Египетско-суданские отношения сквозь призму строительства Эфиопией плотины «Возрождение» на реке Нил

Переговоры премьер-министра Эфиопии Хайле Мариама Десаленя и временного президента Египта Адли Мансура о строительстве Великой Эфиопской Плотины «Возрождение», которые состоялась 19 ноября в Кувейте в рамках афро-арабского саммита, в который раз закончились провалом.

Более того, их начало чуть было не вызвало дипломатический скандал. Временный президент Египта А.Мансур потребовал, чтобы премьер-министр Эфиопии Х.Десалень, занимающий также пост  президента Африканского союза, сам пришел к нему, что очень возмутило последнего. Конфликт удалось разрешить после того, как стороны согласились встретиться на полпути – в коридоре.

Во время встречи египетской стороной вновь было выдвинуто требование обсудить непосредственно проект строительства, в частности, Египет предлагает уменьшить размер плотины и объем водного резервуара, который согласно плану, будет вмещать 63 млрд куб. метров воды. Эфиопская сторона данное предложение отвергает.

Примечательно, что нынешнее развитие египетско-эфиопского спора вокруг строительства плотины привлекло особое внимание со стороны суданских СМИ. К примеру, интернет-издание «Судан Трибьюн» разместило интервью с министром Эфиопии по водным ресурсам и энергетике Алемаеху Тегену, в котором, акцентируя внимание на позиции Аддис-Абебы относительно эфиопско-египетских отношений, особо подчеркиваются слова эфиопского чиновника,  что его страна «ни в коем случае не отступит от своих планов из-за опасений Египта».

Также издание особо акцентирует внимание на словах А.Тегену о том, что строительство плотины является региональным проектом, от которого получат выгоду все страны Нильского бассейна и которой должен стать проектом сотрудничества, а не конфронтации.

Такой акцент на словах эфиопского  министра по водным ресурсам и энергетике не удивителен, учитывая потепления в отношениях между Суданом и Эфопией.

Как известно, еще в марте прошлого года во время встречи с новоназначенным послом Эфиопии президент Судана Омар аль-Башир заявил о поддержке строительства гидросооружений. При этом суданский лидер отметил, что учитывая пользу, которую проект принесет обеим странам, он будет оказывать всяческую поддержку строительству с целью его успешного завершения.

В июне этого года министр информации Судана Ахмед Осман заявил, что его страна задействована в строительстве плотины. Также он указал на то, что опасения Каира относительно возможного ущерба беспочвенны, так как комиссия экспертов подтвердила, что строительство плотины не нанесет вреда ни Египту, ни Судану, при этом отмечая, что в свое время его страна принесла в жертву 22 деревни и миллион пальмовых деревьев с тем, чтобы позволить Египту возвести Асуанскую плотину. Министр особо подчеркнул, что Хартум заинтересован в укреплении отношений как с Египтом, так и с Эфиопией.

Не удивительно, что заявление суданского министра Египет расценил не как иначе, как предательство.

Ведь такое положение дел не может не тревожить Каир, так как до недавнего времени Судан был главным партнером АРЕ в вопросе раздела нильской воды.

Да и кроме этого Египет проявляет повышенный интерес к суданскому вектору собственной внешней политики, поскольку заинтересован сохранить «статус-кво» на своей южной границе, исходя из целого ряда причин.

В первую очередь, в египетских военно-политических экспертных кругах давно существует консенсус мнений относительно того, что Судан – это «стратегический тыл Египта». Поэтому, Египет в последние годы «мубараковского» периода вкладывал немалые средства в налаживание инфраструктуры на суданской территории (сооружение мостов, прокладка дорог, жилищное строительство и т.п.).

Вторым важным моментом было то обстоятельство, что до последнего времени режим в Хартуме, исходя из тактических соображений, не затрагивал проблему оккупации Египтом т.н. «треугольника Халаиб» (в ответ Каир перестал обвинять Судан в поддержке радикальных оппозиционных группировок).

Кроме этого, в случае дальнейшего обострения гуманитарной ситуации в Судане, около 4-5 млн суданцев станут беженцами и будут пытаться проникнуть, в первую очередь, на египетскую территорию. А это существенно ухудшит и без того сложную социально-экономическую ситуацию в АРЕ.

Однако в Хартуме вероятно решили, что Египет, некогда активно участвующий в политической и экономической жизни страны, занялся в решением собственных проблем. В то время как Эфиопия как нельзя лучше может стать ключевым региональным союзником Судана, учитывая ее желание выступать посредником в конфликте с Южным Суданом, обеспечивать миротворческое присутствие в Абъее и содействовать в разрешении некоторых экономических проблем Хартума.

А кроме того, политическая и деловая элита Судана видит в реализации проекта гидросооружений немалую экономическую выгоду, учитывая, что проект увеличит количество земель пригодных для сельского хозяйства, а также обеспечит Судан дешевой электроэнергией.

А это значит, что если так дела пойдут и дальше, то Каиру в условиях дальнейшего охлаждения отношений с Суданом в связи с вопросом строительства плотины «Возрождение», судя по всему, придется рассчитывать только на старого врага Эфиопии — Эритрею.

52.25MB | MySQL:103 | 0,466sec