Алжир-Китай: попытка вытеснить Израиль с рынка БПЛА

Представители алжирского руководства пытаются вести переговоры с китайской стороной относительно приобретения крупной партии тяжелых ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Следует напомнить, что работы по созданию этого вида вооружений начались в Китае в 2005 г. и уже в 2008 г. состоялся первый испытательный полет соответствующего беспилотника Wing Loong («Птеродактиль» по-китайски, его вооруженная версия – Yi Long — «Острый меч или сабля»).

Впервые он был представлен на обозрение в 2012 году на авиасалоне в Чжухае в КНР. Это наглядно продемонстрировало то, что Китай претендует на место в очень замкнутом элитном кругу производителей ударных БПЛА. Появление подобных летательных аппаратов наглядно продемонстрировало китайские амбиции закрепиться на всех уровнях производства вооружений.

Этому способствует привлекательность китайского «меча» с точки зрения соотношения цена-качество. Так, заявленные китайской стороной характеристики ударных версий БПЛА были фактически такими же как у американского оригинала и, согласно алжирским источникам, сопоставимы с израильскими показателями производителей ударных вариантов беспилотников. При этом по стоимости БПЛА из Поднебесной (один миллион долларов) выигрывал по сравнению с продукцией из Израиля и США в разы.

Примечательно, что представители конструктора китайского «меча» China Aviation Industry Corporation (AVIC) не скрывают своей цели стать первым экспортером ударных беспилотных самолётов в мире и занять место Израиля. И теперь китайская сторона пытается активно продвигать его на экспорт потенциальным покупателям американских и израильских БПЛА. Китайским беспилотником уже заинтересовались Египет, Намибия, Судан, Венесуэла и Алжир.

Примечательно, что на завоевание рынка АНДР Пекин делает основную ставку, рассчитывая, что соответствующий контракт снизит предубежденность потенциальных покупателей, которые после этого также оформят подобные сделки. Дело в том, что у алжирского руководства, учитывая непростую ситуацию внутри страны и по периметру ее границ, будет немало возможностей испытать эти БПЛА в действии, что обеспечит им дополнительную бесплатную рекламу.

Следует особо заметить, что Алжир уже несколько лет пытается приобрести беспилотники у различных поставщиков. Так, например, известно о соответствующем сотрудничестве между алжирской стороной и её союзником в лице ЮАР. Так, с конца 1990-х гг. и по 2010 год Алжир покупал юаровские образцы, после чего сформировал 545-ю разведывательную эскадрилью радиоэлектронной борьбы и даже планировал организовать их собственное производство. В частности, речь шла о приобретении по меньшей мере 10 БПЛА Seeker I и II. Однако, несмотря на некоторые успехи, реального успеха добиться не удалось, что, в частности, показали их испытания 2011 г. в районе Бискры. Их ограниченные возможности не позволили алжирскому руководству реализовать задуманное.

Следует заметить, что в марте 2012 г. появились данные о том, что руководство ЮАР отдало распоряжение о создании на базе собственного разведывательного БПЛА Seeker 400 его ударной версии и обещало алжирскому союзнику поделиться этим достижениям. Однако руководство АНДР, как показывает практика, не намерено ждать.

При этом вступительный полет «собственного» БПЛА, созданного в том числе на основе южноафриканских «прототипов», о чем с помпой сообщал Национальный исследовательский центр, не увенчался успехом: 5 июля этого года он разбился.

Были и другие попытки алжирских испытаний БПЛА, которые, однако, больше походили на занятия клубов любителей авиамоделизма и не отвечали серьезности стоявших задач. Поэтому, ввиду напряженности в отношениях с Израилем до последнего момента фактически единственным вероятным поставщиком подобного вооружения выступали США.

Остроту вопросу придает то, что Алжир и США последние три года ведут напряженные и пока безрезультатные переговоры относительно заключения контракта на поставку американских ударных БПЛА. Не случайно, что китайское предложение приобрести «аналогичные американским летательные аппараты по более низкой цене» не могло не вызвать интерес в среде военно-политического руководства АНДР.

Впрочем, нельзя исключать, что подобные «утечки» относительно готовности алжирской стороны приобрести китайские аналоги американских БПЛА преследуют совсем другие цели – сделать американцев более податливыми в вопросе продажи соответствующего вооружения и убрать выдвинутые ими дополнительные условия относительной условий их эксплуатации. В первую очередь, речь идет о требовании США согласиться на то, что обслуживать и контролировать действия БПЛА должны представители Пентагона, которые в этой связи находились бы на алжирской территории. Учитывая непростую ситуацию внутри страны, для руководства АНДР, позиционирующего себя «независимой» силой это было бы действительно невыгодно и даже опасно, учитывая периодически раздающиеся обвинения со стороны радикальных исламистов относительно того, что оно «действует заодно с крестоносцами».

Всего алжирское военное руководство планирует приобрести несколько десятков БПЛА, которыми оно рассчитывает оснастить четыре эскадрильи, способные эффективно выполнять разведывательно-ударные миссии.

Необходимость получения подобных вооружений была продиктована целым рядом моментов, среди которых нельзя не отметить и ход Августовской войны между Грузией и Россией, выявившей слабое место российских вооруженных сил – отсутствие БПЛА при их наличии у грузинской армии.

Однако подобное вооружение крайне необходимо руководству АНДР и исходя из своих местных интересов. Не случайно, что половину БПЛА (две эскадрильи) планируется направить на южную границу, одну эскадрилью – для осуществления контроля над Атласом (особенно в северо-восточной части страны) и одну на юго-восточное направление.

В первую очередь речь идет о выполнении с помощью БПЛА эффективных контртеррористических операций на дальнем юге страны «с окончанием изоляции некоторых сильно лесистых районов на севере» (как это объясняется в проправительственной газете «Аль-Ватан»).

Последняя ремарка могла быть адресована в отношении набирающего силу кабильского движения за автономию, учитывая то, что в последние годы именно в Кабилии находились одни из самых главных вооруженных оплотов сопротивления алжирскому режиму.

Это также обеспечит непрерывный мониторинг всех потенциально опасных направлений и в том числе, учитывая январские события в Ин-Аменасе в приграничье с Ливией для охраны нефте- и газодобывающих мощностей и месторождений.

Это также позволит оптимизировать затраты на воздушное наблюдение территории за счет снижения нагрузки на экипажи пилотируемых летательных аппаратов. Кроме того, в случае необходимости это обеспечит возможность вмешательства в события за пределами страны и в частности, предпринимать активные действия в Сахеле.

Примечательно, что на этом этапе алжирские и китайские интересы совпадают: руководству АНДР важно получить БПЛА, а КНР – закрепиться в этом сегменте рынка вооружений. Впрочем, несмотря на заманчивость китайского предложения, которое последовало на фоне, казалось бы, зашедших в тупик переговоров относительно приобретения американских «Предаторов», этот вопрос нельзя считать решенным. Ведь подобная сделка как для Алжира, так и для США крайне важна в плане политическом. Её реализация станет «лакмусовой бумажкой» относительно готовности Вашингтона считать Алжир союзником в полном понимании этого слова. Так, следует напомнить, что поставки подобных вооружений имели место лишь в отношении наиболее важных стратегических партнеров США вроде Турции и Франции.

Примечательно, что завоевание рынка БПЛА, в том числе и ударных, китайское руководство намерено осуществить путем продажи скопированных у американских производителей образцов. Так, заявленный КНР образец был почти идеальной копией американского ударного БПЛА Predator B с возможностью использования не только ракет «воздух-земля», но и «воздух-воздух», а также управляемых авиабомб (УАБ) с лазерным наведением.

В частности, было заявлено, что китайский «меч» способен действовать в радиусе 4000 км со скоростью около 400 км/ч. Однако при детальном рассмотрении ситуация выглядит несколько по-другому. Важно и то, что речь в данном случае идет не о китайской копии Predator B, о чем, в частности, сообщила проправительственная газета «Аль-Ватан», а более современном американском БПЛА – MQ-9 Reaper. Для этого достаточно визуально сравнить американский и китайский образцы.

А при сопоставлении их технических характеристик последний заметно проигрывает первому. Так, оба БПЛА имеют турбовинтовой двигатель, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Однако по его мощности (бич всех китайских копий иностранных летательных аппаратов) созданный в Китае БПЛА решительно уступает американскому аналогу по мощности двигателя даже прежней его версии (115 и 101 л.c. соответственно), что отражается и на других боевых характеристиках китайского «меча».

Согласно данным ряда источников, размах крыльев у американского БПЛА – 20 метров, тогда как у китайской копии – 14 метров; длина — 11 метров (у китайского варианта 9.34 и 9.05 метра), высота – 3.56 метра (в китайской версии – 2.7 и 2.77 метра), взлетная масса – 2 220 кг, максимальная 4 540 кг, тогда как у китайского варианта – 1100 (1200) кг при максимальной нагрузке в 3200 кг. Максимальная скорость американского БПЛА составляет 482 км/ч по сравнению с реальной скоростью у китайского БПЛА в 280 км/ч.

Примечательно, что китайские разработчики БПЛА заявляют о том, что на вооружении их аппарата могут состоять как ракеты «воздух-воздух» TY-90, ракеты «воздух-земля» HG-10, так и лазерные управляемые авиабомбы (УАБ) LS-6 и YZ-200. То есть, в данном случае речь идет о сопоставимом с американским вооружением. Например, в случае с «Рипером» это ракеты AGM-114 Hellfire «воздух-земля», ракеты «воздух-воздух» AIM-92 Stinger и управляемые авиабомбы с лазерным наведением GBU-12 Paveway II.

Однако при сопоставимой топливной нагрузке для одного полета (1.8 тонн) на дополнительную авионику и вооружение в американском случае остается 520 кг полезной (боевой) нагрузки, тогда как в китайском случае – лишь 200 кг. Это даёт в американском случае больше простора для выбора вооружения в зависимости от боевых задач.

Бросается в глаза несоответствие данных относительно радиуса действия китайского беспилотника. Так, при гораздо более низкой скорости и полетном времени (20 часов в китайском случае против 24 в американском) радиус действия БПЛА США составляет 1850 км, тогда как в китайского – 4000 км. Реально, учитывая характеристики скорости и время полета, эти данные не превышают 2000 – 2800 км.

Также заметно уступает китайская версия MQ-9 Reaper и по потолку действия: это 5.3 км, при том что американский аналог обладает соответствующими характеристиками в 15 240 метров (при непосредственном выполнения боевых задач эти характеристики снижаются до 7.5 км).

Также есть сомнения, что имеющаяся авионика позволит китайскому БПЛА эффективно выполнять свои боевые задачи.

В любом случае, как алжирские, так и китайские источники пытаются выдать желаемое за действительное, на порядок преувеличивая возможности «меча» из Поднебесной. Важно, что о проявленном к Алжиру интересе с китайской стороны и интересе к алжирскому рынку БПЛА упомянула недавно проправительственная газета «Аль-Ватан». А это уже само по себе является знаковой «утечкой», тем более, что как свидетельствует это издание, американо-алжирские «переговоры все еще продолжаются».

Тем не менее, для ускорения реализации сделки и снятия трудновыполнимых для алжирского руководства условий его представители могут закупить небольшую партию китайских БПЛА, чтобы не только подстегнуть американский «крен» в сторону упрочения взаимодействия в антитеррористической сфере, но и заодно проверить качество и боевые возможности соответствующей оружейной продукции изКитая.

В любом случае появление китайского БПЛА создает серьезную конкуренцию основным производителям подобных вооружений в мире -США и Израилю. Несмотря на то, что практически по всем характеристикам китайские ударные БПЛА уступают соответствующим американским и израильским образцам, их низкая стоимость в перспективе может привлечь к ним в условиях ограниченности круга производителей БПЛА, в первую очередь страны с небольшими по объемам военными бюджетами.

И в этом Китаю может максимально содействовать Алжир. В данном случае желание поспособствовать выходу на оружейный рынок китайских БПЛА может напрямую отвечать желанию алжирского руководства ущемить интересы Израиля, с которым отношения у него по палестинскому, кабильскому и марокканскому вопросам развиваются непросто.

52.27MB | MySQL:103 | 0,498sec