Судан: формирование нового правительства

Суданский кабинет министров собрался 3 декабря на свое внеочередное последнее собрание, после которого сразу же должен быть объявлен новый состав кабинета министров. Предполагается, что никаких новых лиц в этом составе не будет. Не будет там представителей Юнионисто-демократической партии  (о чем особенно настойчиво говорили в последнее время эксперты) и более мелких оппозиционных партий. Таким образом, первоначальные прогнозы о том, что власть в лице президента О.аль-Башира (а именно он стоит за процессом реформирования правительства) пойдет в условиях жесточайшего экономического кризиса на «дележ» зон ответственности с оппозицией, оказались беспочвенными. Смена кабинета или вернее – введение в него новых лиц из числа функционеров правящей в Судане Партии национального конгресса (ПНК) является обыкновенной ротацией без какого-либо смыслового содержания для возможного изменения экономической политики. По заявлению главы экономического бюро ПНК Х.А.Тахи эти нововведения не вызовут сокращение количества министров и их полномочий.

Из правительства выводят «диссидентов» во главе с бывшим советником президента и главным архитектором политики по Дарфуру Г.ат-Табани. В сентябре этого года он и группа из тридцати его сподвижников из ПНК подписали меморандум президенту О.аль-Баширу, в котором требовали отменить решение о ликвидации субсидий на топливо и другие базовые товары широкого потребления. По их оценке, такие шаги реально резко ухудшали уровень жизни большинства населения страны. С этим сложно спорить, но суть вопроса здесь заключалась в том, что подобные вынужденные действия правительства и О.аль-Башира, разумеется, вызваны режимом жесткой экономии. Без проведения таковых страну в очень скором времени ждал бы дефолт. Сомнительно, что такой опытный человек как Г.ат-Табани не понимает азбучных истин экономики. Скорее в данном случае эта популистская мера являлась отчаянной попыткой перехватить инициативу и получить поддержку «молодого крыла» правящей партии и населения. Дело в том, что «де факто» Г.ат-Табани уже сравнительно давно фактически отстранен от курирования Дарфурского досье, а его концепция выхода из этого долголетнего кризиса с опорой на союз с американцами и катарцами признан ошибочным. В качестве посредников в рамках новой концепции «Дарфур-Дарфур» был выбран Африканский союз. Но вопрос даже не столько в этом, сколько в тех местных лидерах Дарфура, на которых планировал делать ставку Г.ат-Табани. В частности, переход вроде бы вначале примирившегося с правительством лидера Суданского освободительного движения (СОД) М.Минави в стан повстанцев был прямым следствием опалы Г.ат-Табани. Справедливости ради надо признать, что и новый подход Хартума к решению дарфурской проблемы к прорыву не привел.

Возвращаясь к теме правительственной ротации, отметим, что меморандум Г.ат-Табани совпал по времени с попыткой государственного переворота, в которую оказались вовлечены популярные военные в лице «героя Южного Кордофана» генерала аль-Вади и бывшего руководителя национальных спецслужб С.Гоша. Отсидевшие какой-то срок в изоляторе и амнистированные в последующем, в силовые структуры, однако, ни они, ни их сторонники возвращены не были. Надо отметить, что возникновение внутренней партийной оппозиции напугало суданское руководство и О.аль-Башира пожалуй больше, чем все народные выступления вместе взятые. Отсюда и такие решительные меры. Своих постов в правительстве в итоге лишился Г.ат-Табани и два его сторонника, а полномочия еще девятерых министров в настоящее время «подвешены». Само по себе это свидетельствует о серьезном расколе в ПНК по вопросу выбора путей выхода из экономического кризиса.

А он продолжает набирать обороты, что самым плачевным образом сказывается на состоянии бюджета. Отсюда безальтернативный выбор продолжения политики непопулярных мер и сокращения государственных расходов. В этой связи любопытен анализ ситуации в нефтяной отрасли страны, которая продолжает оставаться основным источником пополнения бюджета. Лишившись в результате отделения Южного Судана двух третей своих месторождений, Хартум в настоящее время располагает только объемом в 150 000 баррелей в день. В рамках единой страны добывалось 500 000 баррелей. Ситуацию осложняет то, что в большинстве районов, где находятся нефтяные поля, сохраняется нестабильная обстановка, связанная с повстанческим и сепаратистским движением. В этой связи достаточно вспомнить нападение южносуданцев на месторождение Хедлиг год назад, что привело к фактическому разрушению основного источника углеводородов для Судана. Выступая перед депутатами Национального собрания, министр нефти страны аль-Джаз заявил, что в целях возглавляемого им министерства стоит задача доведения добычи до 260 000 баррелей в день и увеличения стратегического запаса углеводородов до 1 триллиона кубометров, 56% которого дадут нефтяные блоки 2,4, и 6. Одновременно в декабре с.г. правительство намерено выставить на аукцион еще пять нефтяных блоков.

В этой связи многие аналитики сомневаются, что поставленных целей удастся достичь. Для этого необходимо серьезно модернизировать инфраструктуру добычи и транспортировки, что подразумевает привлечение иностранных инвестиций. Вместе с тем, экономические санкции, наложенные на Судан США и, как следствие, блокирование международной банковской системы создают для суданских властей непреодолимое препятствие. Кроме того, в условиях дефицита валюты суданское правительство попыталось применить практику расплаты гособлигациями, что натолкнулось на противодействие и затягивание выполнения необходимых процедур со стороны Министерства финансов. И они до сих пор не преодолены.

Ну и конечно — вопрос безопасности. Основные нефтяные месторождения находятся на юге страны, в зоне действий повстанцев и досягаемости, в случае необходимости, со стороны южносуданских вооруженных сил, что они собственно очень наглядно продемонстрировали во время захвата и разрушения Хедлига. И никаких предпосылок к заключению мира с повстанческими группами в Южном Кордофане и Голубом Ниле, а также сохраняющаяся неопределенность с будущим статусом Абъея не способствует, помимо прочего, притоку иностранного капитала.

52.28MB | MySQL:103 | 0,451sec