Сомали: обострение межклановой борьбы на периферии

Борьба между различными сомалийскими кланами за власть в настоящее обострилась не только в исполнительной и законодательной власти этого пока еще очень условного государственного образования. Мы уже говорили о том, что правительство премьера Абди Фараха Ширдона, которое просуществовало всего лишь год, получило вотум недоверия во время парламентского голосования 2 декабря с.г., что в принципе означает победу и усиление влияния сторонников президента Хасана Шейха Махамеда. Но он по большому счету контролирует только Могадишо и ряд прилегающих к столице районов, что естественно не позволяет говорить о каком-то внятном едином государственном управлении на территории бывшего Сомали. Основная борьба за влияние происходит на периферии, в областях и районах, где сильны различные племенные вожди и группы. И там вопросы обладания властью решаются далеко не парламентскими способами.

Ярким примером этого могут служить ожесточенные вооруженные столкновения 17 ноября с.г. между племенными группами хавийя/хабр-гедир и дир/биймал за контроль над опорным населенным пунктом КМ-50. А если еще шире, то за стратегической автотрассой Могадишо-Афгое-КМ-50-Мерка. Эти столкновения начались фактически сразу же после того, как в августе 2012 года Мерка был освобожден от исламистов из «Аш-Шабаб». Эти столкновения в основном носили характер мелких стычек и подковерной борьбы двух кланов, но три раза, начиная с августа прошлого года, приводили к открытым боестолкновениям. Ни одна из племенных групп не имеет в данном регионе количественного преимущества. Самые большие группы здесь по числу жителей – это кланы дигил, мирифле и джарир (сомалийские банту). Биймал имеет большинство в Мерке, хабр-гедир в К-50, который расположен в пятидесяти километрах от Могадишо и имеет стратегически важный аэропорт. Столкновения между этими группами за установление полного контроля над Меркой особенно явственно проявились в апреле и июле с.г. При этом посреднические усилия правительства по установлению перемирия были по большей степени бесполезными. Как представляется, в данном случае вновь проявились нарастающие противоречия между президентом  Махамедом и уже бывшим премьером Ширдоном. Последний явно оказался перед лицом хорошо спланированной интриги со стороны президентского окружения, которое тем самым хотело показать всем племенным вождям неспособность премьера установить действительно эффективное перемирие. А если говорить на языке местных реалий – установить понятную всем систему баланса сил, подкрепленную реальными рычагами влияния из федерального центра.

Столкновения 17 ноября с.г., которые произошли аккурат в разгар подготовки голосования о вотуме недоверия правительству А.Ширдона и были спровоцированы провокационными действиями боевиков из клана хабр-гедир, которые  в свою очередь заручились поддержкой еще двух субкланов абгал и муросад (оба хавийя). Отметим, что вооруженные отряды всех этих племенных вооруженных милиций официально инкорпорированы в большей степени виртуальные пока вооруженные силы Сомали и ориентируются на президента  Махамеда. Ополченцы хавийя считались до недавнего времени сторонниками бывшего премьера Ширдона. Они также входили в так называемую 3-ю бригаду правительственных войск, которой командует генерал Мохаммед Робл Джамаль Гобаль. Последний в свое время руководил объединением  Juba Valley Alliance (JVA) и контролировал порт Кисмайо с 1997 по 2006 гг. В то время в  JVA входили отряды не только из клана хавийя/хабр-гедир, но и дарод/марехан. В 2006 году они были выбиты из Кисмайо отрядами «Аш-Шабаб» и с тех пор контролировали участок стратегического шоссе на участке Афгое-Мерка.  М.Гобаль также считается близким человеком очень влиятельного полевого командира Юсуфа Сиада Индхаада (хавийя/хабр-гедир), который в свое время присоединился к «Союзу исламских судов» (СИС), но позже несколько раз менял своих союзников. Он также является союзником руководителя «Хизб Ислам» Хасана Дахира Ауяса. Короткий период времени (с 2009 по 2010) Индхаад даже был министром обороны Сомали и участвовал в совместных операциях с военными из США, которые пытались организовать что-то наподобие организованной армии центрального правительства. По некоторым данным, в тот период времени он установил хорошие отношения с американскими военными из РУМО США и до сих пор получает из Пентагона очень приличную зарплату.

Хотя явных доказательств причастности этого персонажа к последним боестолкновениям в КМ-50 нет, но многие эксперты убеждены в том, что он опосредованно приложил руку к этим событиям, и не без пожеланий со стороны Пентагона. На это указывает то, что часть лояльных ему лично полевых командиров приняли в атаке на КМ-50 активное участие. Те же эксперты полагают, что за попыткой выбить отряды ополчения биймал из окрестностей КМ-50 помимо внутренней борьбы между сомалийским президентом и уже бывшим премьером, стоят и довольно прозаичные задачи, связанные с началом организации генерального наступления на позиции исламистов из «Аш-Шабаб» весной следующего года. Напомним, что эти сроки являются очень условными поскольку, по оценкам военных аналитиков, миротворцы из АМИСОМ вряд ли смогут до этого срока полностью отладить боевое взаимодействие и получить усиление своего очень недостаточного на сегодняшний день авиакрыла. Без последнего момента это наступление лучше и не начинать.

В этой связи эксперты обращают внимание на наличие в КМ-50 аэропорта, который в перспективе можно использовать для развертывания контингента и базирования вертолетов. Кроме того, установление контроля над стратегической трассой Могадишо-Мерка является обязательным условием для организации логистической составляющей предстоящей операции. Кроме того, племенная верхушка биймал очень тесно связана с командирами из «Аш-Шабаб» и предоставляла отрядам исламистов базы и укрытия после их отхода из Мерки и Кисмайо. В 2008 году, когда отряды «Аш-Шабаб» вошли в Мерку, где бимаал составляют большинство, их племенная верхушка очень тепло их приветствовала. Таким образом, можно сделать вывод о скором наступлении лояльных Могадишо сил и на саму Мерку, поскольку без этого нельзя говорить об установлении надежного контроля над автострадой Могадишо-Мерка.

52.33MB | MySQL:103 | 0,707sec