что после его подписания в страну хлынет поток дешевой марокканской сельскохозяйственной продукции.

В целом, несмотря на имеющиеся нерешенные проблемы, мароккано-испанские отношения продолжают характеризоваться стабильностью и имеют тенденцию к дальнейшему развитию в различных сферах.

63.09MB | MySQL:102 | 0,641sec