О ситуации в христианской общине Ливана. Часть 2

Индикатором озабоченности христианских общин Ближнего Востока положением своих единоверцев в связи с вооруженным конфликтом в Сирии выразилась во время встречи Папы Римского Франциска I c иерархами восточных церквей, находящихся в унии с Ватиканом, которая состоялась 20 ноября с.г. в Риме. Во встрече принимали участие патриарх маронитской церкви Бешара аль-Раи, епископ халдейской церкви в Алеппо Антоний Аудо, патриарх греко-католической церкви Григорий III Лаххам, патриарх халдейской церкви Ирака Луи-Рафаэль I Сако. На встрече было констатировано, что определенные круги Запада проводят вольно или невольно политику по выдавливанию христиан с Ближнего Востока. По мнению главы иракских халдо-католиков, существует разработанная стратегия по содействию иракским христианам покидать свою страну. «Если так будет продолжаться и дальше, то Ближний Восток лишится своих христиан. В то же время их присутствие, их открытость двум культурным мирам и их квалификация жизненно необходимы арабским странам», — считает патриарх.

Патриарх мелькитов Григорий Лаххам призвал своих единоверцев оставаться в Сирии, констатировав, что с начала конфликта тысячи христиан покинули сирийскую землю, спасаясь от войны. Он также призвал европейские страны не поощрять христианскую эмиграцию из Сирии. По словам патриарха, 57 культовых христианских мест пострадали от действий такфиристов и джихадистов. Он обвинил США и другие страны Запада в том, что они затягивают сирийский конфликт, поставляя оружие повстанцам.

Заявления Лаххама соответствуют истине, учитывая террор, развернутый джихадистами против христиан на занятых ими территориях Сирии. Большое негодование среди сирийских и ливанских христиан вызвали захват боевиками древнего христианского города Маалюля в сентябре с.г. и похищение православного и греко-католического епископов Алеппо. Дополнительный резонанс этой истории придало то, что православный епископ Алеппо является родным братом нынешнего патриарха Антиохийской православной церкви Иоанна Язиджи. По некоторым сведениям, оба заложника находятся в настоящее время в Турции на одной из баз боевиков, что дает надежду на их освобождение. По мнению некоторых православных активистов Ливана похищение является провокацией турецких спецслужб, прямо направленной против Антиохийской православной церкви и косвенно против России.

Григорий Лаххам, как и Бешара аль-Раи являются активными политиками и выдающимися прелатами. Предшественник Бешары аль-Раи на посту патриарха маронитской церкви Насралла Бутрос Сфейр (1986-2011 годы) проводил политику союза с «Коалицией 14 марта» и антисирийскую линию, что во многом способствовало расколу в маронитской общине Ливана. Встревоженный этим фактом Ватикан настоял в 2011 году на избрании нового патриарха маронитской церкви. В 90-е годы Бешара аль-Раи был известен как видный общественный деятель и борец с коррупцией в высших эшелонах власти Ливана. В сентябре 2012 года во время визита во Францию произошла его словесная пикировка с тогдашним французским президентом Николя Саркози. Когда Саркози заявил, что в случае возникновения угрозы христианам Сирии и Ливана, Франция готова предоставить им убежище, ливанский патриарх отметил, что такая эмиграция пойдет лишь во вред его единоверцев, которые будут подвергнуты в Европе неизбежной ассимиляции. «Мы хотим жить в собственной стране около наших святилищ и отеческих могил, сохраняя связь с нашими мусульманскими соотечественниками», — заявил Бешара аль-Раи. Эту позицию он подтвердил в октябре 2013 года, встречаясь с миссией ЕС, инспектировавшей места размещения сирийских беженцев в Ливане, отметив, что христиане Ближнего Востока, как и мусульмане региона являются неотъемлемой частью арабской цивилизации.

Кроме занимающих лидирующие позиции в христианской общине маронитов двумя крупными христианскими конфессиями являются православные и греко-католики (мелькиты). Исторически в самоидентификации представителей этих общин заметны определенные различия. Если марониты долгое время отказывались от арабской идентичности, считая себя частью западной цивилизации на Ближнем Востоке, то православные всегда рассматривали себя частью арабского мира. Православные Ливана являются наиболее бесконфликтной христианской общиной. Ливанцы отмечают, что православные находят общий язык с представителями любых христианских и мусульманских общин и с палестинцами. Что касается греко-католиков, то они в плане ориентации занимают промежуточную позицию между маронитами и православными. В 40-е – 60-е годы прошлого века многие представители православной общины Ливана были увлечены идеями арабского национализма. Свое наивысшее выражение это нашло в деятельности Антуна Сааде, православного ливанца, основавшего Сирийскую национально-социалистическую партию (СНСП). Партия проповедовала идею создания «Великой Сирии» в составе территорий Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Ирака и Кипра с включением области Александретта, отторгнутой от Сирии в пользу Турции после распада Османской империи. Деятельность Сааде вызвала острое неприятие у ливанской политической элиты, и в 1949 году он был вероломно убит. СНСП отстаивает идею единства всех сирийцев и ливанцев вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. В борьбе за настроения арабской «улицы» партия в 60-е годы прошлого века проиграла в соревновании  со своими конкурентами-баасистами и в настоящее время не представляет значимой политической силы ни в Сирии, ни в Ливане.

В период гражданской войны 1975-1990 годов значительная часть православной общины в попытках защитить свой статус блокировалась с маронитами. С тех пор православные политики находятся в орбите маронитских партий. Однако в последнее время все более заметны попытки православных основать собственное политическое движение. В 2012 году молодыми православными активистами была создана «Партия Востока» (Хизб аль-Машрик) во главе с Родригом аль-Хури. Партия борется против религиозного экстремизма и салафизма в Ливане, считает Россию естественным союзником ливанских христиан.

Значительный вклад в становление экономики и культуры Ливана внесли греко-католики (мелькиты). На юге Ливана мелькитские анклавы существуют в Тире, Сайде и Марджаюне. Однако признанным центром греко-католической общины Ливана является город Захле в долине Бекаа. Греко-католическая община дала Ливану знаменитых журналистов Филиппа и Салима Такла, основавших в 19 веке египетскую газету «Аль-Ахрам», генерала Тауфика Салема, занимавшего пост начальника ливанского Генштаба. Велик ее вес в ливанской экономике. В 60-е-70-е годы прошлого века банкир Анри Фараон, например, считался одним из богатейших людей Ближнего Востока. В настоящее время мелькитские семьи Фараонов, Сенауи, Дебанне, Склаффов продолжают играть важную роль в ливанской экономике.

Последние тектонические сдвиги на Ближнем Востоке негативно сказываются на ситуации христианских общин региона. Конечно, ливанские христиане находятся в гораздо более благоприятном положении, чем их единоверцы в других арабских странах. Их права защищены конституцией и Таифскими соглашениями. Велик удельный вес ливанских христиан в экономике и политике страны. Тем не менее, рост активности террористических и салафитских группировок, приток сирийских беженцев, меняющий демографический баланс в стране, рост суннитско-шиитских противоречий не могут не сказываться на самочувствии ливанских христиан. Дополнительным фактором озабоченности является то, что христиане Ливана в отличие от других общин не имеют собственных вооруженных формирований и не смогут защитить себя в случае форс-мажорного развития событий.

52.3MB | MySQL:103 | 0,652sec