Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 — 8 декабря 2013 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран нестабильная и напряженная обстановка. В Сирии продолжаются боевые действия между силами сторонников и противников президента Б. Асада. На этом фоне идет процесс ликвидации сирийского химического оружия (ХО). Нестабильной сохраняется ситуация в Ираке, Ливии, Ливане, Египте, Йемене и Афганистане. Без видимых результатов завершилась поездка на Ближний Восток госсекретаря США Дж. Керри, где он провел переговоры по палестино-израильскому урегулированию с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и палестинским президентом М. Аббасом. Крупнейшее за последние полтора года террористическое нападение совершено 5 декабря в столице Йемена Сане – погибли 52 и получили ранения 215 человек.

7 декабря, выступая в столице Бахрейна Манаме на региональной конференции по проблемам безопасности, министр обороны США Ч. Хейгл заявил, что Соединенные Штаты доказали свою приверженность к установлению безопасности на Ближнем Востоке, выполняя свои дипломатические обязательства и сохраняя в регионе мощный военный контингент численностью в 35 тыс. человек. Хейгл заверил американских региональных союзников и партнеров в неизменности по отношению к ним политического курса Вашингтона, отметив, что «дипломатическую работу в отношении Ирана» необходимо подкреплять военной мощью США на Ближнем Востоке и в зоне Персидского залива. Глава Пентагона отметил, что подписание временного соглашения по иранской ядерной программе не снимает вопрос об угрозе безопасности в регионе со стороны ИРИ. В этой связи, по словам Хейгла, Пентагон будет уделять еще большее внимание на развитие потенциала своих партнеров. В частности, речь идет о создании региональной системы ПРО для противостояния иранским баллистическим ракетам, а также о поставках современных видов оружия.

Иран, со своей стороны, прилагает усилия по улучшению отношений с аравийскими соседями. На минувшей неделе министр иностранных дел ИРИ М. Зариф посетил с визитами Кувейт, Оман и Катар, в ходе которого заверял руководителей этих государств в том, что соглашение по иранской ядерной программе «укрепляет региональную безопасность». Зариф также призвал Саудовскую Аравию к совместным усилиям по укреплению стабильности в регионе.

8 декабря инспекторы МАГАТЭ посетили иранский реактор на тяжелой воде в Араке.

Администрация США выступает категорически против попыток сената Конгресса ввести новые санкции в отношении Ирана, считая, что «продвижение подобных санкций сейчас приведет к тому, что наши международные партнеры и Иран посчитают, что мы ведем себя нечестно по отношению к достигнутому в Женеве соглашению». По оценке президента США Б. Обамы, вероятность достижения окончательного соглашения по ядерной программе Ирана не превышает 50 процентов. Обама также заявил, что предотвращение доступа Ирана к ядерному оружию – это «национальный интерес США».

Президент Израиля Ш. Перес сообщил 8 декабря о своей готовности встретиться с президентом Ирана Х. Роухани.

В большинстве провинций Сирии не прекращаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои по-прежнему велись в северных районах провинции дамаск, прилегающих к границе с Ливаном, а также в предместьях столицы. Кроме того, боевые действия ведутся между различными вооруженными группировками из числа противников сирийского режима. Так, отряды «Исламского фронта» захватили несколько баз и складов с оружием Сирийской свободной армии (ССА) в северо-западной провинции Идлиб вблизи границы с Турцией. В Ракке, на северо-востоке страны происходят вооруженные столкновения между экстремистскими группировками «Исламское государство Ирака и Леванта» и «Джабхат ан-нусра». В то же время джихадисты, связанные с «Аль-Каидой», «Исламский фронт» и ССА координируют свои действия в борьбе против отрядов курдских сил самообороны.

6 декабря Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) подтвердила уничтожение Сирией всех неснаряженных химических боеприпасов, о чем ранее заявили сирийские власти. В ОЗХО считают проблему безопасности «самой главной» в процессе уничтожения сирийского ХО, которую организация контролировать не может. При этом подчеркивается, что уничтожение ХО «никогда не велось в таких сложных условиях». Госсекретарь США Дж. Керри заявил 7 декабря, что уничтожение сирийского ХО должно завершиться к середине 2014 г.

Официальный Дамаск заявил, что не видит необходимости участия Саудовской Аравии в международной конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию, так как оно «ничем не оправдано». В Дамаске также заявили, что президент Асад не собирается по итогам переговоров в Женеве покидать свой пост и именно он возглавит переходный процесс, а «если кто-то думает, что мы едем на «Женеву-2», чтобы передать контроль над страной оппозиции, то этим людям лучше вообще не участвовать в конференции». Лидер Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Дж. Сабра заявил 8 декабря, что коалиция примет окончательное решение об участии в «Женеве-2» в середине декабря, добавив, что сомневается в том, что эта конференция состоится.

По информации СМИ, Великобритания, США и ряд их союзников недавно впервые провели в Анкаре прямые переговоры с представителями сирийских исламистских группировок. Организаторами встречи выступили Турция и Катар. С сирийской стороны в переговорах участвовали представители различных группировок исламских фундаменталистов, в том числе радикальных, которые объединены в «Исламский фронт».

ООН получила от правительства САР согласие на налаживание поставок гуманитарной помощи напрямую в пострадавшие районы Сирии с территории соседних стран. Исключением является граница с Турцией, обеспечение безопасности которой вызывает у сирийских властей озабоченность.

3 декабря президент России В. Путин принял находившегося с визитом в Москве генерального секретаря Совета национальной безопасности, директора службы общей разведки Саудовской Аравии принца Бандара. «В ходе состоявшейся беседы обсуждалась ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке». В частности, отмечалась позитивная динамика в рамках международных усилий по урегулированию проблемы иранского ядерного досье. «Кроме того, состоялся детальный обмен мнениями по положению дел вокруг Сирии, в том числе в контексте подготовки конференции «Женева-2». Принц Бандар также провел встречу с главой МИД России С. Лавровым.

Власти Ливана 2 декабря официально объявили крупнейший город на севере страны – Триполи «зоной боевых действий» сроком на шесть месяцев. В город были введены дополнительные силы правительственной армии, что позволило прекратить вооруженные столкновения между местными суннитами и алавитами, поддерживающими президента Сирии Б. Асада. Тем не менее, обстановка в Триполи остается напряженной.

5 декабря в столице Йемена Сане боевики экстремистской исламистской группировки «Ансар аш-шариа», в основном подданные Саудовской Аравии, совершили нападение на комплекс зданий министерства обороны, в том числе госпиталь. В ходе этой крупнейшей террористической акции погибли 52 и получили ранения 215 человек. Согласно имеющейся информации, были уничтожены 11 боевиков. Причиной нападения террористы назвали нахождение на территории министерства «контрольных пунктов по управлению БПЛА и американских экспертов». Йеменские аналитики отмечают, что масштабы совершенного нападения указывают на «уровень сетей проникновения террористов» в армию и спецслужбы, а также их «высокую информированность».

На прошедшей неделе госсекретарь США Дж. Керри в очередной раз посетил Израиль и палестинские территории, где провел переговоры с израильским премьер-министром Б. Нетаньяху и палестинским президентом М. Аббасом. По их окончании Керри отметил «определенный прогресс» в палестино-израильском переговорном процессе, и даже отметил, что «израильтяне и палестинцы как никогда близки к заключению мира». В то же время министр иностранных дел Израиля А. Либерман заявил: «Я не вижу никаких шансов на подписание мирного соглашения с палестинцами на данном этапе», и «я не понимаю, на чем основан этот оптимизм». По мнению Либермана, «невозможно надеяться на успех переговоров», когда между их участниками нет доверия.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Египте. «Братья-мусульмане», находящиеся в непримиримой оппозиции к правящему в стране режиму, отвергли проект новой конституции страны, заявив, что путем его принятия «путчисты» пытаются «исказить легитимную египетскую конституцию», принятую во время правления М. Мурси. В то же время партия «Ан-Нур», выражающая интересы египетских салафитов, поддержала проект нового основного закона страны и призвала своих сторонников проголосовать за него на предстоящем референдуме.

6 декабря сторонники «Братьев-мусульман» вновь пытались провести массовые демонстрации в Каире и ряде других городов Египта. В результате произошли беспорядки и стычки между исламистами и их противниками.

Президент Судана О. аль-Башир 7 декабря отправил в отставку первого вице-президента страны А. Таху. Также в отставку были отправлены второй вице-президент и ряд министров. Как было заявлено, это сделано для того, чтобы «открыть дорогу молодежи». Новым первым вице-президентом страны назначен генерал-лейтенант Б. Х. Салих. Вторым вице-президентом стал Х. М. Абдель Рахман. Назначены новые руководители МВД, министерств финансов, нефти и культуры.

4 декабря Всеобщий национальный конгресс (парламент) Ливии утвердил исламское право (шариат) в качестве основы для законодательства страны. Таким образом, исламское право становится «главным источником законодательства в Ливии, которому должны следовать все государственные институты». В ближайшее время специальная комиссия внесет поправки в законы страны с тем, чтобы они соответствовали шариату.

Правительство Ливии выделило 7 млрд долларов из валютных резервов страны для компенсации потерь госбюджета от сокращения экспорта нефти. Ожидается, что в ближайшее время на эти же цели из резервов придется выделить еще 6 млрд долларов. По словам премьер-министра Ливии А. Зейдана, вооруженные группы представителей племен, населяющих восточные районы страны, усиливают давление на центральное правительство. Они угрожают, что не допустят возобновления работы экспортных терминалов до тех пор, пока не будет создан комитет с участием представителей всех трех регионов страны – Триполитании, Киренаики и Феццана — для урегулирования вопросов, связанных с распределением доходов от продажи нефти.

США и НАТО оказывают давление на руководство Афганистана, чтобы оно подписало американо-афганское соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, что позволит части контингента войск международной коалиции остаться в стране после 2014 г. и начать миссию по оказанию помощи Кабулу в укреплении правительственной армии и полиции. В то же время в администрации президента Афганистана Х. Карзая заявили, что глава государства не допустит подписания соглашения, пока его ключевые требования не будут приняты Вашингтоном. Отметим, что движение «Талибан» поддержало отказ Карзая от подписания соглашения о сотрудничестве с США в сфере безопасности. В то же время министр обороны США Ч. Хейгл, прибывший 7 декабря в Кабул, сообщил, что власти Афганистана подпишут двустороннее соглашение по безопасности в срок. По словам Хэйгела, его в этом заверил министр обороны Афганистана Б. Х. Мохаммади. Отметим, что Хейгл не встречался в Кабуле с Карзаем, который 8 декабря отбыл с визитом в Иран.

Приложение

 

 

О политике Алжира в арабском мире и Сахеле

 

 

Современный Алжир активно и целенаправленно придерживается курса отстаивания своих национальных интересов на международной арене, традиционно позиционирует себя как государство, проводящее независимую внешнюю политику. АНДР поддерживает сбалансированные отношения с ведущими странами мира. Заметна роль Алжира в международных и региональных организациях – ООН, Лиге арабских государств, Африканском союзе, Организации исламского сотрудничества, Движении неприсоединения.

События, происходящие в последние годы в арабском мире и в Сахеле, вынуждают руководство АНДР вносить корректировки в свой внешнеполитический курс. В Алжире серьезно обеспокоены нестабильностью в соседних государствах, опасаются, что эта нестабильность может негативно воздействовать на положение дел в стране, которое и без того остается сложным. При этом алжирское правительство продолжает придерживаться принципа недопустимости иностранного вмешательства во внутренние дела суверенных государств, отвергает доктрину «гуманитарной интервенции». Как видится, подобная линия обусловлена главным образом опасением лидеров АНДР возможностью внешнего вмешательства в дела страны.

В условиях усиления угрозы со стороны радикальных исламистских группировок алжирские лидеры выступают за координацию действий арабских стран в борьбе против экстремизма и терроризма.

Алжир – крупнейшее и наиболее сильное в экономическом и военном отношении государство Арабского Магриба. Всемерное укрепление лидирующего положения страны в этом регионе является одним из главных приоритетов внешней политики алжирского руководства. В то же время отношения Алжира с соседями носят сложный характер.

В первую очередь, это относится к Марокко, что обусловлено имеющимися между двумя странами территориальными спорами и соперничеством за лидерство в северо-западной части Африки. Главным конфликтообразующим элементом в двусторонних отношениях является проблема Западной Сахары. Алжирцы не признают присоединение этой территории к Марокко, и поддерживает право западносахарцев на самоопределение. Алжир и Рабат периодически прилагают усилия по нормализации двусторонних отношений, однако до последнего времени они не имеют особого успеха. Периодически эти отношения обостряются. В то же время АНДР и Марокко стремятся не доводить ситуацию в межгосударственных отношениях до критического состояния. В целом алжирско-марокканское соперничество будет продолжаться.

Алжир в 2011 г. формально официально признал новые власти Ливии, но отношения с ними далеки от добрососедских. Здесь сказывается то обстоятельство, что алжирское руководство во время гражданской войны в Ливии в 2011 г. не поддерживало противников М. Каддафи. В настоящее время в Алжире отчетливо видят, что хроническая нестабильность в Ливии, наличие в этой стране многочисленных неподконтрольных властям экстремистских вооруженных группировок, в том числе в приграничных с АНДР районах, бесконтрольное распространение оружия в соседние страны, принявшее широкомасштабных характер, представляют реальную угрозу безопасности алжирского государства. В этой ситуации Алжир принимает превентивные меры с целью воздействия на ситуацию в соседней стране, «включая финансовую поддержку и снабжение оружием представителей различных племен, выступающих против джихадистов», особенно в южных и юго-западных районах Ливии.

Смена власти в Тунисе привела к пересмотру Алжиром отношений с этой страной. Усиление влияния исламистов, активизация деятельности экстремистских исламистских вооруженных группировок в Тунисе в АНДР склонны рассматривать «как один из главных очагов напряженности у своих границ и исламистской угрозы». В этих условиях Алжир налаживает сотрудничество с Тунисом в сфере безопасности и обмена информации о деятельности экстремистских и террористических группировок. Кроме того, алжирцы прилагают усилия, направленные на ослабление «салафитской опасности и стравливание между собой различных исламистских групп» в Тунисе.

Алжир рассматривает Сахель в качестве зоны своих стратегических интересов, стремился играть роль «старшего брата» и защитника государств этого региона, в первую очередь — Мавритании и Мали, от террористической угрозы. В то же время вооруженный конфликт в Мали, начавшийся в январе 2012 г., продемонстрировал ограниченные возможности АНДР влиять на ситуацию в Сахеле, особенно в условиях активной деятельности сильных внешних игроков, таких как Франция. На первых порах алжирцы выступали против иностранной интервенции в Мали, поддерживали переговоры между всеми участниками конфликта, включая радикальных исламистов из группировки «Ансар-ад-дин». Однако провал политических усилий и обострение ситуации в соседней стране, которая все больше стала угрожать безопасности южных районов Алжира, осознание того, что у АНДР нет реальной возможности помешать проведении военной операции в Мали подвинули алжирское руководство к изменению своей позиции. Алжир согласился с проведением международной военной операции в Мали и даже предоставил свое воздушное пространство для пролета самолетов западных стран. Тем не менее, позиция АНДР по отношению к конфликту в Мали не стала пассивной. Алжир по-прежнему активно действует в соседней республике, выступает «за политическое решение кризиса на севере Мали при уважении суверенитета и территориального единства этой страны», а главное — прилагает усилия к тому, чтобы минимизировать угрозы собственной безопасности.

В Алжире внимательно следят за событиями в Египте и целом позитивно восприняли отстранение от власти египетскими военными президента АРЕ М. Мурси. В то же время алжирцы стремятся использовать нестабильную ситуацию в Египте для упрочения собственных позиций в Африке и арабском мире.

В отношении конфликта в Сирии алжирское руководство демонстрирует независимость своего курса от Запада и многих других арабских стран. В частности, Алжир придерживался установки «жесткого противодействия попыткам Саудовской Аравии и других арабских стран использовать ЛАГ против Сирии». Более того, Алжир оказывал фактическую поддержку официальному Дамаску по дипломатическим каналам. В то же время из Алжира периодически звучит критика в адрес сирийских властей, в том числе и лично к президенту САР Б. Асаду за «неадекватное применение силы» и т. п. Как видится, «в этом проявляется стремление отвести от себя обвинения в поддержке сирийского президента».

Сложными остаются отношения Алжира с аравийскими монархиями. С некоторыми из них АНДР расширяет взаимодействие в сфере экономики, однако в политической сфере отношение к ним у алжирского руководства в целом остается достаточно настороженное. В первую очередь, это относится к Саудовской Аравии. В значительной степени такая позиция обусловлена тем, что саудовцы оказывают политическую и иную поддержку Марокко, в том числе и по вопросу о Западной Сахаре. Вместе с тем, Алжир предпринимает попытки поиска путей преодоления трений с саудовской монархией.

АНДР всячески пытается противодействовать попыткам Катара усилить свое влияние на ситуацию в странах Магриба, в том числе в собственно Алжире, а также в Ливии и Тунисе. Речь здесь идет главным образом о содействии Дохи радикальным исламистским группировкам. Опасаются алжирцы и «газовой экспансии» Катара, в том числе перспективы активного проникновения катарских инвестиций в страну, что может привести к захвату газового рынка АНДР аравийским эмиратом. В то же время Алжир сотрудничает с Катаром в осуществлении целого ряда совместных бизнес-проектов.

По проблеме ближневосточного урегулирования Алжир последовательно придерживается курса на вывод израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, восстановление законных прав арабского народа Палестины и создание им собственного государства. Президент АНДР А. Бутефлика неоднократно заявлял, что его страна не пойдет на установление дипломатических отношений с Израилем до тех пор, пока тот не признает право палестинцев на создание государства на своей, палестинской территории, и не уйдет с сирийских Голанских высот.

Алжир выступает за стабилизацию обстановки в Ираке и сохранение территориальной целостности этой страны.

В целом, Алжиру пока удается проводить достаточно независимую политику на региональном уровне, причем он делает это, несмотря на оказываемое на него очевидное внешнее давление. В условиях сложной внутриполитической обстановки алжирское руководство будет и впредь стремится избегать втягивания страны в конфликты с соседними странами, но при этом продолжит курс на закрепление алжирского лидерства в Магрибе.

52.32MB | MySQL:103 | 0,590sec